"Модель методической службы ДОУ, работающей в инновационном режиме, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
проект на тему

Романова Анастасия Вячеславовна
Педагогический проект, целью которого является создание системы  методического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volkovaav.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический

ПРОЕКТ

Тема

Выполнила:

Волкова Анастасия Вячеславовна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 169»

г. Чебоксары

Чебоксары 2014


Содержание

Введение………………………………………………………………………..

3

1.1. Анализ внешней среды …………………………………………………....

5

1.2. Анализ внутренней среды ……………………………………….………...

7

1.3. Проблематика ……………………………………………………………...

8

2. Основная часть.……………………………...………………........................

8

2.1. Целеполагание……………….……………………………………………..

8

2.2. Концептуализация проекта …………………………….……………….....

9

2.3. Ожидаемые результаты…………………………………………………….

9

2.4. Реализация проекта. Модель усовершенствованной структуры методической службы ДОУ……………………………………………………

10

2.5. Управленческая деятельность в инновационном режиме……………….

11

2.6. Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала…………………..……………………………….

14

2.7. Ресурсы реализации проекта…………………………..…………………..

16

2.8. Источники финансирования……………………………………………….

17

Заключение………………………………………………………………………

18

Литература………………..……………………………………………………..

20

Приложения


Введение

«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три»

Конфуций

В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду. Модернизация российской системы образования говорит о том, что необходимо пересмотреть подходы к формированию и укреплению созидающего потенциала педагогов. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая месту чему-то новому. От педагогов же зависит то, какие условия будут созданы в образовательном учреждении, какие возможности будут у детей. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) играет важную роль в становлении личности детей, при этом способность воспитателей к инновационной деятельности является одной из важнейших профессиональных характеристик. Соответственно, необходимо улучшать инновационный потенциал педагогов.

Совсем недавно дошкольные образовательные учреждения освоили Федеральные государственные требования к структуре и условиям основной общеобразовательной программы ДОУ. И вот уже с 1 января 2014 г. в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Появляются новые концепции и новые общественные институты. В таких условиях педагогический коллектив не может стоять на месте, и поэтому инновационная деятельность общеобразовательного учреждения в целом и каждого члена педагогического коллектива отдельно должна стать реальностью дня. Одним из важнейших результатов работы ДОУ в инновационном режиме является формирование управленческо-педагогического коллектива, владеющего проектно-исследовательскими, экспертными способами деятельности, способного к разработке и реализации проектов развития образовательной практики.

Главную роль в создании инновационного режима в ДОУ должна сыграть методическая служба. Она должна стать центром управления инновациями, обеспечить участие каждого педагога в управлении образовательным учреждением, например, посредством включения в проблемные творческие группы, команды.

Управление образовательными проектами будет эффективным, если будет соблюдаться личностно – ориентированный подход к образованию, созданы условия для постоянного повышения профессиональной компетентности педагогов, будет иметь место система мотивации и стимулирования участников проектов.


1.1. Анализ внешней среды

Современное  дошкольное образование имеет следующие стратегические ориентиры:

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61);
  • Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011 - 2020 годы, подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011 – 2020 годы";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение.  Инновационные преобразования приобретают системный характер.  К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых   М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.

Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явления, как инновация? На наш взгляд, к основным из них следует отнести:

● необходимость активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;

● стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;

● подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;

● постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;

● стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания;

● возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;

● конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами  

Типы нововведений  группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

— в содержании образования;

— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

— в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

— частные, единичные, не связанные между собой;

— модульные (комплекс частных, связанных между собой);

— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные  нововведения);

— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

— радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

— ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Как спланировать работу  по внедрению  инновации в дошкольном учреждении?   Уйти от многих ошибок и упущений  поможет проектирование системы методического сопровождения  инновационной программы.

1.2. Анализ внутренней среды

В МБДОУ «Детский сад № 169» г. Чебоксары созданы хорошие условия для развития всесторонней личности каждого ребенка. 11 групповых помещений со спальными комнатами. Группы оснащены удобной мебелью для детей, изготовленной по современным стандартам. Имеются разнообразные игрушки и пособия, материалы для организации игр и занятий.

Функциональные кабинеты дополняют и обогащают развивающую среду дошкольного учреждения.

Переоборудован и расширен музыкальный зал за счет реконструкции помещений.

