Мастер-класс
методическая разработка на тему

Дудник Светлана Николаевна

по теме: «Интервизия, как активная форма работы с кадрами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dudnik.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» курского муниципального района ставропольского края

Мастер-класс

по теме: «Интервизия, как активная форма работы с кадрами»

Слайд №1 Тема

Уважаемее коллеги!  работа с кадрами, на любом отрезке времени требовала от руководителя высокого профессионализма, умения налаживать контакт, строить диалог.

Использование активных форм работы  является одной из актуальных проблем современного руководителя и в частности это актуально и в нашем детском саду. 

Сегодня мне бы хотелось поделится с вами своим опытом работы по активизации педагогов через активную инновационную форму работы с кадрами, это метод -интервизии.

Что же такое интервизия?

Слайд №2

Интервизия (с англ. » inter» − «имеет значение взаимодействия, взаимной направленности» и » vision» − «виденье» ) дословно переводится как взгляд в середину, проникновение в суть.

Понятие «интервизия»  используют в педагогике для определения четко структурированного метода группового решения проблемных вопросов, которое требует погружения всех участников.

Слайд №3

Цель и задачи  мастер-класса направлены на овладение приемами интервизии.

Цель:  повысить желание руководителей к овладению новой интерактивной формы-«интервизия»

Задачи:

 - познакомить с приемами работы по интервизии;

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого  мышления, теоретических и практических знаний 

Форма проведения мастер-класса: -с руководителями дошкольных учреждений

Слайд №4

Суть интервизии заключается:

-в профессиональном обмене информацией по определенному направлению

-в возможности получить поддержку со стороны своих коллег по решению проблемных вопросов.

Как проводить интервизию?

Интервизия может быть посвящена как конкретной теме, так и общему процессу организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном заведении. Проводится по определенному плану.

План проведения интервизии

1. Выбор участников интервизии .

2. Выбор модератора (ведущий), который ведет интервизию,  и следит за выполнением её правил.

3.Выбор разказчика (который делится проблемой от лица представителей, разделяющих общую тему).

3. Определение правил проведения интервизии.

Согласно представленному плану сегодня  с вами проведем интервизию по теме: Пути и методы повышения профессиональной компетентности педагогов.

В интервизии примут участие все присутствующие гости (руководители). Вам были розданы номерки с цифрами, которые обозначают, в данной ситуации за каким столом вы будите находиться.                                                               Займите, пожалуйста свои места.                                                                                                                      Согласно плану нам надо выбрать модератора, ведущего, который будет углублять идею, обосновывать  возможность её использования на практике. Модератор выбирается  либо путем голосования , либо путем самовыдвижения. Сегодня модератором буду я. (путь самовыдвижения)

Предлагаю вам выбрать рассказчика (который  поделится проблемой от лица представителей, разделяющих общую проблемную- тему).                             (выбираются рассказчики (определяет себя бейджеком))

Проблемные вопросы интервизии находятся на столах, предлагаю вам познакомиться с ними.

Рассказчик за каждым столом озвучивает свой проблемный  вопрос, дается 5 мин для обсуждения. В течении этого времени, все сидящие за столом кратко, высказывают свою точку зрения в письменной форме (1-2 предложение) и отдают рассказчику. Рассказчик формулирует это в один небольшой рассказ и делится им от всех сидящих за столом. Сидящие за другими столами предлагают свои версии по решению проблемной темы. Модератор дает правильную версию, показывает на слайде и в раздаточном материале(действие повторяется )

Проблемные вопросы:

1.С какими трудностями сталкивается руководитель в работе по повышению профессиональной компетентности педагогов? Приведите три инновационные формы работы.

2.Испытываете ли вы трудности в подготовке воспитателя к участию в профессиональных мероприятиях? Какие?

3. Испытываете ли вы трудность в подготовке воспитателя по проведению мастер- класс? Какие?.

4.Знакомы вы со статьями законодательства по профессиональной компетентности с педагогом? Какие трудности испытываете по выполнению данного законодательства?

Раздаточный материал №1 Структура мастер-класса

 Традиционные интерактивные технологии методической работы

Карусель. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно участники, а внутреннее — участники через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают побеседовать за несколько минут на несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Аквариум. Несколько участников разыгрывают ситуацию в кругу, а другие наблюдают и анализируют.

Броуновское движение. Движение участников по всему залу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений. Все участники распределяются на 3 или 4 группы с одинаковым количеством. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Займи позицию. Зачитывается какое-либо утверждение и участники должны подойти к плакату со словом «Да» или «Нет». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Свеча. По кругу передается зажженная свеча и участники высказывают свою точку зрения.

Микрофон. Общее группового обсуждения определенной проблемы, которая дает возможность каждому участнику высказаться (быстро и по очереди). 

Раздаточный материал №3 Структура мастер-класса

Технология подготовки и проведения мастер-класса.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки:

1. Цель - создать условия для профессионального самосовершенствования

а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ;

б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

3.Средства.

Для достижения цели средства могут быть выбраны любые технические, наглядные и т. д.

3. Действия – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

4. Результат –  умение применить в своей деятельности методический приём, метод, методику или технологию, в которой эффективно работает мастер.

Как  оформить мастер-класс:

Дата проведения: 

Время:

Место проведения: 

 Проводит: 

Тема:

Цель мастер-класса: 

Задачи

Форма проведения мастер-класса: 

Демонстрационный материал:

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.  

Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретически - демонстрационная часть.

Пояснение  и рекомендации основных этапов выполнения работы

3. Практическая часть.

Освоение приемов выполнения.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Раздаточный материал №1 Структура интервизии

Интервизия – современная интерактивная технология

Интервизия (с англ. » inter» − «имеет значение взаимодействия, взаимной направленности» и » vision» − «виденье» ) дословно переводится как взгляд в середину, проникновение в суть.

Функции интервизии

Профессиональный обмен информацией (опыт работы, использование технологий развивающего обучения, особенности работы по определенному направлению и т.п.).

Возможность получить поддержку со стороны коллег (помощь молодым специалистам, решение проблемных вопросов и т.п.).

Профилактика «синдрома профессионального выгорания» (новый взгляд на работу с детьми)

Характеристика интервизии

Принятые правила проведения интервизии обязательны для выполнения всеми участниками

Участие в интервизии добровольно (участников объединяет общая тема интервизии)

Группа работает строго по расписанию (например, 60 минуты 1 раз в неделю)

Единая форма обращения для всех участников (отсутствие иерархических отношений)

Обсуждение материала вне интервизии запрещается

Новые участники принимаются к участию в интервизии при условии принятия правил

Как проводить интервизию?

Интервизия может быть посвящен как конкретной теме (например, работа в разновозрастной группе, проведение занятий по развитию речи, использование нетрадиционных техник рисования и т.п.), так и общему процессу организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном заведении.

Проведение интервизии происходит по конкретному плану.

1. Выбор участники интервизии (5 — 6 педагогов, которые имеют проблемный вопрос по теме интервизии). Вместе с тем, другие работники могут присутствовать на интервизии.

Например, такие общие темы: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшей группы», «Особенности проведения родительских собраний», «Развивающие уголки в группе», «Организация и проведение открытых занятий» и т.п.).

2. Путем голосования избирается модератор (ведущий), который ведет интервизию и следит за выполнением её правил. Модератор меняется при каждой встрече по очереди.

3. Коллективно определяются правила проведения интервизии.

Например, каждая точка зрения учитывается, не мешать друг другу, говорить лишь искрении мысли, обращаться друг к другу по имени.

4. Каждый участник рассказывает свою проблему по выбранной общей тематике (четко, при возможности одним предложением, без конкретизации и рассуждений).

5. Путем голосования избирается один вопрос (проблема) для обсуждения.

Например, избранный вопрос по общей теме «Организация и проведение открытых занятий» — «Подготовка и проведение открытых занятий молодыми специалистами».

6. Участник избранного вопроса предоставляет как можно больше информации относительно своей проблемы. Рассказывает все, что считает важным. Модератор следит за тем, чтобы рассказчика не перебивали вопросами. В это время все другие участники делают заметки у себя на листах бумаги.

Например. Я работаю второй год. Мной было проведено не одно открытое занятие, но каждый раз я очень переживаю. Вообще то, иногда приходится репетировать с детьми стихи, ответы на загадки и другое. Мне сложно подобрать материал, поскольку много интересной информации, а мне хочется показать себя с лучшей стороны.

При рассказе следует избегать высказываний «я считаю, что причина…», «это случилось потому что…», «наверное, я не делала…», «следует в дальнейшем учитывать…». Завершение рассказа такими высказываниями может запутать других участников и не дать им возможность предложить собственное решение проблемы.

7. Каждый участник по очереди (последовательность определяет модератор) ставит уточняющие вопросы рассказчику.

Например, был поставлен ряд вопросов и получены такие ответы на них.

  • Советуетесь ли Вы с коллегами перед проведение занятия? − Не всегда.
  • Какие материалы используете для подготовки к занятию? − Методические книги.
  • Сколько времен Вы готовите открытое занятие? − Приблизительно два недели.
  • Всегда ли Вы репетируете с детьми их ответы? − Лишь загадки, иногда мы на предыдущих занятиях выполняем аналогичные задания, но я пытаюсь заменить их на открытом.
  • Какие Вы получаете замечание к открытому занятию? − Чаще всего это отсутствие заинтересованности детей на занятии, перегрузка играми.
  • Изменяете ли Вы запланированный ход занятия в процессе его проведения, учитывая настроение и деятельность детей? − Нет.

 8. Участники записывают свои варианты решения проблемы, даже самые необычные (5 — 7 мин.) Рассказчик не записывает, но имеет время еще раз посмотреть на свою проблему. Озвучивание проблемы вслух, рассуждение над ней, часто позволяет самому рассказчику найти пути ее преодоления.

9. Каждый презентует собственное решение проблемы, начиная со слов «если бы это случилось со мной». Следует заметить, что участники должны раскрывать не причины проблемы, а конкретные варианты ее решения. Все варианты фиксируются на листе.

1. Если бы это случилось со мной, в первую очередь, я бы попросила методической поддержки у более опытных педагогов и методиста. Также при подготовке к занятию тратила бы меньше времени (материал может поднадоесть, постоянные поиски новой информации, замена плана вместо ее конкретизации). Опиралась бы не только на методические книги, но и обязательно на периодические издания и наработки методического кабинета.

2. Если бы это случилось со мной, я, в первую очередь, не репетировала бы с детьми никакого материала к открытому занятию. Дети теряют интерес, снижается их мотивация к занятию. Во-вторых, я бы четко учитывала объем нагрузки соответственно возрасту детей (ограничила бы количество заданий «за столами» − больше познавательной деятельности).

3. Если бы это случилось со мной, я обязательно в процессе проведения занятия учитывала бы настроение и деятельность детей, корректировала бы ход занятия, меняла на другие варианты задания. С этой целью можно заготовить себе несколько игр и заданий (на всякий случай).

10. Решения обсуждаются. Определяются плюсы и минусы. Также участники могут поставить друг другу вопросы, чтобы получить детальную информацию.

11. Рассказчик выбирает те варианты решения проблемы, которые он попробует реализовать на практике, объясняет, почему именно.

Например. Я обязательно буду советоваться с коллегами и попробую корректировать ход занятия, учитывая поведение детей. Я никогда этого не делала. Считаю, что эти мероприятия не очень сложны для выполнения, но будут эффективны для меня.

В следующий раз рассказчик познакомит коллег с результатами внедрения идей.

12. Другие участники группы рассказывают, какой опыт они получили для себя.

13. Выбор темы для следующей встречи.

Заметим, что проведение интервизии является профилактикой возникновения сложных вопросов и проблемных моментов, поскольку во время работы все участники получают опыт поведения в рассмотренной ситуации.

В процессе  интервизии актуализируются теоретические знания, практический опыт педагогов, формируется их возможность выражать собственные мнения, предложения, умения выслушать альтернативную точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...