Команда единомышленников – основа успешной инновационной деятельности
статья по теме

 

     Для осуществления инновационного замысла, прежде всего, необходима команда профессионалов- единомышленников, обладающих уверенностью в себе, выстраивающих работу по личному выбору на основе личной ответственности за результат деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_komandnoy_raboty.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Команда единомышленников – основа успешной

 инновационной деятельности

     В ходе модернизации Российского образования многие образовательные учреждения встали на путь инновационной деятельности.

     Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово», являясь областной экспериментальной площадкой, работает над проблемой разработки механизма внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Это позволит детским садам города осмыслить опыт оздоровления детей, смоделировать здоровьесберегающий процесс, максимально соответствующий условиям детского сада и профессиональным возможностям педагогов в своем дошкольном учреждении,  сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников.

     Для осуществления инновационного замысла, прежде всего, необходима команда профессионалов- единомышленников, обладающих уверенностью в себе, выстраивающих работу по личному выбору на основе личной ответственности за результат деятельности.

     Эта очень сложная и длительная работа – необходимый этап любой инновационной деятельности, и администрации образовательного учреждения необходимо направить все усилия на:

  1. Установление добрых взаимоотношений в педколлективе на основе поддержки. Важно, чтобы каждый сотрудник ощутил заботу о себе, почувствовал, что его ценят, создают условия для проявления его возможностей;
  2. На установление подлинной демократии, так как уровень демократического участия является ключевым фактором в достижении высоких показателей. Все действия или процессы, которые осуществляются в образовательном учреждении, должны быть хорошо обсуждены, осмыслены каждым сотрудником, приняты педколлективом и осуществлялись бы с его активным участием;
  3. На понимание каждым сотрудником того, над чем работает коллектив и какова роль каждого в этом процессе. Педагоги должны четко знать, каковы основные направления деятельности образовательного учреждения, что ожидается от них, что они могут ожидать от других, в чем заключается их роль, каковы нормы, ценности, правила учреждения;
  4. На повышение уверенности педагогов в себе, в своих силах, их самостоятельности и ответственности за результаты своей работы.

 Для успешной деятельности учреждения необходима сбалансированность четырех элементов:

Взаимоотношения – Участие – Прозрачность - Самостоятельность

     В нашем дошкольном образовательном учреждении это достигается через:

  1. Тренинговую работу «Искусство командной работы и лидерства» с педколлективом, тренинги личностного роста, на которых рождается доверительность между сотрудниками, формируются такие умения, как:
  • умение вырабатывать групповую стратегию деятельности;
  • умение использовать  творческий подход к делу;
  • умение самовыражаться;
  • доверять другим, верить в себя;
  • быть честным;
  • преодолевать трудности эффективным способом;
  • поддерживать успехи других и признавать свои и т.п.
  1. Выработку имиджа или делового кредо детского сада - внутренних, мобилизующих педколлектив ценностных установок, ориентаций, потребностей.

 Совместное создание проекта делового кредо детского сада позволило заинтересовать всех сотрудников, дать почувствовать каждому единство в работе через совместную разработку стратегии развития учреждения, его приоритетов, ценностей, позволяет выделить направленность поведения педагога, элементы корпоративной культуры (неписаные законы, традиции, ритуалы, имиджевые элементы и т.п.).

  1. Расширение структуры управления.

В нашем дошкольном учреждении организационная структура управления была изменена с линейного типа на линейно-функциональную, а затем на структуру матричного типа. Произошло расширение структуры управления по горизонтали за счет создания служб:

  • службы мониторинга,
  • службы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка,
  • службы психолого-методического сопровождения педагога,
  • службы психолого-медико-педагогического сопровождения семьи,
  • службы сопровождения эксперимента по здоровьесбережению,
  • информационной службы.

В структуре управления выделились три уровня:

  1. Общественный (Совет по развитию ДОУ, управляющий совет, родительские комитеты);
  2. Административный (педагогический совет детского сада, заведующая детским садом, научный консультант, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, заместитель заведующей по научно-экспериментальной деятельности, руководители служб детского сада, которые возглавляют и осуществляют анализ, планирование, организацию, контроль и регулирование деятельности педколлектива);
  3. Профессионально-педагогический (творческие, проблемные, проектные группы, творческие объединения педагогов, которые содействуют работе педколлектива и реализуют идеологию детского сада через профилактическую, развивающую, коррекционную, учебно-оздоровительную, физкультурно-оздоровительную, просветительскую работу)

 В результате, основными стали функциональные, а не административные взаимосвязи и взаимодействия, посредством которых идет формирование педагогических сообществ, объединений педагогов, по сути экспериментальных команд, которые имея сформированное профессиональное мировоззрение, устойчивую профессиональную позицию, новые ценностные ориентации, новое отношение к ребенку, создают новую практику в детском саду, делают более эффективными условия.

      4.  Осуществление психолого-медико-педагогического сопровождения как единой модели деятельности дошкольного учреждения.

     Инновационный замысел дошкольного учреждения реализуется на основе психолого-медико-педагогического сопровождения - комплексной технологии, позволяющей объединить всех участников образовательного процесса в решении задач оздоровления, развития детей.

     Главным звеном психолого-медико-педагогического сопровождения детей в детском саду являются  психолого-медико-педагогические консилиумы I и II типа, самодостаточные, хорошо структурированные «действа». Психолого-медико-педагогический консилиум представляет собой организационную форму, которая помогает педколлективу разработать и спланировать единую стратегию сопровождения каждой возрастной группы, каждого ребенка, задействовать при этом профессиональный, личностный потенциал всех специалистов дошкольного учреждения на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности.

Даты проведения педконсилиумов 2-х видов занесены в план работы детского сада, таким образом заранее осуществляется постановка целей и задач и каждый участник консилиума изначально хорошо понимает назначение общей встречи и для детского сада в целом и для себя, как специалиста в частности .

  1. Создание системы работы с педагогическими кадрами.

   Детей XXI века должны воспитывать педагоги XXI века: теоретически подготовленные, свободные от педагогических стереотипов, способные глубоко осмысливать и передовую практику и научные исследования в своей профессиональной области. В основе системы работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной компетентности педагога, помогающая выявить проблемы и затруднения. Педагогические советы, семинары-практикумы, психологические студии, гостиные и др. направлены  на:

  • развитие личности педагога,
  • развитие рефлексивной деятельности,
  • формирование ключевых компетенций педагога,
  • профессиональное самосовершенствование и самореализацию,
  • взаимообмен духовными ценностями,
  • развития творчества в профессиональной деятельности,
  • сотрудничество всех участников воспитательно-образовательного процесса,
  • формирование навыков по разностороннему развитию личности ребенка,
  • на освоение личностного подхода к ребенку - как образовательной технологии.
  1. Осуществление сотрудничества специалистов детского сада с внешним сообществом:
  • научным потенциалом города и области,
  • преподавательскими кадрами Кемеровского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новокузнецкой педакадемии, Кемеровского государственного университета,
  • образовательными учреждениями города,
  • родителями,
  • социумом,

позволяет педагогическим кадрам детского сада своевременно знакомиться с передовым опытом, получать помощь и научно-образовательную поддержку по организации новых проектов изменения деятельности в дошкольном учреждении, получать обратную связь о результативности своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование команды единомышленников в ДОУ

Описана система развития педагогической команды ДОУ....

Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обосно...

Команда единомышленников в ДОУ

Мы, руководители учреждения, несем ответственность   за достижение  целей образовательного процесса. Но иногда, стремясь достичь его эффективности, забываем, что в процесс включены не т...