Методическая работа в ДОУ
методическая разработка на тему

Шувалова Марина Викторовна

  Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на кон­кретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалифи­кации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повы­шение творческого потенциала педагогов и, в конечном счете, на совершенст­вование образовательного процесса, достижение оптимального уровня развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_v_dou.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к организации методической работы в ДОУ на современном этапе

 

  1.  Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогов и, в конечном счете, на совершенствование образовательного процесса, достижение оптимального уровня развития дошкольников.

Главным принципом методической работы является системный подход к ее организации (в переводе с латинского языка означает «сообщаю стройный вид, устраиваю»).

  1. Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

Для эффективности образовательной деятельности необходим поиск и внедрение в практику работы новых, более результативных методик обучения детей, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

  1. По мнению К.Ю. Белой, любое образовательное учреждение проходит следующие этапы: становление, функционирование и развитие.

На первом этапе работа методической службы направлена на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса. (2009-2010, 10-11 уч.г, реорганизация ОУ, приход новых молодых педагогов в ДОУ)

На втором этапе методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случае отклонения от методики реализации программы, которую реализует данное ДОУ.(2010-2011 уч.г.-внедрение в воспитательно- образовательный процесс программы «Детство» Т.И.Бабаевой, экспериментальная работа по внедрению технологий развивающего обучения)

 С 2011г коллектив ДОУ переходит на работу в инновационном режиме, то это предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход ДОУ из режима функционирования в режим развития.

  1. -5. Работа нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме потребовала новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Она направлена на: организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий; повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ; обеспечение педагогам необходимой информации об основных направлениях развития образования; научно — методическое обеспечение содержания образования; объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ребенка; мониторинг результатов педагогического процесса.

Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенку в ДОУ и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.

  1. -6. Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке, самоанализе педагогов и анализе педагогической деятельности родителями и администрацией. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход к работе позволяет легче проводить анализ выполнения годовых задач, планировать работу ДОУ на следующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, объективно отследить возможные расхождения, изменения, провести анализ и определить дальнейшие тенденции, осуществить необходимую коррекцию.

 

  1.  В методическом кабинете сформирован «Банк инновационных идей», который содержит обобщенный опыт работы педагогов нашего ДОУ,педагогов ДОУ района.  Интересные находки коллег применяем в своей практике.

  1. Одно из главных направлений методической работы - обеспечение информационного сопровождения образовательного процесса - строится на основе результатов мониторинга профессиональных потребностей педагогов ДОУ.

Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, научно - практические конференции, методические недели и месячники.

Зарекомендовала себя и такая форма как индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов. Это, несомненно, обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необходимые педагогические условия непрерывного образования воспитателей.

Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов является семинар-практикум - особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель их проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определению содержания семинаров предшествует изучение диагностических затруднений педагогов в практической деятельности. Темы семинаров: «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой»; «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период», «Театрально- игровая деятельность в детском саду» и др.

  1. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Постоянная связь содержания методической работы с результатами педагогической деятельности педагога обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Главным является оказание реальной действительной и своевременной помощи педагогам с использованием дифференцированного подхода.

  1. Для начинающих педагогов организована  работа наставников

Задачи работы:

-   ориентировать молодого педагога на применение современных технологий в
работе с детьми, творческий поиск;

-   стимулировать инициативу и творчество;

-   формировать у педагога собственный взгляд на образовательный процесс;

- совершенствовать умение анализировать, критически оценивать свою работу,
воспитывать ответственность за неё.

Наставниками являются педагоги высшей, первой квалификационной категории.

  1. Более опытные педагоги работают в творческих группах.

«Реализация в воспитательно- образовательном процессе доу развивающих технологий программы «Детство»

«Введение ФГТ к структуре ООП ДОУ»

«Переход на ФГОС дошкольного образования»

  1. Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедрение опыта педагога, который является основой его педагогического мастерства, образцом педагогической деятельности, отвечающей современным запросам, открывает возможность постоянного совершенствования.

  1. Такая форма работы как «Мастер - класс», с защитой своего наработанного творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов ДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.

  1. Методическая работа имеет еще одно направление: она является очень важным звеном в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров.

В ДОУ составлен  перспективный план, в котором предусматриваются различные формы, сроки повышения квалификации педагогов. За последние пять лет 100% педагогов ДОУ прошли курсовую переподготовку.

  1. В рамках методической работы осуществляется взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами образования и культуры по разработанным планам :

«Центральной детской библиотекой »

 краеведческим музеем,

школой

 детской школой искусств

  1.  Оптимальность системы методической работы можно определить по реальным показателям конечного результата.

 По мнению К.Ю. Белой, П.Н, Лосева общими критериями являются:

критерий результативности; достигается, если уровни развития детей   за отведенное время соответствуют   оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников;

критерий рациональных затрат времени, экономичности рациональных затрат времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов этими видами деятельности;

критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; стимулирующая роль методической работы: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов, их удовлетворенность   результатами своего труда.

Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

  1. Методическая работа подразумевает не только обучение педагогов, но и развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость, консолидацию по сплочению педагогического коллектива, превращению его в коллектив единомышленников, выработку единого педагогического кредо.

Именно это помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, иначе инновационное образование не может быть таковым, если его главные носители - педагоги не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе.