Работа с педагогическими кадрами по формированию экологической культуры
статья на тему

Ермолова Наталья Вахитовна

Доклад "Работа с педагогическими кадрами по формированию экологической культуры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_pedagogicheskimi_kadrami.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Ермолова Наталья Вахитовна, г.Саров, Нижегородская область.

«Правильно воспитывать маленьких детей, приобщить их к природе могут люди, обладающие в должной степени экологической культурой, понимающие экологическую ситуацию планеты, страны и всего региона, имеющие собственную гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию и практическую готовность её «изменить»

Николаева С.Н.

                К сожалению, мы не можем рассчитывать на то, что все педагоги, работающие в ДОУ обладают всеми этими качествами в полной мере. Поэтому работе с педагогическим коллективом мы уделяем большое внимание.

               В этой деятельности мы видим 4 важных аспекта:

  1. Расширение кругозора педагогов в области естествознания.
  2. Овладение методикой экологического воспитания и умение применять её на практике.
  3. Совершенствование практических умений в природообразующей и природоохранной деятельности.
  4. Становление экологически грамотного отношения к окружающему как личностного качества каждого педагога.

               Одна из основных форм работы- круглогодичный семинар. Он состоит из разных блоков. Я остановлюсь на некоторых из них.

  1. Блок теоретических знаний или блок »Эрудит». На нём мы заслушиваем сообщение о каком-либо экологическом виде, природном явлении. К примеру, много нового мы узнали из доклада «Виды муравьёв. Особенности их жизни, питания, размножения.» К экологической акции «Украсим землю цветами» мы пополнили свои знания в области ботаники- вспомнили о строении цветковых растений, их разновидностях и т.д.Поскольку этот раздел предполагает владение специальной терминологией, педагоги ведут словарь научных экологических терминов.

              В этой части семинара используется видеоматериал, сообщается о крупных событиях в мире экологии, конференциях, резолюциях, решениях, воспитатели знакомятся в нормативно-правовыми документами по экологическому образованию.

  1. Обязательная часть семинара- аналитический блок. Воспитатели отчитываются о прошедших мероприятиях, демонстрируют новые дидактические игры, представляют конспекты, фотогазеты. Педагогами даётся оценка и самооценка проделанной работы. Два раза в год происходит обсуждение результатов диагностики. Здесь мы заслушиваем отчёты воспитателей по самообразованию, творческие отчёты аттестующихся воспитателей. Ежегодно 15-20% воспитателей определяют для себя экологическое воспитание как тему для самообразования. Нами заслушаны творческие отчёты на темы: «Организация экскурсий в природу», «Разные типы экологических занятий с детьми».
  2. Просветительный блок включает в себя обзор и анализ литературы и видеоматериалов экологического содержания. Мы приобретаем много литературы на экологическую тематику, как методической, так популярной и энциклопедической, которая пользуется в последнее время особым спросом и очень хорошо используется на практике. Так, «Энциклопедия садового цветоводства» очень помогла нам при участии в городском конкурсе цветников. Грамотный подход к вопросу позволил занять в конкурсе 1место.

              Массу новых идей содержит журнал «АсЭко», который мы получаем из Обнинска.

               Занимаясь преобразованием территории ДОУ, мы стремимся добиться грамотного планирования ландшафта с эколого-образовательными и просветительными целями. И здесь нам очень помогает специальная литература: "Наш сад","Мой прекрасный сад"и др.

  1. Блок стратегический. В течение нескольких лет мы работаем над вопросом «Организация и проведение экологических акций».Нами разработаны алгоритм проведения экологических акций и конкретные схемы акций «Берегите лес», «Птицы-наши друзья»,»Украсим землю цветами» и др.На семинаре мы вносим дополнения, изменения в существующие схемы, разрабатываем и утверждаем новые. На семинаре обсуждается и выпуск экологической газеты детского сада. Она называется «Нескучный сад» и адресована детям, родителям и педагогам. В ней публикуются материалы о проводимых в детском саду акциях, стихи, сказки детей и взрослых. Воспитатели и дети рассказывают о своих домашних питомцах, делятся советами и т.д.Здесь же мы осуществляем поиск новых форм работы с детьми, родителями, населением.

             Для того, чтобы семинары проходили живо, интересно, используются различные способы активизации. Например, воспитателям предлагается выбрать на картине птиц, проживающих в нашем лесу, определить их названия, устраиваются конкурсы кроссвордов на экологическую тематику и др.

             Интересно и полезно для нас наличие экологического экрана. Содержание его постоянно меняется. Здесь представляется и познавательный материал по теме, проводимой в детском саду экологической акции, и интересные факты из мира природы, и практические советы по уходу за животными и растениями, по выращиванию цветов, овощей  и пр. Обязательно присутствует на экране план работы на месяц и решение последнего семинара.

