Педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

          Данный разработанный материал поможет воспитателям провести диагностику старших дошкольников в процессе общения со взрослыми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми.

  Полноценная коммуникативная деятельности дошкольников строиться на основании учёта ведущей деятельности возраста (игровой), ведущей формы общения (ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная), в соответствии с уровнем сформированности языковых средств. 

          Взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью - необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.         

          Диагностика проводится с детьми старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу, т.к. значительную трудность в обучении у первоклассников связана с тем, что дети не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать  задачу, сосредотачиваться  на учебном действии. Е.О.Смирнова установила, что существенное влияние на успешность учебной деятельности оказывает наличие у ребенка внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми, т.е. умение отвлечься от предметов конкретной ситуации и сосредоточиться на словах педагога.

          Цель диагностики:   Выявить проявления ребёнка в различных видах взаимодействия со взрослыми  в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения:

  • ситуативно-деловое (совместная игра)
  • внеситуативно-познавательное (беседа по книге)
  • внеситуативно – личностное («разговор по душам»)

Задачи:

1.Выявить особенности  освоения старшими дошкольниками форм общения: ситуативно-делового, внеситуативно - познавательного, внеситуативно -личностного.

2.Выявить особенности  навыка общения со взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.

          Для того чтобы определить, какая форма взаимодействия интересна ребёнку, нужно спросить что он больше хочет  делать вместе со взрослым: играть  с игрушками, читать новую книжку или поговорить о чём – нибудь. Если ребёнок выбрал или не смог определиться с формой взаимодействия, то важно провести все  3 вида взаимодействия с одним ребёнком и начать лучше с совместной игры.

Метод  наблюдение в экспериментальной (смоделированной) ситуации:

Если  ребёнок выбрал ситуативно - деловое  общение,  используем совместную игру.    Критерии для совместной игры:

  • Один или совместно со взрослым
  • Ориентируется ли на партнёра и учитывает ли его интересы
  • Увлекает ли эта деятельность или предпочитает играть в одиночку

Для того, чтобы выяснить способен ли ребёнок к внеситуативно-познавательному общению со взрослым, проводим беседу по прочитанной книге.   (обсуждение прочитанного или рассказанного взрослым).

Свой вариант: картинки «Оцени поступки».  Критерии по беседе:

  • Участие взрослого и ребёнка в равной мере
  • Увлечённость ребёнка, задаёт ли вопросы и какие
  • Длительность разговора

Для выяснения способности к внеситуативно-личностному общению, используем разговор с ребёнком  «по душам» (о его отношениях с друзьями, о любимой книжке). Главное условие – взрослый равноправный участник, нет наглядной опоры и темы связаны с реальными событиями из жизни ребёнка о людях, поступках, отношениях.   Критерии разговора:

  • Интересно ли ребёнку мнение взрослого
  • Важно ли ему, чтобы его оценка совпадает с мнением взрослого

Чтобы выявить уровни развития общения ребёнка, необходимо сравнить его активность и заинтересованность в разных ситуациях взаимодействия: когда он чаще обращался к взрослому, когда проявлял максимальную для себя сосредоточенность,  в какой ситуации чувствовал себя наиболее свободно и раскованно и сопоставить поведение ребёнка в разных ситуациях. 

Показатели – (1 вариант)

  • выбор ситуации общения
  • активность ребёнка в разных ситуациях: его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему общения
  • чувствительность к словам и действиям партнёра, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них
  • общий интерес и настроение ребёнка:  его сосредоточенность на теме общения, раскованность, эмоциональный комфорт
  • время, в течение которого ребёнок может (хочет) общаться.

Показатели – активность, чувствительность, интерес (2 вариант)

  • полное отсутствие данного качества или слабая выраженность
  • нестабильное проявление качества
  • сильная выраженность качества

  На основании данного диагностического обследования будет разработан  индивидуальный образовательный маршрут для каждого из воспитанников, с целью коррекции выявленных коммуникативных навыков в общении со взрослыми. Коммуникативные навыки являются средством осуществления речевого общения. К основным умениям относятся: активность в общении, умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, умение легко входить в контакт с детьми  и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета. ИОМ предполагает обязательное включение  в содержание задачи на развитие, с учётом особенностей каждого воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми

педагогическое сопровождение очень актуальное направление, предлагаю вашему вниманию пример сопровождения старшего дошкольника в ощении со взрослыми...

Статья: «Комплексное сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением, в системе непрерывного образования в условиях ФГОС».

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования -...

Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...

Педагогическая диагностика уровня конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) ДО кружок "Юный техник"

Педагогическая диагностика уровня конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...

Условия педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии патриотизма при ознакомления с былинами

Условия педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии патриотизма при ознакомления с былинами...