Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению
рабочая программа (младшая группа) по теме

Моисеева Татьяна Александровна

Необходимые условия,этапы работы с детьми, родителями и воспитателями в период адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_adaptatsii_rebenka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

               Программа адаптации ребенка

                к дошкольному учреждению.

Цель: создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения,способствующие повышению его адаптацил=оных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задача: разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей дошкольного  возраста.

Методы: наблюдение,информирование.анкетирование,опрос и беседа.

Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления ребенка к условиям новой социальной среды.

Возрастные проблемы и особенности адаптации ребенка в условиях ДУ

Ребенок приходит в детский сад .Адаптация  его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкаясмена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.Процесс адаптации можно условно разделить на первичный и вторичный.

   Чаще всего ,проблемы адаптации,связаны с несоответствием особенностей новых требований характеристикам детей группы по разным показателям ,например по опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков  и наоборот. Имеют место ситуации длительной адаптации детей к детскому саду в силу несоответствия питания  в ДУ особенностям домашней кухни семьи ребенка. Тяжело приходится и тем детям,которые не посещали МДОУ до 6 лет. Дезадаптированность таких детей объясняется чаще всего перенесением особенностей общения ребенка со взрослым на способ общения со сверстниками. Все же проблема адаптации к детскому саду в старшем школьном возрасте – это единичные случаи,поэтому в большей степени психолог концентрирует свою деятельность на оптимизхации процесса адаптации детей 1-й и 2-й младших групп.

      Для выполнения поставленной задачи необходимо:

1.Сотрудничество воспитателей и психолога

2.Обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в условиях новой среды

3.Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя заботу и оказывая помощь

4.Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с детьми

5. В процессе общения способствовать объединению детей,закладывая традиции групповых взаимоотношений

6. Систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности,уверенность в себе, самостоятельность и инициативность

7. Проводить наблюдения  за степенью адаптации ребенка к условиям детского сада.

8. Согласовать действия родителей и педагогов для сближения подходов к детям в семье и в детском (выработка единых требований).

9.Создание для ребенка фона уверенности,обеспечивающего психологический комфорт в группе.

10. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка

11. Формировать у ребенка адекватные формы общения со взрослыми и сверстниками.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Вся работа психолога в основном сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Для этого психологу необходимо чередовать утренние и вечерние часы работы. Это необходимо ещё  и для того, чтобы обеспечить полноценное общение с родителями.

Этап

Формы работы

1.

Знакомство

Ребенок знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается постепенное увеличение времени пребывания ребенка в детском саду с целью привыкания к условиям МДОУ. Совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: игры, развлечения ,ритуалы встреч, прощания, совместные прогулки. Знакомство с детским садом, воспитателями, шкафчиком, кроваткой….

2.

Индивидуальный режим

Для ребенка устанавливается первичный индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей- это дневная или вечерняя прогулка, где ребенку доступны условия совместного общения .Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна. Постепенно по мере привыкания.время пребывания увеличивается.  

3.

Наблюдение за адаптацией и заполнение данных .

В группе пребывания детей 2-3 лет педагогами заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов воспитателем  происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания в группе.

Легкая степень : к 20-му дню : нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми ,сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней без осложнений .

Средняя степень : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Снижается речевая активность, нервно-психическое развитие замедляется. Заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10 дней без осложнений.

Тяжелая степень :  поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала. ОРВИ более 3-храз сроком более 10 дней. Ребенок не растет не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

4.

Организация диагностической работы

Диагностика проводится совместно с двумя воспитателями.

5.

Сбор сведений о раннем развитии  ребенка

Диагностика

6.

Психолого-педагогическая коррекция

7.

Групповые коррекционные занятия

Песочная терапия

Игровая терапия

ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

  1. Информирование о проблемах адаптации.
  2. Составление семейного анамнеза.

-анкетирование

-тестирование

ЭТАП РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛМЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

1.Беседа

2.Составление педагогической характеристики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация ребенка к дошкольному учреждению"

Памятка для родителей «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА    К ДОШКОЛЬНОМУ  УЧРЕЖДЕНИЮ »   Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил ...

Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломк...

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению

Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно если ребенок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в коллектив...

Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждениюМАДОУ Детский сад № 4 «Ивушка»         2016Содержание Пояснительная записка21. Возраст...

Психолого-педагогическая коррекционная программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Данная психолого-педагогическая коррекционная программа направлена на помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, путем создания благоприятных условий социальной адапт...