Формирование команды единомышленников в ДОУ
статья на тему

Описана система развития педагогической команды ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_noyabr.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование команды единомышленников в ДОУ.

Черкашина Е.Н.

заведующий

МБДОУ д/с № 1

г. Белгород

Одно из условий эффективной работы детского сада - командное управление.

«Педагогическая команда» - сообщество педагогов-единомышленников, которые работают в любом образовательном учреждении, чьё командное взаимодействие развивается по законам командного управления и имеет характерные для команды признаки. От группы сотрудников команду отличает высокий уровень корпоративной культуры.

Члены команды отличаются от сотрудников высокой организованностью, рациональностью мышления, умением ценить и развивать потенциал каждой личности. Эффективная команда является коллективом людей, где все способны к сотрудничеству и взаимопомощи. Они достигают высокого результата благодаря организованности совместных действий. Команда вырабатывает принципы деятельности для всех своих членов, умеет разделить задачи на стратегические и тактические: на сущностные и второстепенные и соответственно планирует время на их решение. Команда имеет высокое качество работы и удовлетворенность от выполняемых задач. Именно в достижении цели группа начинает осознавать себя на определенной стадии команды, её члены начинают думать одними категориями, чувствовать единство.

Психологическая атмосфера в коллективе - это следующий параметр признаков команды. Он возникает в процессе совместных действий, когда коллектив оценивает свою деятельность, видит перспективы работы, пути реализации, желает улучшить достижения, когда присутствует высокая мотивация и активность сотрудников.

Команда отличается желанием и умением ее членов  нести личностную ответственность за результаты деятельности по всем ступеням управленческой пирамиды и не уходить от нее. Общее требование команды - постоянное совершенствование своих профессиональных знаний, умений, навыков. Члены команды крепко держатся своих позиций, отличаются творческой инициативой. Названные признаки команды утверждают, что рабочая группа постепенно превращается в команду. Чтобы это произошло, должны произойти существенные изменения в настроении людей, в их сознании, сформироваться готовность работать в команде.

Исследователи командной деятельности утверждают, развитие команды происходит поэтапно, и выделяют следующие стадии развития команды:

 первая стадия- стадия ориентации.

Она характеризуется тем, что когда группа впервые собирается, ее члены находятся в сильной зависимости от формального лидера, который обеспечивает структуру их отношений между собой. Этот процесс включает разработку     программы, и установление основных правил поведения в команде. Необходимо прояснение целей, уточнения вопросов, которые следует принять во внимание, и обеспечения понимания сущности труда, средств и методов работы всеми членами команды. Существует потребность в ориентации членов группы в широком смысле, поиск ответов на вопросы: «Что? Почему? Кто? и Как? ».

Вторую стадию - «разочарование» - иногда называют «штормом». Она наступает тогда, когда члены команды начинают получать ответы на поставленные вопросы, и эти ответы не всех удовлетворяют. Эта стадия часто характеризуется конфликтами или нежеланием продолжать совместную работу, неверием в собственных возможностях достижения цели. Значительная часть проблем связана с тем, что в команде начинает складываться определенная иерархия, распределение ролей, проявляются различные взгляды на правила поведения. Нужно организоваться, чтобы выполнить задачи, стоящие перед командой. Заметим, что на этих двух стадиях работа фактически выполняется, определенные производственные задачи продолжают решаться, однако деятельность, как правило, является недостаточно эффективной.

Третья стадия – интеграция - является началом наиболее продуктивной работы

с точки зрения отношений внутри команды: начальные конфликты уже решены, на этой стадии команда достигает идентичности, отличает ее для ее членов от других групп. Ей присущи также чувство единства и сплоченности. Относительно производственной деятельности, можно наблюдать широкий обмен идеями, информацией, совместный анализ мнений и коллективные решения по конкретным действиям. Здесь команда уже способна одновременно выполнять обе функции: работать на результат деятельности и обеспечивать поддержку и эффективные отношения внутри команды. От третьей стадии группа естественно и с наименьшими усилиями перейдет к четвертой - эффективного функционирования.

На этой стадии существует доверие всех членов команды друг к другу, что позволяет максимально использовать отдельных работников, пары и малые группы, работающие на достижение общего результата. Кроме того, члены группы максимально преданы общему делу и проявляют творческий подход к ней. Характерно также высокий уровень взаимозависимости, функциональной компетентности и способности к сотрудничеству в отношениях внутри команды, где функции и обязанности четко распределяются. Команда демонстрирует высокую эффективность в решении проблем, следовательно, способна отвечать на любую потребность в изменении обстоятельств.

Для названных стадий обязательна последовательность. Это означает, что третья стадия не может быть достигнута без прохождения первой и второй. Прохождение стадий не является автоматическим или неизбежным. Группы могут оставаться на первой или второй стадии и никогда не дойдут до третьей или четвертой. Невозможно установить общие временные рамки для каждой стадии. Переход от первой до четвертой может занять у группы часы, недели, даже месяцы и годы. Если любой член команды покидает ее и его заменяет другой человек, это будет уже новая команда. Следовательно, она даже может поворачиваться в своем развитии на первую стадию.

 Поэтому очень важным является понимание руководителем процесса развития группы в команду и создание условий для последовательного перехода от стадии к стадии. Так, на первом этапе руководитель доминирует в определении стратегических и тактических целей и задач, при проведении собрания коллектива организует коллективное обсуждение, пытаясь разъяснить каждому члену коллектива его задачи, обеспечивая формирование коллегиальности принятия совместных решений.

На втором этапе руководитель, наибольшее внимание должен уделить именно организации рабочего процесса. Поддержание комфортного психологического климата, иллюстрации достижений и четкая постановка конкретных задач поможет коллективу сознательно декомпозировать стратегические цели на пошаговое решение практических задач.

Третий этап характеризуется особым вниманием к формированию взаимопонимания между членами команды, создание положительного командного микроклимата, дает ощущение командного единства. На этом этапе участники уже самостоятельно могут взять на себя ответственность за выполнение своих обязанностей, следовательно отпадает необходимость в жестком контроле и пошаговых рекомендациях, которые уже могут мешать определять собственную позицию в общем деле. Для активного включения сотрудников в совместную работу руководителю необходима коммуникабельность, чувство юмора, умение организовать обратную связь. Со вступлением команды в последнюю стадию своего развития участие руководителя в построении взаимоотношений в педагогическом коллективе существенно уменьшается, одновременно необходимо разумное делегирование полномочий и стимулирование достижений команды.

Важный признак педагогической команды - рациональное распределение ролей, повышает уровень мобильности педагогической команды, а также степень ее адаптивности к необычным ситуациям. Распределение ролей дает каждому  почувствовать свою значимость, что крайне важно, так как команда - это сообщество «равных».

Решающее значение приобретает в формировании педагогической команды избранный руководителем и заданный в коллективе стиль управления - авторитарный, либеральный или демократический.

Соглашусь с мнением большинства исследователей, создание педагогической команды возможно только при наличии демократического стиля управления как доверчивого и равноправного характера взаимодействия руководителя и подчиненных. Инициативность, активность, творческая самореализация всех субъектов деятельности превращает административное управление в демократическое соуправление, придает ему общественно-государственный характер, формирует личностную ответственность и заинтересованность каждого члена коллектива, а не только руководящего состава. Педагоги при этом действуют эффективно и высокопрофессионально, они поддерживают и уважают друг друга, не игнорируя при этом руководителя; в коллективе имеется неформальная и открытая атмосфера сотрудничества, проявляющаяся в командном управлении, царит, налаженное эффективное взаимодействие между членами команды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Команда единомышленников – основа успешной инновационной деятельности

  Для осуществления инновационного замысла, прежде всего, необходима команда профессионалов- единомышленников, обладающих уверенностью в себе, выстраивающих работу по личному в...

Занятие педагога-психолога с детьми 6-7 лет по формированию коммуникативных навыков, сплочению группы "Мы - команда"

В дошкольном возрасте необходимо учить детей эффективно взаимодействовать друг с другом, не забывая при этом о новообразовании дошкольного возраста - произвольности. В процессе занятия используются иг...

Тренинг психолога для воспитателей: «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе»

Стресс можно ослабить или вообще устранить из нашей жизни посредством изменения своего отношения к реальности, управляя своими мыслями....

Тренинг для педагогов детского сада: «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе"

Актуальность темы: Анализ работы ДОУ показывает, что большинство специалистов и работников данной организации работают в довольно неспокойной, эмоционально напряженной атмосфере, требует постоянного в...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...

Команда единомышленников в ДОУ

Мы, руководители учреждения, несем ответственность   за достижение  целей образовательного процесса. Но иногда, стремясь достичь его эффективности, забываем, что в процесс включены не т...