Статья "Какой руководитель нужен подчиненным?"
статья на тему

Карпова Татьяна Евгеньевна

Мы привыкли, что в любой организации есть руководитель. А для чего он, собственно, нужен достаточно большому количеству умных, целеустремленных, образованных людей? Да для того же, что и дирижер в оркестре: взмахнет палочкой — и все знают, когда, как и зачем играть. Есть дирижер — и зритель его не замечает. А вот его отсутствие чувствуется сразу. Хороший руководитель — тоже дирижер, который заставляет в «унисон звучать» коллектив совершенно разных людей и ведет их к нужному результату...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakoy_rukovoditel_nuzhen_podchinyonnym.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАКОЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НУЖЕН ПОДЧИНЁННЫМ ?

Мы привыкли, что в любой организации есть руководитель. А для чего он, собственно, нужен достаточно большому количеству умных, целеустремленных, образованных людей? Да для того же, что и дирижер в оркестре: взмахнет палочкой — и все знают, когда, как и зачем играть. Есть дирижер — и зритель его не замечает. А вот его отсутствие чувствуется сразу. Хороший руководитель — тоже дирижер, который заставляет в «унисон звучать» коллектив совершенно разных людей и ведет их к нужному результату

Руководитель  — это лидер, который концентрирует в своих руках власть для того, чтобы решить сложные задачи. Управленец, менеджер — это человек, который направляет работу других , при этом несет персональную ответственность за ее результаты.

Вспомните свое детство: и в дворовой компании, и в классе всегда были лидер и подчиненные. Зачастую такие отношения формируются стихийно, но все же лидер руководитель должен обладать определенным набором   качеств, иначе его быстро сместят. Методы воспитания подчиненных сводятся, как правило, к известной политике «кнута и пряника». Правда, и кнут, и пряник у разных руководителей бывают разными.

По ступеням снизу вверх

Наше дошкольное образование можно сравнить с лестницей, на каждой ступени которой есть свой управленец. Первая ступень (основа лестницы!) — детский сад. Над ним расположена ступень   городского (районного, окружного) управления образования. Эти организации выполняют, в свою очередь, рекомендации областного (краевого) департамента образования или Министерства образования республики. Поднимемся еще на одну ступень, и мы окажемся на самом верху управленческой лестницы: все, что осталось внизу, подчиняется Министерству образования и науки РФ.

В дошкольном учреждении есть свои маленькие лестницы: разные уровни управления, разные профессиональные ниши. Воспитатель «управляет» детьми и отчасти родителями, старший воспитатель руководит воспитателями и специалистами. Но осуществлять руководящие функции в полном объеме воспитатель не может без помощи нянечки. В течение дня детей необходимо накормить, в помещениях должно быть чисто и тепло, а краны и трубы не должны течь. Все это обеспечивают технические работники. А еще в наше время во многих дошкольных учреждениях есть охранники и бухгалтеры.

Так что дошкольное учреждение — это большой, сложный коллектив, который работает четко и отлажено только при условии грамотного, профессионального

руководства заведующей. Система же дошкольного образования в целом работает слаженно и эффективно только при конструктивных взаимоотношениях и взаимопонимании всех составляющих ее структур. Сегодня в связи с реформированием образования эта проблема становится особенно актуальной. Подчиненные, стоящие на нижних ступенях управленческой лестницы, с  надеждой смотрят вверх в ожидании внятных ответов и решений.

Управленец — должность ответственная

Управленец любого уровня — должность, несомненно, ответственная. Не каждый готов ее занять. Впрочем, занять, может, готов и каждый, но не всякому под силу эффективно выполнять управленческие функции. От личностных качеств, подготовки руководителя (причем как в своей области, так и в области психологии управления) зависит очень многое. Почему в одни отделы управлений образования люди идут с желанием и не испытывают при этом неприятных ощущений, а при мысли о необходимости посещения других сразу портится настроение? Почему в одних дошкольных учреждениях педагоги

доброжелательны,   свободны, умеют общаться с детьми и родителями, переполнены идеями, а в других — сдержанны, угнетены, скованны и не выходят за рамки своих обязанностей? Психологический климат в любом коллективе зависит от личностных качеств руководителя.

Коллектив = группа людей?

Согласно гуманистической модели менеджмента, человек — это главный субъект организации и особый объект управления, который нельзя рассматривать как ресурс. Такое определение очень подходит системе дошкольного образования. Двадцать-тридцать человек, собранные вместе, это

еще не коллектив, это просто группа. Хороший коллектив — это сплоченная группа, в которой каждый занимает именно свое место. При приеме на работу опытная заведующая учитывает не только профессиональные умения и навыки претендента, но и его психологические особенности, черты характера. Сможет ли воспитатель работать с детьми, наладить отношения с родителями и другими сотрудниками? Сможет ли методист управления образования эффективно взаимодействовать с детскими садами? Ведь довольно значительная часть людей просто не может работать в команде.

Настоящий руководитель хорошо знает своих подчиненных и поручает им те  задания, которые интересны им самим и соответствуют их профессиональным интересам, личным качествам. Нет смысла, например, навязывать уход за животными и растениями зимнего сада человеку, который к ним, в лучшем случае, безразличен. В хорошем коллективе существует психологическая совместимость людей. (В детских садах нередки конфликты между педагогами одной группы.) Любой человек лучше работает тогда, когда чувствует, что руководителю не безразличны его стремления к профессиональному росту, творчеству В каждом коллективе помимо формальных, то есть официально утвержденных, групп (например, творческие группы педагогов) существуют и неформальные (микрогруппа самостоятельно объединившихся воспитателей). Иногда такие неформальные объединения доставляют заведующей немало хлопот. Любой конфликт легче предотвратить, чем разрешить, — об этом хорошо знают мудрые заведующие с многолетним стажем.

Совет да любовь

Есть люди, которые принимают решения быстро и сразу, а есть такие, которые подолгу раздумывают над задачей, приняв одно решение, меняют его на другое. (Последний вариант крайне обременителен для коллектива и вызывает пресловутую «неуверенность в завтрашнем дне»: зачем стремиться выполнять задание? Лучше подождать, пока его изменят.) Хороший руководитель, как известная птица Говорун из мультфильма, обладает «умом и сообразительностью». Причем не просто умом, а способностью принимать быстрые и при этом (что самое сложное!) — оптимальные, продуманные и взвешенные решения. Иногда хочется отложить неприятный вопрос «на потом», положить бумагу «под сукно». Но так делают не очень хорошие руководители. А хорошие решают самые сложные вопросы сразу. Они достаточно самостоятельны, но при этом периодически советуются с коллективом, анализируют мнения сотрудников, не боясь показаться некомпетентными. Ведь любому человеку приятно, когда выслушивают его точку зрения. При таком подходе он действительно начинает чувствовать себя полноправным членом коллектива и с большим желанием выполняет принятые решения.

Сотрудники — обычные люди и не очень-то стремятся расширять круг своих обязанностей за счет увеличения потраченного на их выполнение времени. И с этих  позиций, например, в образовании очень эффективен интегрированный подход, когда педагоги работают вместе, по одной теме и при этом каждый из них решает задачи своей программы.

Руководящий прогноз на завтра

Иногда от заведующей приходится слышать: «Мы не могли и предположить, что ситуация будет развиваться таким образом». Но роль управленца как раз и заключается в умении анализировать создавшиеся условия и видеть, какие

проблемы эти условия порождают. Он должен четко определить для себя и для коллектива цели и задачи работы, уметь объяснить всем значимость желаемого результата. Подчиненные должны понимать, как связаны между собой, например, планы разных этапов и направлений работы, чтобы видеть процесс деятельности коллектива в целом. Люди лучше воспринимают идеи, которые им понятны, в которых они сами могут разобраться. (Иногда язык документов, которые спускаются в детские сады «сверху», настолько сложен, что с первого прочтения их трудно даже понять, не то что выполнить!) А еще хороший руководитель должен уметь преобразовывать известные идеи и адаптировать их к собственному учреждению. Не повторять что-то увиденное, а создавать свое. Кому не знакомы заведующие, приходящие после очередного посещения коллег с горящими глазами: «Все, начинаем ломать стены и делать новую планировку здания». Жить с таким руководителем сложно, но не скучно.

Сам себе контролер

В то же время «ломать стены» как в прямом, так и в переносном смысле тоже нужно с умом и чувством ответственности за предлагаемые преобразования. Ведь речь идет не об отдельном человеке, а о жизни всего коллектива. И взять на себя такой груз ответственности может далеко не каждый. Управленец любого уровня — это своеобразный контролер, который наблюдает за работой

организации. Представьте, что из самых лучших побуждений (или чтобы избежать нежелательных конфликтов) заведующая дает сотрудникам самые разные обещания.»  порой даже невыполнимые. В конце концов наступает «момент истины». И тогда заведующей приходится выслушивать вполне обоснованные претензии, оправдываться, а это снижает ее авторитет и доверие к ней.

Противоположный вариант не лучше: некоторые руководители считают, что как бы ты ни ошибался, нельзя признавать ошибочность своих действий перед

всем коллективом. Такой подход порождает недоверие со стороны подчиненных. Все мы люди и все имеем право на ошибку.

Есть контакт!

Любой руководитель по роду своей деятельности общается с большим количеством людей. У каждого человека — свой интеллект, свой характер, свой представления о работе, свой уровень культуры общения, свое, особое, психологическое состояние. Все мы проводим на работе много времени, а значит, наше общение в коллективе влияет на личность каждого из нас, меняет в чем-то наши взгляды и отношение к окружающему. Так что управленческий процесс — это постоянное воздействие руководителя на личности подчиненных.

Воспитатели, как и дети (иногда они и ведут себя, как большие дети), требуют индивидуального подхода. Заведующей приходится быть одновременно и психологом, и дипломатом, и психотерапевтом, и актрисой. Мария Ивановна только что разошлась с мужем, а Нина Сергеевна снова выходит замуж — все

это невозможно не учитывать в женском коллективе. Несправедливое, пусть даже незначительное замечание может обидеть сотрудника, и он затаит обиду. В то же время, хороший руководитель не стесняется выразить в вежливой форме и свое недовольство конкретными обстоятельствами. А вот интерес к здоровью, к семье педагога, к его профессиональным достижениям всегда приятен. В детских садах и других учреждениях с хорошим психологическим

климатом никогда не забывают о днях рождения сотрудников!

Должностная инструкция — это святое!

Хороший руководитель не только сам соблюдает установленные правила, должностные инструкции, нормы поведения, но и жестко требует их выполнения от подчиненных. В одном детском саду висел плакат с просьбой говорить спокойно. При этом заведующая «спокойно» могла позволить себе накричать на подчиненных прямо рядом с этим плакатом. Подчиненные отвечали ей тем же. Нередко, в силу мягкости характера, руководитель не может заставить подчиненных сделать то, за что они, собственно, и получают зарплату, и делает все за них. Через некоторое время оказывается, что сотрудников очень даже устраивает такой руководитель, и они совершенно не стремятся отвоевывать права на свои должностные обязанности, а значит, заведующая не успевает сделать то, что положено ей как руководителю. Лучше не давать указаний, если вы не уверены в их исполнении!

А что за «стеной»?

Вернемся к нашей образной «стене», которую решила сломать заведующая. Есть ли это проявление ее творческих способностей и воображения? Несомненно. Но вот согласуются ли задуманные руководителем проекты с реальностью? Вполне может случиться так, что сил и средств хватит только на «разрушение стены», а на созидание чего-то нового уже не останется. И тут никакое творчество не поможет. В чем может проявиться особое мышление руководителя? Например, в умении найти нестандартное решение проблемы, выход из конфликтной ситуации, почувствовать новое, перспективное направление раньше других. Вдохновение руководителя всегда передается коллективу. А творчество хорошо поддерживается новыми идеями. Об этом убедительно свидетельствует опыт инновационной и экспериментальной деятельности многих учреждений.

Желаем  вам  быть идеальными начальниками для идеальных подчинённых .

Журнал «Обруч» №1 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление музыкального руководителя ДОУ №13 Семеновой Т.П. по теме «Современные виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГТ»

Данный материал был представлен на гордском методическом объединении музыкальных руководителей детских садов города Волжск, который рассказал о современных вида планирования в соответствии с ФГТ согла...

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью ...

Сценарий фестиваля-праздника "Мир нужен взрослым, мир нужен детям!"

Сценарий фестиваля-праздника "Мир нужен взрослым, мир нужен детям!" предназначен для детей старшего дошкольного возраста и представляет собой концертную программу, посвященную 70-летию Победы в Велико...

Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004

Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004. Делюсь с коллегами найденным материалом, првда качество неважное.Скачать здесь: https://yadi.sk/...

Выступление классного руководителя не тему:" Работа начинающего классного руководителя"

В данном выступлении описаны трудности с которыми сталкивается начинающий свою работу классный руководитель, а так же правила которым нужно придерживаться начинающему классному руководителю.  в в...