Взаимодействие детского сада с субъектами образовательного процесса.
материал по теме

Няхина Ирина Владимировна

     Одним из условий менеджмента качества образования в детском саду  является, создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» и их взаимодействие в обеспечении условий целостного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_subektami.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада с субъектами образовательного процесса.

     Одним из условий менеджмента качества образования в детском саду №2 является, создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» и их взаимодействие в обеспечении условий целостного развития ребенка.

     Психолого-педагогическое просвещение родителей проходит через разные формы: консультации, тренинги, собрания, практикумы, круглые столы, родительские конференции, индивидуальные беседы.

      В детском саду на протяжении 3-х лет функционирует  «Школа семьи» целью деятельности которой является обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями, способствующими развитию каждого ребенка.

 «Школа семьи» руководствуется положением и планом работы, который ежегодно корректируется и утверждается приказом.

Если ранее на занятиях «Школы семьи» рассматривались разные вопросы семейного  воспитания, то в этом году особое внимание уделено роли родителей в осуществлении предшкольного образования в домашних условиях. План составляется на основании результатов анкетирования родителей.

    На протяжении  всего пребывания ребенка в детском саду каждый родитель имеет возможность участвовать в разных формах работы: в контроле за организацией питания в детском саду, как члены жюри в проведении смотров-конкурсов, выставок, в работе Попечительского совета. (В течение этого года были проведены выставки «Осенние мотивы», «Новогоднее чудо», «Золотые руки мамы», конкурс физ.уголков, участков, опытно-исследовательских уголков).

  Результат анкетирования родителей по определению готовности детей  к школе показал:

-  15%  считают, что  основная роль возлагается на семью, а остальные 85% отдают предпочтение  детскому саду.

- состояние здоровья ребенка как приоритет определяют – 42%;

- умение читать и писать – 52%;

- желание учиться в школе, быть учеником отмечают -97%родителей.

     Для реализации задачи по повышению педагогической компетентности родителей разработана и в настоящее время реализуется  Программа по управлению взаимодействием детского сада и семьи, главным направлением которой является внедрение новых, современных форм и методов взаимодействия с родителями, с целью повышения их педагогической компетентности и вовлечения их в жизнь детского сада.

    Анализируя деятельность детского сада по данному направлению на педагогических советах, разбирая различные ситуации общения ребенка со взрослыми и сверстниками стали внедрять в практику взаимодействия с родителями такую форму, как «семейные проекты» по направлению патриотического воспитания детей. Такие проекты в детском саду организуются ежегодно в ноябре и феврале месяце.

   Целью данной деятельности была: активизация родителей на совместное творчество с детьми, знакомство детей с родословной своей семьи, воспитание добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких.  

    В 2011 году темой семейных проектов стало «Родословное древо». Узнав много интересного о своих родственниках, выяснив их звания и титулы, дети вместе с родителями  рисовали и создавали генеалогическое древо - древо жизни каждой семьи.   В 2012 году уже составив свою родословную, нарисовав генеалогическое древо дети совместно с родителями  придумывали и создавали свои фамильные гербы и сочиняли девизы. Были осуществлены проекты: «Семейные альбомы», «Семейные традиции» и «Традиции группы», спортивная стихия- «Папа, мама, я – спортивная семья».

   Итак, положив начало «семейной летописи», восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Ежегодно своеобразным итогом этой кропотливой, но в тоже время интересной работы становился семейный праздник, посвящённый  Дню семьи.

     С данными результатами приняли участие в городских мероприятиях: Январская городская педагогическая конференция – с анализом реализации программы целевого проекта, участие в городских и территориальных городских педагогических чтениях с темой «Оптимизация взаимодействия с родителями через информационные технологии».

     Следующим направлением по взаимодействию с родителями является  организация работы в детском саду  по повышению педагогической компетентности родителей, через родительский всеобуч. Для этого было разработано Положение о родительском всеобуче, составлены  планы  работы воспитателей и специалистов детского сада по организации родительского всеобуча, с учетом затруднений и проблем родителей в вопросах воспитания детей. Родительский всеобуч играет большую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей. В рамках родительского всеобуча были использованы как традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и детском саду, активно использовалась форма клуба для родителей «Школа Семьи» с привлечением психологов и учителей школ города.

       Для родителей был сформирован информационный банк данных по различным направлениям работы детского сада (организация питания детей, оздоровительная работа,  права ребёнка и семьи, образовательные достижения детей, экологическое воспитание, патриотическое воспитание, развитие ребёнка в игре, материально – техническое обеспечение образовательного процесса и т.д.) на бумажных носителях, а 2010 гг. данная информация систематизирована на электронных носителях. Целью данной работы является информационное обеспечение родителей по разным направлениям функционирования детского сада, создание условий для доступности информации¸ открытости и прозрачности образовательной деятельности детского сада. В 2010 году с этой целью был разработан справочник для родителей  кто впервые приходит в наш детский сад.                       Ежегодно мною лично после проведения диагностики с детьми подготовительных групп по выявлению мотивационной готовности детей к школьному обучению проводились индивидуальные беседы с каждым родителем и совместно разрабатывался дальнейший образовательный маршрут.

