КОНСУЛЬТАЦИЯ "РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ"
консультация по теме

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_na_poroge_shkoly.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4

Утверждаю:_________

«___»__________20____г.

Заведующая ДОУ № 4

К.В. Ильиных

Консультация для педагогов

Ребенок на пороге школы

Подготовила:

Ст.воспитатель

С.В. Муллаярова

Готовность ребенка к школьному обучению

В чем сущность готовности к школьному обучению? Готовность к школе – важный итог развития в период дошкольного возраста и значимый показатель эффективности воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.

Поступление в школу – новый этап в жизни каждого ребенка. происходит смена ведущего вида деятельности, свободная игровая деятельность сменяется на учебную. Ребенок осваивает новую социальную роль ученика и все связанные с новым социальным положением. Вхождение в новые условия сопряжено с высокими физическими, умственными и эмоциональными нагрузками, которые испытывает каждый первоклассник, приступающий к учебе.

Каковы аспекты готовности к школе? Готовность к школе – многогранное, многокомпонентное понятие. Выделяется три взаимосвязанных аспекта рассмотрения данного феномена: физиологический, психологический, социально- личностный.

Физиологический аспект готовности раскрывает готовность к школе с позиции созревания организма и физиологической формы будущего первоклассника. «Школьная зрелость» показывает уровень морфофункционального развития ребенка, характеризующий его потенциал  к систематическому обучению в школе и возможности справится с учебной нагрузкой без ущерба для здоровья. Для выявления этого уровня используется многофакторный анализ, предполагающий оценку биологической зрелости организма, состояния здоровья, оценку функциональной готовности организма, состояния здоровья, оценку функциональной готовности и прежде всего ряда физиологических функций.

Психологический аспект рассмотрения готовности к школе связан с понятием психологической готовности, которая характеризует особенности психического развития ребенка на пороге школьного обучения с позиции благоприятной адаптации к новым условиям школьного обучения и успешности решения задач учебной деятельности, общения и познания в школе.

В содержании психологической готовности выделяют интеллектуальную готовность к школе, под которой понимается уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность ребенка в школьном обучении. Интеллектуальная готовность к школ предполагает у детей наличие у детей сформированных  познавательной активности и познавательного интереса, овладение способами и приемами умственной деятельности, развитие знаково- символической функции сознания, речи, общего кругозора и способности к дифференциации картины мира.

Учебная деятельность школьника связана с высокой производительностью, это обуславливает необходимость формирования элементарной волевой готовности к школе. Она выражается с способности ребенка к появлению настойчивости в достижении цели, в умении подчинить свои действия правилам, осуществлять самоконтроль, что в значительной мере облегчает процесс вхождения в новые условия школьного обучения.

Социальный аспект рассмотрения готовности связан с понятием социально- личностной готовности к школе. Характеризует уровень личностного развития дошкольника с позиции его стремления к новой социальной роли ученика, социальной уверенности, способности построить свои отношения с окружающими в соответствии с культурными нормами. Социально – личностная готовность к школе предполагает  определенный уровень развития эмоциональной сферы, самосознания и самооценки ребенка.

Успешное обучение в школе зависит от мотивационной  и коммуникативной готовности ребенка.

Мотивационная готовность к школе выражается в активном стремлении ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний и проявляется в отношении к учебе как общественно значимому делу.

Коммуникативная готовность к школе характеризует уровень коммуникативных умений и коммуникативной культуры ребенка на пороге школьного обучения. Проявляется в способности к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, овладении правилами культуры общения со взрослыми кооперативно – соревновательного общения со сверстниками.

Специальная готовность к школе является дополнение общей готовности определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, необходимых для изучения учебных предметов: математики, языка, природоведения.

Что свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению? Степень готовности к обучению в школе определяется  возможностями будущего школьника решать адекватные возрасту задачи деткой деятельности, общения и познания разной сложности:

-на уровне простого повторения и воспроизведения предложенного образца решения (репродуктивная самостоятельность),

-на уровне самостоятельного переноса аналогичного решения в другие условия (оперативная самостоятельность),

-на уровне самостоятельного внесения отдельных новых элементов в решение задач (инициативная самостоятельность),

На уровне творческого подхода к решению (творческая самостоятельность).

Высокий уровень готовности к школьному обучению рассматривается с позиции компетентностного подхода. В соответствии с ним готовность к школе рассматривается в аспекте формирования у старшего дошкольника начальных компетентностей.

Компетентности ребенка – это интегрированные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных задач жизни и деятельности.

 В системе начальных компетентностей старшего дошкольника выделяются начальные ключевые компетентности и начальные специальные компетентности. Для начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, овладение ими позволяет ребенку решать  различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, они универсальны, переносимы и применимы в различных ситуациях. Требует целостного развития ребенка как субъекта деятельности и поведения.

В структуре начальных ключевых компетентностей выделяются начальные здоровьсберегающая, личностно –социальная, учебно –познавательная компетентности, отражающие способности детей самостоятельно решать задачи, связанные с укреплением и сохранением здоровья, с деятельностью, с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми, совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, развитием основных познавательных процессов.

Начальные специальные компетентности обеспечивают специальную готовность ребенка к школьному образованию, содержание которого определяется набором учебных предметов. В структуре начальных специальных компетентностей ориентировочно можно выделить: начальную речевую компетентность, начальную литературную компетентность, начальную математическую компетентность, начальную экологическую компетентность, а также художественную.

Проявление начальных ключевых и начальных специальных компетентностей свидетельствует о готовности ребенка старшего дошкольного возраста к переходу на следующую образовательную степень.

Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду

Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе? Подготовка к школе в детском саду – это содержательный, индивидуально ориентированный процесс, который решает задачи становления у старших дошкольников основных компонентов школьной готовности. Подготовка к школе обеспечивает необходимый уровень развития и перспективу дальнейшего успешного продвижения ребенка в образовании.

В детском саду подготовка к школе осуществляется на протяжении всего дошкольного детства и завершается в старшем дошкольном возрасте. Особую роль в этом выполняют старшая и особенно подготовительная группа, в которой процесс подготовки к школе разворачивается наиболее полно.

Процесс подготовки к школе отвечает общим требованиям  организации современного образовательного процесса в дошкольном учреждении, но вместе с тем требует особых акцентов в отборе содержания, педагогических методов, средств, условий деятельности в целях реализации готовности к школе в полном объеме.

Образовательный процесс в группах детей предшкольного возраста ориентирован на перспективу предстоящего обучения в школе. В связи с этим решаются задачи развития у старших дошкольников интереса к школе; обогащения представлений о школе и жизни школьников, воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника.

Задача воспитателя – обеспечить условия для развития у старших дошкольников широкой самостоятельности, интереса к познанию и творчеству, гуманных чувств, ценностных ориентаций, стремления к школе, к новой социальной роли ученика.

Сущность адекватно построенного процесса подготовки к школе состоит в создании, в которых у ребенка в разнообразной деятельности накапливается, расширяется, осмысливается личный субъективный опыт, насыщенный средствами и способами активного взаимодействия с миром. Старшие дошкольники осваивают разные способы самостоятельного познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Дети практическим путем овладевают средствами самостоятельного выражения эмоционально- ценностного отношения к миру и установления контактов с людьми (речь, невербальные средства выражения социальных эмоций, моральные и эстетические нормы культуры общений и отношений, умение взаимодействия и сотрудничества). В разных видах деятельности дети осваивают соответствующие умения: познавательные, трудовые, изобразительные, коммуникативные, игровые, конструктивные. Все это пополняет субъективный опыт детей и возможность творческого самовыражения.

Особое внимание уделяется освоение детьми универсальных умений: принять цель деятельности, элементарно спланировать, подобрать в соответствии с целью необходимые материалы, получить результат и выразить к нему свое отношение. В разных видах деятельности создаются условия для развития у детей способности создавать свой замысел, находить для его существования средства и способы, сравнивая затем полученный результат с первоначальной идеей, осуществлять элементарный самоконтроль.  При этот воспитатель учит детей пользоваться наглядными средствами, помогающими планомерно двигаться к поставленной цели: опорными схемами, моделями, пооперационными картами.

Развитие субъективной позиции, а именно детской самостоятельности, инициативы, творчества у старших дошкольников решается воспитателем широко, во всех формах образовательного процесса. Это достигается на основе интеграции образовательного содержания, взаимосвязи и взаимодополняемости разных видах деятельности, их единой направленности на развитие познавательной активности, самостоятельности, общения, социальных чувств и стремления к будущей позиции школьника.

Следует отметить, что не каждый ребенок уверен в себе и своих силах. Так чтобы вселить уверенность в себя для каждого ребенка педагог создает ситуации успеха в самостоятельной деятельности – важнейшая задача подготовки к школе.

Каковы условия подготовки ребенка к школе? Условием формирования готовности к школе выступает развивающее педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми.

Единицей развивающего педагогического взаимодействия в подготовке к школе выступает проблемная образовательная ситуация, которая разрешается ребенком в вариативном сотрудничестве с воспитателем. Событийный сценарий жизни детей предшкольного возраста в детском саду в детском саду выстраивается как система решения разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных ситуаций и задач, побуждающих старших дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творческому самовыражению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитанники подготовительной к школе группы на пороге школы.

Для многих родителей воспитанников подготовительной к школе группы стоит вопрос выбора школы. Учитывается ее статус, уровень образования, приоритетные направления в обучении, удаленность от дома и т.д...

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Собрание в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок на пороге школы»

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошко...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...