Из опыта работы в разновозрастных группах
статья по теме

Шилова Надежда Михайловна

Из опыта работы в разновозрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_v_raznovozrastnykh_gruppakh.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Краснянский детский сад»

Статья – тема «Из опыта работа в разновозрастных группах детского сада»

                                          Заведующий МКДОУ          Н.М.Шилова

                              с.Красное, 2014г.

Вот уже на протяжении 33лет я работаю в одном из самых замечательных и близком моему сердцу  Краснянском детском саду. Наш детсад посещает 51 ребенок, которые сформированы в  2 разновозрастные группы: младшая разновозрастная и старшая разновозрастная.

В обеих группах  МКДОУ созданы условия  для художественно-эстетического воспитания детей: детям предоставляется возможность лепить, рисовать, выполнять аппликацию из любого материала, с уважением относятся к продуктам детского творчества, способствуя самореализации детей в изобразительной деятельности. Педагог дополнительного образования по изодеятельности предоставляет детям возможность проявления творчества, что направлено на воспитание эмоционально положительного отношения детей к художественной деятельности. В группах имеются театрализованные центры, где дети учатся готовить декорации, гримируются, учат и представляют роли. В такой творческой атмосфере они активно развиваются, чувствуют, что их умения и способности будут использованы.

Исполняя роли сказочных героев, дети приобщаются к культуре своего народа, непроизвольно вовлекая себя в то отношение к миру, который дает силу, чтобы прожить жизнь. Играя различных героев, ребенок приобретает ценные качества: свободная игра воображения, пополнение словарного запаса, выражение мыслей мимикой, жестами, движениями тела, пользование словом, умение различать реальное и фантастическое.

Развитие экологического воспитания строится в системе. Воспитатели формируют у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе, воспитывают чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду. Путем целенаправленного общения с окружающей средой (на прогулках, экскурсиях, в группах) воспитывают у детей заботливое отношение к природе. Все это прививает у ребенка нравственные принципы, моральные и этические нормы человека будущего, способного жить в гармонии с обществом и окружающей средой.

Приоритетным направлением нашего детского сада является «Приобщение детей к народным истокам». Русское народное творчество знакомит дошкольников с истоками народной культуры, учит восхищаться силой рук и ума человека, развивает духовность. У детей проявляется интерес к истории русского народа, к его жизни в разные времена, к его великой музыке. Воспитатели учат детей слушать сказки, понимать загадки, любить потешки, рассказывать пословицы, учить скороговорки и в результате обогащать детей теплотой народной поэзии. Изучая колыбельные, песни, частушки и музыкальные инструменты дети учатся богатству мелодии, разнообразию ритма и выразительности языка. Дошкольники получают представление о народных промыслах. С большим интересом дети знакомятся с русской кухней: тестом, овощами, чаепитием. Результаты своих знаний они показывают при проведении народных праздников. Яркие народные костюмы воздействуют на зрительные центры и улучшают эмоциональное настроение детей и взрослых. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют мышление, снимают страхи, агрессию, замкнутость, развивают речь и обогащают словарный запас детей, в игровой форме дети осваивают традиционные стили общения. В совместных мероприятиях воспитателей, детей и родителей происходит сплочение и познание нового, как в народном творчестве, так и в отношениях взрослых и детей.

По дополнительной деятельности в нашем ДОУ функционируют два кружка: «Народные напевы» - где дети разучивают песни родного края, знакомятся с традициями русского народа; «Умелые руки» - где большую часть времени отводят на знакомство с бытом и ремеслом русского народа     (изготавливают игрушки из глины, знакомятся с различными видами росписи, делают поделки из бросового и природного материала). В ДОУ имеется мини-музей «Русская изба» в котором проводятся тематические занятия, досуги и инсценирование русских народных сказок.  

Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Во всех группах созданы условия для театрализованной деятельности. Дети со своими спектаклями выступают перед детьми и родителями.

В детском саду реализуются методы и технологии, обеспечивающие высокий уровень эмоционально-личностного развития детей.

Скоординированность изобразительной и театрализованной деятельности способствует проведение интегрированной НОД, а изобразительной и музыкальной – полихудожественной. Изучение эмоционально-чувственной сферы ребенка ведется на основе наблюдений его деятельности, общения. В наше время, когда растет нагрузка на детей, очень важно научить их выражать чувства и эмоции, научить методам эмоциональной разгрузки, научить понимать эмоциональное состояние других людей, научить адекватно, выражать свое состояние. Для снятия эмоционального напряжения детей, создания определенного настроения, подобраны музыкальные записи для релаксации.

Конструктивная деятельность способствует развитию творческих способностей. Использование разнообразного природного материала воспитателями: семена, шишки, орешки, листья, хвойные иголки, глина, песок, гравий, пух - заинтересовывает ребенка, а затем побуждает  его к выполнению заданий, поиску новых форм и цвета.

Большое внимание уделяется нравственно-трудовому воспитанию, где центральное место занимают ознакомление детей с трудом взрослых и организация труда самих детей. Эффективность положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности, поэтому все дети обеспечены красочным инвентарем для работы в уголках природы и на участке детского сада.

Развитие элементарных математических представлений и научных понятий  воспитатели проводят в занимательной дидактической форме. Знания о счете, элементарных представлений о солнечной системе, космических явлениях, земном шаре, атмосфере рассматриваются как основа познавательного развития.

Жизнь детей организуется так, чтобы у ребенка накапливался положительный опыт позитивных чувств, поступков и взаимоотношений.

Социально-нравственное воспитание формируется на основе доброжелательности к каждому ребенку, умении поддерживать в каждой группе спокойной жизнерадостной обстановки. Все это побуждает детей всех возрастов проявлять активный познавательный интерес к миру, своему окружению; способствует усвоению норм и правил поведения, развитию чувств ответственности.

Преемственность ДОУ со школой осуществляется на уровне использования научных достижений, диагностики и практической работы. Первичная медико-педагогическая диагностика (карта речевого развития, психологического обследования), а также текущая педагогическая диагностика позволяет иметь объективную и качественную информацию для оптимального проектирования содержания работы индивидуально с каждым ребенком.

Совместно с педагогами начальной школы проводится серия мероприятий и встреч для установления контактов, согласования действий в выполнении главной задачи – подготовка детей к дальнейшему обучению. Это проведение совместных занятий и уроков, спортивных соревнований и праздников, экскурсии для детей и родителей, обсуждение докладов, совместные родительские собрания и др.

Система научно-методической работы, созданная в детском саду  способствует развитию педагогического коллектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов в воспитательно-образовательной работе и инновационной деятельности, помогает выработать единые ценностные ориентиры. Потенциальными категориями для дифференцированного обучения были выделены: участники инновационных процессов, работники, имеющие замечания по итогам контроля и аттестации; вновь прибывшие педагоги.

 Были уточнены цели и задачи методической работы:

·        Информирование о новых достижениях и нормативных требованиях;

·        Обучение и воспитание педагогических кадров, повышение их квалификации

·        Выявление, предъявление, сопровождение освоения наиболее ценного опыта педагогической и инновационной деятельности;

·        Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

Большинство членов коллектива прослушали курсы повышения квалификации по программе «Детство». Хорошо освоили психологические основы, методы и приемы работы в технологии, совместно готовят новые методические материалы, определяют современные подходы в достижении оптимальных результатов.

Базовые курсы в ВОИПКиПРО, семинары, совещания, конференции и конкурсы, самообразование в ДОУ и РМО  стали школой профессионального роста. Тематика их нацелена на оказание помощи в реализации государственного стандарта и модернизации образования, освоении программ обучения дошкольников и распространении опыта.

Перспективной линией является продолжение работы по проектной деятельности педагогов – возможность в упражнении осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде – это один из видов исследовательского труда, вид интеллектуальной деятельности.

