Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов
статья на тему

Зельниченко Марина Владимировна

В данной статье рассказывается о новых ориентирах в работе педагогов-психологов в связи с введением ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_pedagogov-psikhologov_v_epokhu_novykh_standartov.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов

1.С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом,  любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. 

2. Для реализации данного закона был разработан ФГОС

ФГОС – это совокупность трёх систем требований:

-требований к структуре основной образовательной программы;

-требований к результату освоения основной образовательной программы;

-требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.

2.ФГОС был принят приказом Министерства Образования РФ от 17 октября 2013г.

Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
  • Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования
  • Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.

3. В соответствии со стандартом у  ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития.

4.В связи с этим, стандарт определяет особую программу  дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления:

  • Социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное  развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

Программа ППП направлена на:

 - создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

- создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребенка.

Таким образом, ФГОС опирается на основные понятия, разработанные выдающимися отечественными психологами Л. С. Выготским, А. Н, Леонтьвым, Д. Б. Элькониным — В. В. Давыдовым.

Основной постулат программы ППП «Детство ради детства!!!!»

5. В ФГОС прописано психологическое сопровождение детей на всех этапах его развития в ДОУ.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи:

1 - Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

2 - Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

3 - Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.

4 - Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.

5 - Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

6- помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.

НОВОЕ в квалификационных  характеристика по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должностные обязанности» (I часть)

  • Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля и предназначения) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
  •       Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий.
  •      Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
  • Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
  •    Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

НОВОЕ в квалификационных  характеристика по должности  «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должен знать» (I часть)

  •     приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  •     законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  •     методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
  •     методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  •    современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  •    технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  •    методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  •    правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  •    правила по охране труда и пожарной безопасности.

В деятельности педагога-психолога МДОУ по-прежнему можно выделить следующие направления:

  • коррекционно-развивающая  работа (направленная на преодоление трудностей),
  • психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп),
  • психопрофилактика (информирование родителей и педагогам по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников),
  • психологическое просвещение (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития,

Остановимся поподробнее на характеристике данных направлений.

Коррекционно-развивающее направление.

Здесь хотелось бы отметить несколько ключевых моментов, которые прописаны в ФГОС:

1.Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры;

2.стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста;

3.Центральная  технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка;

    4. опирается на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского (зона ближайшего развития), Давыдова и Эльконина.

  1. На данный момент еще нет утвержденных примерных и рабочих программ для ДОУ, они находятся в стадии проверки на соответствие ФГОС.
  2. В стандарте не прописаны программы для работы с детьми с ОВЗ. Каждое ДОУ самостоятельно, в случае необходимости должно включать данную часть коррекционной работы в свою программу самостоятельно.

Согласно стандарту последовательность работы по сопровождению ребенка можно представить следующим алгоритмом:

  • Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования (ПМПК)
  • Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений (консилиум)
  • Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.
  • Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
  • Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?

Психодиагностика.

Основный принцип здесь таков: ребенка должны ценить, а не оценивать.

Должна быть особая диагностика, которая не отбирает детей, а задает зону ближайшего развития (Л. Выготский).

Цель мониторинга  - составить индивидуальные (парциальные) программы развития, в которых основная задача - сохранить маленьких Почемучек:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»,
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задавал вопросов «почему?»
 С.Я. Маршак

Сохранить ребенка, как Почемучку - вот главная задача мониторинга и развития.

Единого стандартизованного инструментария для проведения мониторинга не будет. Но при этом разработчики ФГОС предлагают на данный момент уже несколько программ диагностики (мониторинга) детей:

П.Г. Нежнова, Н.А. Короткова "Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах";

Л. В. Свирская «Мониторинг достижений воспитанниками ДОУ»;

Н. А. Бурлакова «Мониторинг достижений детьми планируемых результатов»,

В данных программах  представлена нормативная карта развития детей, которая выступает инструментом «оценивания» развития детей.

 Ключом для мониторинга является наблюдение за развитием детей. Программа не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников по выходу из ДОУ.

Мониторинг должны проводить психологи  совместно с другими педагогами.

Также стандарт прописывает особое отношение к подготовке детей к школе:

Не подготовка к школе и жизни, в приоритете - полноценная жизнь!  Руководитель рабочей группы по созданию проекта ФГОС дошкольного образования, директор Федерального института развития образования Александр Григорьевич Асмолов описывает современное положение следующим образом по подготовке к школе следующим образом:  

- с рождения мы готовимся к поступлению в детский сад

- в детском саду мы готовим ребенка к школе;

- в школе мы готовим школьников к профессиональному обучению;

- в ВУЗе  студентов готовят к будущей успешной профессиональной деятельности;

- в профессиональной деятельности человек готовится к достойной пенсии, а уж потом, на пенсии, он готовится достойно встретить конец жизни.

Детство - как подготовка к смерти! Это в корне неверно. Не ребенок должен готовиться к школе, а сама школа должна быть готова к ребенку.

Должна сохраняться самоценность детства!

Основанием  преемственности дошкольного образования и начального образования являются целевые ориентиры.

Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

На двух последних направлениях работы психологов в ДОУ я не буду останавливаться так подробно, впереди нас ждут интересные доклады, касающиеся данных направлений, скажу лишь кратко о том, что это такое.

Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.

В контексте ФГОС психопрфилактика подразумевает работу по созданию полноценной социальной среды для развития детей.

 Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

На данный момент психологам предстоит ознакомление педагогов с основами культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, его основными понятиями – зона ближайшего развития, социальная ситуация развития и т.д., которые являются основой ФГОС.

Таким образом, ФГОС – это:

  • система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей;
  • культурный ген дошкольного  развития; он не прямого действия (каждый детский сад реализует свою Программу);
  • «нестандартный» стандарт дошкольного образования: стандарт развития, а не жесткого контроля развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов

Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов        С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошк...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Особенности работы педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта

В статье говорится об изменениях в сложившейся работе педагогов с внедрением ФГОС ДО. Опираясь на положения ФГОС   были выделены группы необходимых условий для процесса адаптации детей к ДОО...

«Работа педагогов-психологов в эпоху новых стандартов».

Стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, чере...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...