       Нами активно используется  возможность вовлечения родителей в жизнь детского сада  - через непосредственное участие в жизни группы, детского сада. Это родительские собрания с дегустацией разных витаминных коктейлей, приготовленных родителями. Семинары для родителей «Здоровьесберегающая среда ДОУ».

          Хочется отметить, что уровень организации и проведения мероприятий с родителями, педагоги детского сада активнее стали использовать технические средства (видеозаписи, мильтимедийные презентации  и т.д. буклеты) Таким образом,  можно констатировать, что качество педагогического просвещения родителей в детском саду за последние года повысилось.

        На данный момент родители стали наиболее активными, заинтересованными в жизни детского сада. Результаты анкетирования, проведённого в мае 2012 года, показали, что 88% родителей отмечают своё   участие в жизни детского сада и его управлении, через работу в родительском комитете, Совете детского сада, помощи в решении хозяйственных вопросов, через обсуждение программных документов, осуществление контроля за реализацией прав детей, участие в совместных досуговых мероприятиях. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей детей старшего дошкольного возраста.

      Детский сад как система не может существовать и эффективно функционировать без отлаженных внешних связей.

   В целях поиска наиболее адекватных средств обучения и воспитания, обеспечивающих оптимальную физическую, психическую и социальную адаптацию к условиям окружающей среды  детским садом заключены договоры о сотрудничестве:

  • со школой, целью которого является регламентация отношений детского сада и школы по вопросам перспективности и преемственности дошкольного и начального образования;
  • с городским историческим музеем и центром народной культуры «Лад», с целью создания условий для нравственно-патриотического воспитания детей, основанного на их приобщении к истокам русской народной культуры;
  • с Дворцом детского (юношеского) творчества для реализации программы «Танец и дети», приобщение детей к общей эстетической и танцевальной культуре, развития танцевальных и музыкальных способностей;
  • с фильмотекой г.Асбеста с целью определения и регулирования взаимоотношения между детским садом и фильмотекой области профилактики здоровья, детского травматизма, гражданской обороны;
  • со станцией юных натуралистов для создания условий  по экологическому воспитанию.
  • с городским бассейном  для создания условий по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Около 80% детей старших и подготовительных к школе групп вместе с педагогами организованно ежегодно посещают городской плавательный бассейн.

    Для обеспечения преемственности между детским садом и школой ежегодно заключается договор  о сотрудничестве основными задачами которого являются

1. Обеспечить условия для успешной адаптации детей в школе.

2. Формирование учебной мотивации.

Содержание и организация сотрудничества определены планом, который предусматривает несколько направлений:

- педагогическое общение учителей и воспитателей;

-создание условий, обеспечивающие снятие  тревожности у детей перед поступлением в школу и формирование положительной мотивации к обучению;

-установление раннего взаимодействия родителей будущих первоклассников и учителей.

Согласно плану совместной деятельности со школой были проведены следующие мероприятия:

- Родительское собрание в группе  детей

6-7 лет на тему: «Подготовка ребенка к школе» /проблемы, опыт, рекомендации по адаптации к школе/;

- Семинар по вопросам преемственности воспитания и обучения;

-Экскурсии к зданию школы и внутри школы с детьми 5-7 лет  -  ежегодно (октябрь);

-Посещение детьми предшкольного возраста линейки 1сентября – ежегодно.

   На основании приказов управления образованием «О проведении психодиагностического и социологического исследований процесса  адаптации учащихся  первых классов общеобразовательных  учреждений к обучению в школах Асбестовского городского округа проводятся  обследование выпускников нашего детского сада. Анализ обследования  выпускников нашего детского сада показал, что до  95% учеников первого класса имеют устойчивую мотивацию к обучению в школе и низкий уровень тревожности, т.е. можно говорить о том, что работа ведется в правильном направлении на достаточном уровне.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ

Представленная модель раскрывает интеграционные связи между специалистами ДОУ  врамках единого образовательного пространства....

"Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса"

публикация расскрывает особенности одной из новых форм взаимодействия с родителями как  семейный театр....

Формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса

Формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

На современном этапе в связи с введением Федерального государственного стандарта особое значение приобретает взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников.Детский...

«Инженерная книга как форма взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса»

Приобщение дошкольников к техническому творчеству, формирование сообщества педагогов и детей, занимающихся инновационной деятельностью, расширило границы взаимодействия образовательных организаций....