статья
статья на тему
Организация
опытно-экспериментальной
и инновационной деятельности
в образовательных учреждениях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая конференция.
Организация
опытно-экспериментальной
и инновационной деятельности
в образовательных учреждениях.
Старший воспитатель
МБДОУ - д/с КВ 2 категории
"Колокольчик"сл.Б. Мартыновка
Толпинская М.И.
27.08.2014г.
Основными документами, определяющими стратегию развития современного образовательного учреждения, выступают:
• национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», базовые параметры которой 5 ноября 2008 г. определил Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию;
• Модель «Российское образование – 2020», идея которой впервые прозвучала 13 сентября 2007 года на Совете по реализации приоритетных национальных проектов в Белгороде. Речь шла о том, что в рамках развития национального проекта «Образование» важно поддержать наметившиеся позитивные тенденции и с учетом этого подготовить общую модель модернизации образования, которая могла бы задать облик образования, стать основой развития образования на ближайшие десятилетия.
• Приложение к письму Минобрнауки России «8» мая 2008 г. № 03-946, а именно, «Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования», текст которого был разослан в субъекты Российской Федерации.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в X I X веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Об инновациях российской образовательной системе заговорили 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность,
изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.
Понятия «новация» и «инновация»
Критерии | Новация | Инновация |
Масштаб целей и задач | Частный | Системный |
Методологическое обеспечение | В рамках существующих теорий | Выходит за рамки существующих теорий |
Научный контекст | Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения | Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки |
Характер действий (качество) | Экспериментальный (апробирование частных нововведений) | Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат. |
Характер действий (количество) | Ограниченный по масштабу и времени | Целостный, продолжительный |
Тип действий | Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества | Проектирование новой системы деятельности в данной практике. |
Реализация | Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией). | Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности. |
Результат, продукт | Изменение отдельных элементов в существующей системе | Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы |
Новизна | Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики | Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности. |
Последствия | Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей | Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок. |
Итак, новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа деятельности: опытно-экспериментальная и инновационная.
Нормативно- правовые условия организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности образовательного учреждения регулируются Положениями об экспериментальной деятельности и инновационной деятельности.
Педагогическая инновация (инновационный продукт) – результат деятельности образовательных
учреждений, работающих в режиме экспериментальной (инновационной) площадки получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), эффективно используемого в практической педагогической деятельности и готового к распространению.
Инновационная деятельность – деятельность, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, технологических, организационных, финансовых действий, направленных на создание, использование и внедрение в педагогическую практику инноваций.
Инновационный проект – программа деятельности образовательного учреждения в режиме экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра.
Для ДОУ инновационными подходами являются различные варианты предшкольной подготовки, работы групп раннего развития, групп краткосрочного пребывания школьников.
Наиболее общей инновационной проблемой является проблема разработки различных вариантов психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности человека начиная с раннего дошкольного возраста до взрослого периода жизни (в том числе и непрерывное образование специалистов ОУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...