Экспонаты мини-музея чувашского народного быта позволяют познакомить детей с историей предков.

Для кабинета дорожной азбуки педагоги изготовили своими руками очень много пособий: макеты улиц, домов, дорожные знаки, атрибуты к играм, дидактические игры и т. д. Все это позволяет знакомить детей с правилами дорожного движения в самых разнообразных формах.

Для занятий физкультурой и спортом имеется спортивный зал, спортивная площадка. Спортивный зал оснащен стандартным и нестандартным оборудованием, а также и оборудованием нового поколения: детские спортивные тренажёры, мягкие модули, большие надувные мячи, разнообразные дорожки и т.д. Спортивный зал планируется и в будущем дополняться новым оборудованием.

В МДОУ имеется 3 телевизора, 2 музыкальных центра, видеомагнитофон, 5 магнитофонов, DVD проигрыватель, 3 компьютера, 4 ноутбука, цветной принтер, мультимедийный проектор и экран.

Таким образом, в дошкольном учреждении есть все необходимые условия для организации воспитательно-образовательного процесса, но эти условия требуют постоянного усовершенствования, дополнения и расширения.

Анализ профессионального уровня педагогов показывает, что низок процент специалистов высшей категории и достаточно высок процент педагогов не имеющих категории – 46%. Поэтому есть необходимость работы над перспективой роста педагогических кадров.

1.3. Проблематика

Сопоставление актуальности представленной проблемы и анализа внутренней среды ДОУ определило проблемное поле проекта:

  • отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;
  • недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска,   стимулировало инновационную деятельность педагогов;
  • отсутствие мониторинга качества и эффективности их внедрения. Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье. Необходима подготовка педагогов, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность.

2. Основная часть.

2.1. Целеполагание

Цель нашего проекта: создание системы  методического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Объектом исследования выступает: инновационная деятельность ДОУ.

Предмет исследования – методическое сопровождения инновационной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 169» г. Чебоксары

Задачи:

  1. усовершенствование структуры методической службы ДОУ;
  2. разработка программы деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала, с целью успешной реализации ФГОС дошкольного образования.
  3. Разработать систему методического сопровождения инновационной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 169» г. Чебоксары.

2.2. Концептуализация проекта

Оригинальность проекта и инновационный характер обеспечивается внедрением в инновационную деятельность ДОУ следующих идей, обеспечивающих успешную реализацию проекта:

  • Изменение структуры методической службы ДОУ: создание временных творческих коллективов (проектных групп, творческих мастерских, экспериментальных лабораторий, консалтингового центра).
  • Развитие проектно-исследовательских умений воспитателей через семинары – практикумы, действующие на базе консалтингового центра детского сада, сетевые сообщества воспитателей, сотрудничество с центром развития дошкольного образования г.Чебоксары.
  • Организация взаимодействия презентации проектов, творческих отчетов, ярмарок педагогических идей и т.д.

2.3. Ожидаемые результаты:

1. Включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива;

2. Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды.

3. Расширение работы методической службы ДОУ;

4. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.

5. Повышение качества  образовательного процесса.

6.Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.


2.4. Реализация проекта

Модель усовершенствованной структуры методической службы ДОУ

Педагогический совет – обеспечивает выработку концепции развития, координацию и согласование действий по выполнению программ и проектов;

Методический совет – структура, организующая вариативное и гибкое методическое сопровождение педагогов по вопросам качественного преподавания и выполнения программ обучения.

Центр информатизации – обеспечит сбор, накопление, систематизацию, полное и оперативное распространение законодательных, нормативных и учебно-методических документов, координирование использования информационных ресурсов и внедрения ИКТ в образовательной практике.

Педагогические мастерские – создаются для формирования действенной системы распространения и обобщения передового опыта.

Проектные группы – временные структуры, создающиеся для разработки инновационных проектов, внедрение которых в образовательный процесс обеспечит высокий уровень конкурентоспособности образовательного учреждения;

Экспериментальные лаборатории – будут структурой, апробирующей различные способы разрешения проблем методической службы.

Консалтинговый центр – создается для формирования новой, более вариативной и гибкой к современным условиям образовательной среды для профессионального, творческого развития педагогов; культивирования интереса к нововведениям и их инициированию, запуска эффективных механизмов для развития профессиональной компетентности педагогов.

Основными направлениями деятельности Консалтингового центра могут быть следующие сервисные услуги:

  • Методический сервис
  • Мониторинговый сервис
  • Информационный сервис
  • Экспертный сервис (научно-методический аудит)
  • Библиотечно-методический сервис

2.5. Управленческая деятельность в инновационном режиме

Основная цель управленческой деятельности старшего воспитателя направлена на увеличение степени самостоятельности педагога, формирование у него умения осознавать и решать возникающие в профессиональной деятельности затруднения и препятствия. Объектом управленческой деятельности должны стать сами затруднения, личностные препятствия в деятельности педагога. Задачи управленческой деятельности: развить позитивную Я – концепцию, научить педагогов самостоятельно принимать решения и осуществлять рефлексию.

Ожидаемый результат: переход от прямого управления процессом (консультации, беседы) к косвенному, когда старший воспитатель несет ответственность за процесс, а воспитатель отвечает за намерения и действия.

Добиться реализации поставленной цели можно через осуществление следующих мероприятий.

1. Диагностика профессиональных затруднений

Мероприятие

Содержание

Комментарий

Определение профессиональных затруднений педагогов

Наблюдение воспитательно-образовательного процесса, анализ документации, тестирование и анкетирование воспитателей (приложение 2)

Результаты диагностики позволят определить тип затруднения.

Типы затруднений:

1) типичное (общее) для педагогов ДОУ;

2) типичное (общее) для группы педагогов ДОУ;

3) наиболее значимое для данного педагога (более всего влияет на его результаты труда).

Профессиональные затруднения первого типа решаются в процессе работы над методической темой ДОУ, подготовки и проведения педагогических советов. Затруднения второго типа устраняются в процессе работы во временной творческой группе. Снять затруднения третьего типа можно только в процессе самообразования педагога.

Анализ выявленных затруднений.

Выявление:

а) группы затруднения (личностная, организационная, методическая);

б) плоскости проблемы (когнитивная, эмоциональная, поведенческая);

в) уровня затруднения (временное, хроническое, кризисное)

Создание плана решения проблемы

Предварительный диалог.

Выбор метода преодоления профессионального затруднения (поэтапное обучение деятельности; побуждение, совет; одобрение, переживание успеха; переубеждение).

2. Включение членов педагогического коллектива

в процесс управления инновациями

Создание проектных групп, нацеленных на выполнение социально значимого для конкретного ДОУ заказа.

Руководство проектом осуществляется на принципах соуправления команды и администрации.

В принятии решений и постановке новых целей образовательного проекта принимают участие все члены проектных команд

В основу управления инновационным процессом положен коллегиальный стиль, повышение управленческой культуры, мотивированность на инновации всего пед. коллектива.

Организация педагогами новаторами консалтингового центра

Основными направлениями деятельности консалтингового центра являются:

  • трансляции педагогического опыта по использованию современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе;
  • оказание консалтинговых услуг по освоению и использованию современных педагогических технологий в непосредственной образовательной и совместной деятельности

Центр может работать на трех уровнях:

  • для участников консалтингового центра;
  • для педагогов учреждения образования;
  • для педагогов района.

Такая значимая методическая организация в системе методической службы ДОУ способна оказывать действенную помощь администрации по управлению инновационными процессами.

2.6. Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала

 Программа развития инновационного потенциала педагогического коллектива является механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности.

 I этап. Изучение готовности педагогов к инновационной деятельности

Цель этапа:

выявление степени готовности педагогического коллектива к освоению новшеств

Содержание деятельности

Ответственный

Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (приложение 1)

старший воспитатель

II этап. Подготовка педагогов к внедрению инноваций

Цель этапа: обобщение и распространение имеющегося инновационного опыта педагогов ДОУ, обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

1.Создание информационного поля: формирование   банка инноваций ДОУ; обеспечение педагогов ДОУ литературой по развитию инновационного потенциала; проведение семинаров, мастер-классов по актуальным проблемам.

2.Выявление основных направлений инновационной деятельности (приложение 2)

3.Выбор педагогами ДОУ инновационных проектов, участие в которых позволило бы развить инновационный потенциал

старший воспитатель,

центр информатизации, методический совет.

III этап. Создание инновационной среды в коллективе.

Цель этапа: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению инноваций.

1. Внесение изменений в структуру методической службы ДОУ: создание временных творческих коллективов (проектных групп, творческих мастерских, экспериментальных лабораторий, консалтингового центра).

2. Повышение профессионального мастерства воспитателей через систему постоянно действующих семинаров, мастер-классов, круглых столов.

3. Развитие проектно-исследовательских умений воспителей через семинары – практикумы, действующие на базе консалтингового центра детского сада, сетевые сообщества воспитателей, сотрудничество с центром развития дошкольного образования г.Чебоксары.

4. Организация взаимодействия презентации проектов, творческих отчетов, ярмарок педагогических идей и т.д.

5. Стимулирование педагогов к инновационной деятельности: материальное поощрение педагогов – премии за проведённое методическое мероприятие, открытый урок, участие в организации и проведении семинаров, мастер-классов, конференциях, конкурсах различного уровня и т.д. Моральное поощрение. Предоставление к наградам.

6. Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, привлечение педагогов к принятию управленческих решений.

7. Постепенное изменение характера нововведений: от локальных, до комплексных, касающихся всех сторон деятельности ДОУ.

8. Акцент в деятельности методической службы на экспериментальную работу.

Администрация ДОУ, руководители проектных, творческих объединений, педагоги

IV этапа. Аналитический.

Выявление проблем, сопутствующих процессу инновационного развития, и поиск путей их решения.

1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

2. Установление причин несоответствия желаемого и реального уровней развития инновационной среды.

3. Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.

Администрация ДОУ, педагогический коллектив.

Предлагаемая модель методической службы способна трансформировать статус дошкольного образовательного учреждения инновационного типа в обучающуюся организацию. Обучающаяся организация, это организация, которая создает условия для постоянного обучения и совершенствования мастерства всех своих работников и в результате сама также находится в процессе постоянного самосовершенствования. Только в такой организации может иметь место эффективная реализация ФГОС дошкольного образования.

2.7. Ресурсы реализации проекта

Базой реализации проекта является педагогический коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №169 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики под руководством заведующего Фроловой В.Н. Для осуществления проекта необходимы следующие ресурсы:

2.8. Источники финансирования

Финансирование  проектной деятельности ДОУ осуществляется за счет средств муниципального бюджета в пределах ассигнований, выделенных учреждению. Возможно привлечение внебюджетных финансовых средств и иных поступлений, если их использование не противоречит закону.


Заключение.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики.

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагогами нашего дошкольного учреждения ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.  Новая фаза развития нашего педагогического коллектива связана с изменениями в требованиях к качеству образования на основе обновления нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ.

Одной из задач современного дошкольного учреждения  становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов и глубокого научного и практического осмысления.

В связи с введением ФГОС дошкольного образования можно утверждать, что в сфере дошкольного образования внедряются инновации:

1.  в  управлении учреждением;

2.  в  структуре образовательного процесса.

Данные процессы определяют сущность формирования образовательного учреждения,  в соответствии с ФГОС, что положительно влияет на  повышение  профессионального уровня педагогов, направляя их на инновационный поиск нововведений, что в свою очередь должно положительно повлиять на качество обучения и воспитания дошкольников в ДОУ, создать лучшие условия для развития детей, позволить осуществить личностно-ориентированный подход  и построить образовательный процесс в соответствии  с современными требованиями.

Стержнем процесса внедрения (в нашем случае – это процесс внедрения ФГОС)  являются управленческие действия, привносящие динамические, позитивные изменения в организацию педагогического процесса на этапе внедрения педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, мы видим, что управление процессом внедрения ФГОС в деятельность ДОУ, являются одним их условием его инновационного развития.


Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61);
  3. Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011 - 2020 годы, подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011 – 2020 годы";
  4. Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании// Мир образования – образование в мире. – 2006. – № 4.
  5. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005.
  6. Виноградова Н. А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрисс-пресс, 2008.
  7. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  8. Микляева Н. В Инновации в детском саду. – М.: Айрисс-пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель развивающей предметно - пространственной среды как условие реализации ФГОС дошкольного образования»

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В статье отражена модель создания развивающей предметно - пространственной среды, на ...

Методическое сопровождение педагогов ДОО как ключевое направление деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Ключевой фигурой в формировании нового содержания образования является личность педагога, готового включиться в инновационную деятельность. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все...

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

Программа методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Школа педагогического мастерства»

Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного  роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя следующие инноваци...

«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Всероссийская профессиональная олимпиадаработников дошкольного образования«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...