              Наиболее заинтересованные, активные педагоги составляют творческую группу детского сада, которая является инициатором, разработчиком и исполнителем наиболее значимых мероприятий. В этом году тема работы творческой группы нашего детского сада «Игра в системе экологического воспитания детей». Исходя из собственных интересов и наклонностей воспитатели  разрабатывают такие разделы: «Словесные игры экологического содержания», «Экологические игры на развитие сенсорики», «Игры экологического содержания с элементами изодеятельности», «Логические игры, игры на развитие интеллекта экологического содержания». Разработка этого вопроса позволит в какой-то степени решить проблему интеграции экологического воспитания в другие виды деятельности. О результатах своей работы члены творческой группы ежегодно отчитываются на экспертном совете МДОУ, в апреле этого года мы расскажем о своей деятельности на экологической конференции детских садов города.

              Мы не замыкаемся в своей работе, контактируем с самыми разными организациями.

              Мы знаем, как много сил и времени можно потратить на поиск нужной информации в литературе. Тут нам очень помогает сотрудничество с детской библиотекой. По нашему запросу сотрудники библиотеки подбирают нужную литературу, составляют каталоги литературы по определённому вопросу для взрослых и детей.

              Полезно для нас и сотрудничество с педагогами Станции юных натуралистов. Они делятся с нами опытом по уходу за животными растениями. В июле этого года методистами СЮС для педагогов детских садов была проведена  экскурсия на природоохранный объект Заливной луг.

              Так сложилось, что большинство наших выпускников попадает в один класс. А взаимодействие с учителями начинается задолго до поступления детей в школу. Воспитатели с детьми посещают теплицу школы, учитель биологии, осуществляющий работу в теплице - активный участник наших семинаров, консультаций, педсоветов. Всё это способствует осуществлению преемственности в решении задач детского сада и школы по экологическому воспитанию детей.

              Мы стремимся к тому, чтобы каждый педагог не только видел и реально оценивал экологическую ситуацию, но и имел практическую готовность изменить её при необходимости.

                Приведу пример. Беда больших и малых городов - бездомные, брошенные животные. Мы не можем решить эту проблему, но повлиять на неё - в наших силах.

                В ходе гуманитарной акции «Мы вам поможем» мы собираем большие посылки для городского Приюта для бездомных животных, содержащие различный корм для животных, витаминные добавки и пр.

                На экологической конференции педагогов и родителей было принято обращение к жителям микрорайона, в котором мы просим людей изменить своё отношение к животным, прирученными ими, быть более ответственными и гуманными. Это обращение в дальнейшем было распространено в микрорайоне и опубликовано в местной газете.

               Педагоги детских садов города, занимающихся экологическим воспитанием  детей, а их в городе 9, образуют творческую группу (руководитель-эколог д/сада №47 Волкова Н.А.). Мы встречаемся на КМО, семинарах, консультациях. Решая наши общие проблемы, мы используем новые технологии поиска и выработки идей. Так, в конце ноября этого года, был составлен план проведения акции «Зелёная ёлочка - живая иголочка» из массы идей (их было 42) было отобрано 8 наиболее действенных и реально осуществимых.

              Большую помощь в нашей работе оказывает Отдел по экологии  и рациональному природопользованию администрации г. Саров. Нам выделяются средства на подписку периодических изданий и выпуск собственных газет, организацию и проведение экологических акций, приобретение различного оборудования для занятий по экологии.

              С его помощью организуются встречи с интересными людьми-работниками лесничества, сотрудниками Мордовского государственного заповедника. А в октябре этого года была организована экскурсия педагогов детских садов в сам заповедник, где воспитатели посетили музей, познакомились с растительным и животным многообразием заповедника. Таким образом, воспитатели имеют возможность видеть работу учёных, экологов-практиков, получать грамотные квалифицированные ответы специалистов на различные вопросы. Практическое участие специалистов заключается и в том, что детским садам оказывается помощь в озеленении территорий. Так в этом году растительный мир нашего детского сада пополнился 12 новыми видами деревьев и кустарников.

                В этом году в городе создана и готова к утверждению общегородская программа экологического просвещении и воспитания населения города на 2002-2006г., в которую входят самые различные организации и детские сады в том числе. Эта программа была озвучена на прошедшей в ноябре этого года в г. Саров научно-практической конференции «На пути к устойчивому развитии России», в  которой принимали участие представители общественных, образовательных, медицинских, культурно-просветительных учреждений.

               Мы надеемся, что с принятием программы дошкольные образовательные учреждения станут платформой объединения усилий администрации и общественных организаций по осуществлению экологической культуры жителей города.

РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСОМУ ВОСПИТАНИЮ

В ДЕТСКОМ САДУ № 41 "ЗВЕЗДОЧКА"

Г.САРОВ

Старший воспитатель д/с № 41

      Ермолова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Успешное внедрение в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания детей может осуществляться лишь в условиях строго определенной организации эколого-педагогической раб...

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...

Выступление на педагогическом совете" Начало формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста".

Непрерывное экологическое образование, его формирование важный этап в дошкольном детстве. Использование различных методов, приемов для развития экологической культуры....

Приказ. от 31.05.2023г. " О подготовке и проведении педагогического совета № 4"Формирование экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережного отношения к окружающему миру в процессе познавательного развития".

Приказ.от 31.05.2023г.  " О подготовке и проведении педагогического совета № 4"Формирование экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережного отношения к окружа...