Рекомендации по взаимодействию с родителями
консультация на тему

Татарникова Галина Михайловна

Рекомендации  педагогам ДОУ по взаимодействию с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_vzaimodeystviyu_roditelyami.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого- педагогическое просвещение родителей

  1. Задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режима работы ДОУ, советы по профилактике гриппа и т. п. )
  2. Задачи обучающего плана (Научить родителей руководить детской деятельностью: игровой, ручным трудом и т. п.)

Этапы построения доверительного общения   с родителями

1-й этап - «Трансляция родителям положительного образа ребенка».

    Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что – то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребенок лучше всех».

2-й этап – «Трансляция родителям знаний с ребенке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях  общения с другими детьми, результатах социометрии и др. При этом соблюдается принцип «Ваш ребенок лучше всех» - каждую поделку представляют как исключительную, даже если им самим так не кажется.

3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной информацией не следует делится с коллегой по группе и в целом использовать её только для организации позитивного взаимодействия;

4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности  ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может осторожно начинать давать советы родителям.

  Общая продолжительность этапов – 1,5 – 2 месяца.

Типы родительского отношения

  1. «Пассивный родитель»- он следует внутренней позиции «Вы воспитатель, вот и следите за ребенком, это ваше работа, а мне это не к чему». Обычно дети в этих семьях лишены эмоционального контакта с родителями.
  2. «Избегающий родитель» - такой родитель словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе. Что с его ребенком все в порядке, даже если специалисты советуют обратиться по поводу состояния ребенка  в специальные клиники. Для таких родителей характерно утаивание важной медицинской информации, не желание видеть даже очевидных фактов, результатов обследований, боязнь разглашения диагноза. Педагогам важно установить доверительный контакт с таким родителем, чтобы он поверил в безопасность обращения к специалистам за помощью.
  3. «Агрессивно – недовольный родитель» - постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в процессе конструктивного общения с работниками ДОУ.
  4. Надменный интеллектуал – родитель, считающий свое мнение выше мнения воспитателя, специалиста и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка. Он может оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить рекомендаций, если ему покажется, что специалист не достаточно компетентен. В таких случаях снобизм родителей может быть нейтрализован созданием более официальной обстановки, где значение специалиста, дающего рекомендации более очевиден.

Типы поведения воспитателей по отношению к родителям

  1. «Воспитатель родителей» - для такого воспитателя родители тоже дети, которым требуется все объяснить, которые по мнению воспитателя менее компетентны, «так как не занимаются с детьми целый день». Среди них бывают и «теплые»педагоги, которые сочувствуют родителям в их проблемах с ребенком, но все равно смотрят с высока и считают свой опыт единственно правильным.
  2. «Закрытые воспитатели» -  не хотят внимания к своей работе. Не любят делится своими профессиональными трудностями, так как опасаются  критики со стороны коллег, родителей, заведующей. Не слишком балуют родителей информацией о их детях. Скованы, не многословны со взрослыми, но более комфортно чувствуют себя среди детей, сосредоточены на своей работе, исполнительны.
  3. «Интеллектуалы» -  воспитатели, которые уделяют больше внимания развитию у детей мыслительной сферы. Им не свойственно понимать и учитывать эмоциональную мотивацию поведения ребенка. В своей работе  эти воспитатели больше внимания уделяют занятиям, а не игре  и общению детей.

«Дисциплинщики»- требуют педантичного выполнения режима, правил поведения. Порицание детей выходит в основном за нарушение дисциплины и порядка. Можно себе представить как бывают шокированы демократичные родители, когда слышат жалобы воспитателя на раскованное поведение ребенка в группе. Таким взрослым бывает сложно договорится друг с другом, а ребенку еще сложнее приспособиться к двойному стандарту поведения.

Методы активизации воспитательного опыта родителей

  1. Обсуждение различных точек зрения на дискуссионный вопрос   настроит родителей на размышление. Например: «В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка: в незаурядной силе воли, крепком здоровье или ярких умственных способностях?»
  2. Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску наиболее подходящего родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство такта.  Например, родителям предлагается следующая ситуация: «Вы наказали ребенка, а позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так».
  3. Ролевое проигрывание семейных ситуаций позволяют обогащать родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям: «Покажите, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком (обидевшим сверстника) и др.
  4. Тренинговые  игровые задания и упражнения: дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать наиболее удачные, заменить  нежелательные формы обращения на конструктивные. Н-р, вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» - «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина». Это могут быть игровые упражнения с мячом, типа «Закончи предложение…» Н-р, Воспитатель бросает родителю мяч, говоря: «Хорошо учится в школе – это значит…» или «Особенности моего ребенка – это…»
  5. Анализ родителями детского поведения  помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных особенностей: «А как бы поступил ваш ребенок в подобной ситуации?»
  6. Обращение к опыту родителей. Например: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью», «Был ли у вас подобный случай? Расскажите о нем» или «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний». Побуждение родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты в воспитании, соотносить их с опытом других родителей.
  7. Игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует эмоциональному сближению детей и родителей, получению детьми и родителями опыта партнерских отношений.

Последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с родителями:

  • Определяется тематика и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе заявок и просьб, а также с учетом данных семьях воспитанников
  • Определяются педагоги, ответственные  за подготовку и проведение  каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, музыкальный руководитель, медсестра  и др.
  • С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
  • Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или сценарий с использованием методов активизации родителей.
  • Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и подготовке к участию в ней.
  • Выясняется мнение родителей о пользе проведенной встречи в устном опросе, путем анкетирования и др.

Формы работы с семьей

  • Презентация работы группы, ДОУ                                                               Цели: Познакомить родителей с дошкольным учреждением, основными документами (уставом, программой развития и т. п.), группой, реализуемой в ней программой, педагогами. Показать (фрагментарно), основные виды детской деятельности.
  • Открытые занятия с детьми для родителей

Цель: Познакомить родителей со спецификой и структурой проведения занятий.

При проведении занятия воспитатель может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может сто-то рассказать  гостю, ввести его в круг своих интересов)

  • Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она  может  использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, на консультации и т.п.

Цель: Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль  здесь отводиться воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется начать беседу с нейтральных вопросов, затем переходить к нейтральным темам.

  • Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию. Стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут бать плановыми и неплановыми, индивидуальные и групповыми.

Плановые проводятся систематически: 3-4 консультации в год в каждой группе и столько же общих консультаций. Продолжительность консультаций – 30 -40 мин.

  • Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной  в данный момент теме на данный момент; На собрание привлекаются медицинские работники  или другие специалисты, включаются сообщения родителей об опыте семейного воспитания, обсуждаются организационные вопросы.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4  групповых собрания. Готовят их, как правило, оба воспитателя по очереди. Продолжительность – 1,5 часа.

  • Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их.  Это дает возможность  родителям не только накапливать  профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения между педагогами и родителями.

Например. Конференция для пап «Самый дорогой мой человек».

1.Прослушивание записи бесед с детьми о папах.

2. мнения специалистов по поводу высказанных проблем

3. Конструирование и анализ поведения отца в  жизненных ситуациях.

4. Практическое задание: за три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

  • Родительские вечера

Проводятся 2-3 раза в год. Они прекрасно сплачивают коллектив родителей. Это праздник общения с родителями друзей твоих детей, это праздник воспоминаний собственного детства и своих детей, поиск ответов на вопросы, которые ставит жизнь.

Темы родительских встреч могут быть следующими:

- Будущее моего малыша. Каким я его вижу?

- Праздники в нашей семье.

- «Можно» и «Нельзя»  в нашей семье.

- Песни нашего детства и песни наших детей.

- Вопросы наших детей которые ставят в тупик.

-  Фотографии нашего детства.

Красиво организованный родительский вечер может сделать то, что не сделает беседа или хорошо организованная консультация. Непринужденная беседа,  душевность, отсутствие назидательности  способствует тому, что родители откровенно говорят о свои проблемах, спрашивают совет, предлагают свою помощь и поддержку тому, кто в ней нуждается.

  • Родительские чтения

Очень своеобразная форма, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим  изучать литературу по проблеме. Родители читают книги,  и через определенный период времени они участвуют в родительских чтения по книгам которые они прочли.

  • Устный журнал

Форма проведения встречи с родителями, которая имеет свои рубрики (страницы) как обычный журнал. Например, «Советы специалиста», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Это интересно знать». Каждая страница – это устное сообщение с иллюстрациями: фотографиями, поделками детей и взрослых, видеоматериалами.

  • Наглядная пропаганда

- Дни открытых дверей;

- Наблюдение за деятельностью воспитателя и детей;

- дежурства: участие в экскурсиях, прогулках, проведение праздников, досугов и т.п.

- информационные стенды.

Традиционные рубрики родительского собрания:

  1. «Из истории воспитания детей в семье»
  2. «Великие педагоги мира»
  3. «Крылатые фразы о воспитании»
  4. «Советуем прочесть»
  5. «Обсудите вместе с ребенком»
  6. «Шкатулка мудрости»
  7. «Творческая мастерская семьи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей по вопросу взаимодействия

В данном материале описаны методические рекомендации для педагогов и родителей, способствующих творческому, равноправному и заинтересованному взаимодействию семьи и ДОУ....

Консультация для педагогов "Краткие рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей"

Рекомендации для педагогов по конструктивному взаимодействию с родителями...

Методические рекомендации по взаимодействию логопеда и родителей. «Успешные родители»

Данные рекомендации будут полезны логопедам, дефектологам.Если вы не видите немедленного результата хорошего или плохого, будьте терпеливы и наблюдайте.  Дипак Чопра.Цель данной работы сост...

Рекомендации "Правила взаимодействия родителей с агрессивными детьми" , "Стили родительского воспитания"

Рекомендации "Правила взаимодействия с агрессивными детьми" адресованы родителям детей дошкольного возраста. Целью данных рекомендаций является  информирование  родителей воспитанников ДОУ ...

Консультация на тему: «Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями по подготовке детей в школу».

"Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями по подготовке детей в школу"...

Методические рекомендации «Дистанционное взаимодействие с родителями»

В методических рекомендациях вы найдете информацию, как организовать дистанционное взаимодействие с родителями, как правильно общаться в мессенджерах и избегать конфликтов....