Инновационная работа потребовала изменений приоритетов в работе с родителями. Главным звеном стала совместная работа воспитателей,  родителей воспитанников в проведении занятий по темам, определенных учебными программами и технологиями. Для этого родители  чаще бывают в ДОУ на  конкурсах, праздниках и дома вместе с детьми обогащают свою семейную жизнь познанием детей, их развитием, а значит детским счастьем. Традиционно и более целенаправленно для родителей проводятся общие родительские собрания. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство – «Детский сад – семья», аналитико-диагностическая деятельность (посещение детей на дому, анализ состояния здоровья детей, согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления ребенка, собеседование с ребенком в присутствии родителей), а также групповые родительские собрания, тематические выставки, праздники и развлечения, консультативно-просветительская деятельность.

Результаты обследования показывают готовность  наших выпускников к школе.

Анализ информированности детей позволяет сделать выводы:

- дети владеют в достаточной степени понятиями, умеют ориентироваться в информации в соответствии с возрастными нормами;

- дети, обучающиеся в группах по программе «Успех» более активны, жизнерадостны, самостоятельны. Они могут сделать сравнения, обобщения, выводы. У них более высокий       уровень культуры отношений.

Проблемы:

Осуществляя проблемный анализ от результата к процессу и условиям, подводя итоги пятилетней работы по Программе развития, отмечая факторы роста инновационной деятельности ДОУ, мы выделили проблемы, над которыми нужно работать:

1.     Основной проблемой остается  охрана  и укрепление здоровья детей, а также формирование физической готовности ребенка к школе.

2.     Достигнут необходимый уровень в образовании и развитии детей, коррекции их психофизического состояния, но нужно продолжить работу по его устойчивому развитию в условиях нового качества модернизации образования.

3.     Активно предупреждать и не допускать перегрузки детей в условиях дошкольного образования.

4.     Есть необходимость в приоритеты выдвинуть проблемы гражданственности и правового воспитания в ДОУ.

5.     Имеет место проблема в поиске нового содержания и форм использования индивидуально-психологических особенностей ребенка, их субъективного опыта, стабилизации организационной культуры, основанной на приоритете эрудиции, интеллекта, гражданственности и ответственности.

6.     Не у всех педагогов и специалистов достаточно высокий уровень профессионализма и компетентности владения навыками исследовательской работы.

7.     Продолжить работу по стабилизации единого образовательного пространства ДОУ, в методическом обеспечении и использовании программы  «Успех».

  Деятельность детского сада направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством.

Управление ДОУ строится на основе документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность.

 Работа методического кабинета строится на основе Концепции дошкольного воспитания. Главной задачей развития коллектив ДОУ считает разработку новых подходов к дошкольному воспитанию –

от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми.

Годовые планы воспитательно-образовательной работы ДОУ составляются на основе наблюдений за педагогическим процессом, методического заказа воспитателей, учитывается результат диагностирования выполнения программы детьми.

Социальная защита педагогов осуществляется администрацией совместно с профсоюзным комитетом ДОУ: по итогам работы выделяются денежные премии, ежемесячно на основании «Положения о доплатах и надбавках» проводятся доплаты и надбавки к заработной плате за добросовестный труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по кружковой работе в разновозрастной группе (5-7 лет). Тема "Снежинки" (работа с крупой)

Кружковая работа "Юные мастера" в разновозрастной группе (5-7 лет). Работа с природным  и бросовым материалом, конструирование и т.д....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе (из опыта работы воспитателя средней группы)

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области«Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно Федеральному...

Статья "Из опыта работы в разновозрастной группе ( старшая и подготовительная )"

Я работаю в разновозрастной группе от 5 до 7 лет(старшая и подготовительная ) Почему же группа называется разновозрастной ? –а , потому , что эта группа детей , посещающие образовательное у...

Исследовательская работа в разновозрастной группе на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность в разновозрастной группе детского сада»

. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы ...