Описание реализации программы развития в ДОУ
рабочая программа по теме

Шилова Надежда Михайловна

Реализация программы развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация программы развития МКДОУ «Краснянский детский сад»

Для реализации образовательной программы создана предметно-развивающая среда, которая отвечает следующим требованиям:

- приближенность к домашней обстановке;

- доступность;

- отсутствие пестроты в интерьере;

- использование в интерьере произведений искусства и т.д.;

- участие детей в планировании и преобразовании окружающей среды.

  В детском саду создана разнообразная по содержанию предметно-развивающая среда, которая постоянно пополняется и обновляется. Детский сад обеспечен техническими средствами обучения, имеется достаточное количество познавательной и художественной литературы, приобретено много развивающих игр для познавательного, речевого развития. Большое внимание уделяется предметно-развивающей среде - цветовому, тепловому и световому режиму, подбору мебели по росту и т.д. Вcё это позволяет педагогическому коллективу решить поставленные задачи:

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- своевременное психическое развитие;

- обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.

В группах имеются спортивные центры для удовлетворения потребностей детей в двигательной деятельности, развивающие центры: книжные и природные уголки, центры по изобразительной деятельности и для развития мелкой моторики, театрально – музыкальные центры, а также игровые уголки и творческие лаборатории.

  Одной из основных задач ДОУ является обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей.

Для ее реализации в детском саду имеются, на наш взгляд, все необходимые условия:

  • чистые, светлые, просторные помещения со всем необходимым оборудованием;
  • изолированные групповые комнаты со спальнями, раздевальными и умывальными комнатами;
  • медицинский кабинет.

   Каждый воспитатель владеет методикой физического воспитания, строит свою работу, руководствуясь программой; реализует программу Р. Б. Стеркиной по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, тесно взаимодействует с медицинскими работниками, четко следует их рекомендациям при подборе упражнений для физкультурных занятий, дозировании физ. нагрузки, закаливании. Проводит совместно диагностику физического состояния, прилагает усилия для соблюдения светового и теплового режима, режима проветривания, прогулок, занятий и т.д.

   Вся работа детского сада пронизана заботой о физическом и психическом здоровье детей. В связи с этим используем режим дня, обеспечивающий баланс между занятиями, регламентированной и самостоятельной деятельностью ребенка.

Для физического развития детей используем различные формы организации - физического воспитания:

- физкультурные занятия 3 раза в неделю;

- утреннюю гимнастику;

- дыхательную гимнастику;

- спортивные праздники и развлечения;

- гимнастику после дневного сна.

   В теплый период года предпочтение отдаем занятиям физкультурой на воздухе: элементам игры в бадминтон, футбол, волейбол, подвижным играм, катанию на велосипеде. Зимой дети катаются на санках, осваивают скольжение по ледяным дорожкам, с горки. Занятия стараемся проводить разные по форме (ритмическая гимнастика, оздоровительный бег, по единому сюжету, тематические и т.д.), что формирует у детей дошкольного возраста интерес, а в дальнейшем и осознанное отношение к занятиям физкультурой. Эмоциональная окраска занятий и разнообразие упражнений формируют у детей потребность к творческой двигательной активности.

   Задача педагога - создать условия, при которых ребенок захочет заботиться о своем здоровье, дать элементарные знания о том, как его сохранить, и укрепить, и сформировать практические навыки здорового образа жизни.

 Система работы сотрудничества ДОУ с семьей и социальными партнёрами.

  Преемственность между родителями малыша и дошкольным учреждением осуществляется во взаимодействии, сотрудничестве и доверительности при создании единого пространства развития и воспитания ребенка. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт – интимно-личностную связь и изначальное единство с родными. Поэтому воспитательные отношения семьи и ДОУ строятся на признании приоритета семейного воспитания. При тесном взаимодействии с родителями достигается основная цель – вовлечение семьи в образовательный процесс.

    В детском саду налажен тесный контакт с родителями. Взаимоотношения между двумя сторонами регулируются родительским договором, включающим в себя права и обязанности сторон, возникающие в процессе взаимодействия.

    Формы работы с родителями

- Совместные обсуждения педагогами и родителями интересов, умений, потребности каждого ребенка, а также их достижений (групповые родительские собрания, индивидуальные консультации);

 - Различные способы информирования родителей об учебном процессе (родительские собрания, информационные стенды, анкетирование, беседы);

 - Совместные наблюдения за деятельностью ребенка (День открытых дверей);

 - Совместные праздники.

   Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте семьей:

 - в начале каждого года составляется социологический паспорт групп ДОУ, выявляются социально неблагополучные, незащищенные семьи, семьи "группы риска";

 - в начале каждого года проводится анкетирование родителей, с учетом данного анкетирования составляется план работы с родителями на год;

 - в конце каждого года проводится мониторинг удовлетворения родителями деятельностью ДОУ и при анализе данной деятельности оформляется проект плана работы с родителями на следующий учебный год.

Для реализации права участия родителей в воспитательно-образовательном процессе организован родительский комитет ДОУ.

   Среди образовательных технологий, традиционно применяемых в работе с детьми дошкольного возраста, в ДОУ сохраняют актуальность и эффективность, прежде всего, личностно-ориентированные технологии, содержащие в виде элементов различные виды творческой, исследовательской, поисковой деятельности детей, игровые технологии. Высокий уровень квалификации воспитателей и специалистов позволяет реализовывать современные образовательные программы и технологии.

    Организация и содержание воспитательно-образовательного процесса.

Цели и задачи, которые определены в программе развития ДОУ, соответствуют нашим представлениям об основных направлениях модернизации системы дошкольного образования, обеспечивают новое качественное состояние педагогического процесса.

    Для реализации этих задач мы используем разные формы взаимодействий с детьми:

- Совместная деятельность (повседневные бытовые ситуации, игровая деятельность, праздники, развлечения, экскурсии и др.).

- Организованная образовательная деятельность: коллективные занятия (фронтальные), по подгруппам.

- Самостоятельная деятельность.

Широко вошли в практику работы воспитателей приемы, обеспечивающие мотивацию детей на занятиях, задания с использованием совместного поиска решений, коллективных размышлений, введение не травмирующей оценки детской деятельности.

Были определены значимые аспекты в приоритетном направлении работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию :

  • Погружение в мир самобытных предметов;
  • Широкое использование всех видов фольклора;
  • Приобщение к народной культуре через народные праздники и традиции;
  • Знакомство с  декоративной росписью;

Таким образом, приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, способствует развитию личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

        Появилась группа инициативных воспитателей во главе с Журбиной Еленой Николаевной, которая создала в детском саду комнату русского быта. Сотрудники, родители, дети несли в наши стены подлинные предметы старины. Каждая принесенная с любовью вещь находила своё место в интерьере помещения. Так  стала функционировать «Русская изба»- место особого самобытного мира, увлекательных игр и занятий дошкольников старшего возраста. Ежедневно на протяжении пяти лет встречает ребят гостеприимная хозяюшка Елена  Николаевна. Здесь она расскажет интересную историю, покажет дивные вещи, в ее руках предметы оживают, становятся понятными и родными, а речь приобретает чувственную эмоциональную окраску.   В процессе интегрированных занятий, включающих все виды детской деятельности, дети получают сведения об истории и культуре России. Интерьер «избы» составляют подлинные предметы русского быта: прялка, люлька, кухонная утварь, печь – используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с культурой русского народа.
«Русская изба» не музей, она служит местом для игр и занятий с детьми, начиная с младшего возраста. Систематически сюда на занятия, на «сказку» или просто в гости приходят дети. Вот когда можно узнать о народных приметах, обычаях, почитать русские сказки, спеть народные песни. Тогда и оживают образы, становятся понятными, родными, речь приобретает эмоциональную окраску. Здесь по-иному звучат песенки, потешки.
Каждое занятие в «русской избе» носит содержательный, обучающий характер. Дети входят в образы хозяев, гостей избы – таким образом, происходит социализация ребенка. Дети начинают осознавать, что значит собираться семьей за единым хлебосольным столом, быть дружными и трудолюбивыми.

        Сначала занятия выстраивались по тематическому годовому плану основной программы  Л.О. Князевой. Постепенно материал усложнялся, обогащался, систематизировался и был распределен по разделам, предложенным Г.И. Данилиной:

  • Путешествие в историю;
  • Вижу чудное раздолье;
  • В чудесном мире русского языка;
  • Творение рук человеческих;
  • Быт и традиции.

Особая роль в системе работы с детьми отводится приобщению к творчеству русских умельцев, к народным промыслам. Накоплен опыт  работы с Дымковской, Хохломской, Городецкой, Гжельской росписью. В детском саду систематически  проводятся «Весёлые ярмарки», «День рождения Матрёшки», интегрированные занятия  по ознакомлению детей  с народным прикладным творчеством России. В процессе художественной деятельности у дошкольников формируются навыки изготовления игрушек и их росписи.

               Работая в направлении чудесного мира языка, дети не только знакомятся с разными видами устного народного творчества: перевертышами, считалками, скороговорками, потешками, сказками, пословицами, но  сами  их придумывают, сочиняют. Развитию творческого мышления способствовали такие задания как: подбор сказок к пословицам, например: «В согласии жить никто не одолеет» («Зимовье зверей»), «Труд кормит, а лень портит» («Колосок»), «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»), «Что посеешь, то и пожнешь» («Лисичка со скалочкой»).

Сказки - школа народной мудрости. Из них дети черпают множество  познаний,  первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Они позволяют впервые испытать храбрость, стойкость, увидеть добро и зло,  являются важнейшим источником выразительности детской речи, развивают умение тонко чувствовать художественную  форму, мелодию и ритм  родного языка. Народное творчество обогащает словарь детей, формирует фонематическое восприятие, лексику, а также несёт в себе художественный потенциал речи.

Работа со сказкой  проходит  несколько  этапов от восприятия произведения до игр – драматизаций. Наибольшую ценность представляют игры – импровизации по мотивам сказки, где дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят  слова роли и диалоги, эмоционально сочувствуют и содействуют своим героям.   Эмоционально – чувственный опыт детей  хорошо раскрывается в театрализованной деятельности.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. Литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев)


Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по реализации программы развития ДОУ

Данный опыт  по теме программы "ДОУ - муниципальный центр физического развития и приобщения к здоровому образу жизни" был представлен на коллегии управления образования в марте 2011 года....

Описание опыта работы "Обучение дошкольников основам компьютерной грамотности в процессе реализации программы «Развитие» Л.А. Венгера"

Основная цель проводимой работы – разумное внедрение компьютера в дошкольное учреждение, основанное на требовании приоритета развития личности каждого ребенка....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАо реализации Программы развития...

План действия педагога Халюковой Ии Юрьевны по реализации программы развития образовательного учреждения

План действия педагога отражает мероприятия, направленные на реализацию программы развития образовательного учреждения....

Индивидуальный план развития учителя - логопеда Бредихиной О.П.по реализации Программы "Развития МБДОУ ДСКВ №52 "Самолётик" на 2012-2014 г.г." (с изменениями)

В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...

Программа действий воспитателя МБДОУ №2. По реализации Программы развития ДОУ на 2012-2014 года.

Программа разработана на основе Программы развития ДОУ на 2012-2014 года в соответствии с требованиями нормативно- правовых документов,определяющих приорететные направления развития качества образован...

План действий педагога по реализации "Программы развития МБДОУ ДСКВ № 46 "Кот в сапогах"

Данный план - это модель по выстраиванию индивидуальных траекториц саморазвития, алгоритм работы на ближайшие 3 года...