Выступление к презентации на методическом объединении музыкальных руководителей
презентация к уроку на тему

Жарикова Елена Владимировна

Выступление  на методическом объединении музыкальных руководителей

тема "Организация, подготовка и проведение праздника" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_prezentatsii_na_metodicheskom.doc94.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 34

(МБДОУ № 34)  

Выступление к презентации

на методическом объединении музыкальных руководителей

тема: «Организация, подготовка  и проведение праздника»

                                                                         

         Подготовил

 музыкальный руководитель

МБДОУ №34 Автозаводского района

                                                                                                          Жарикова Е.В.

высшая категория

г.Нижний Новгород

2013 г.


СЛАЙД 1 «Организация и проведение праздника в ДОУ»

           Здравствуйте, уважаемые коллеги, музыкальные руководители!

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.
Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные, незабываемые. Пожалуй, каждый, перелистывая страницы своей жизни в зрелом возрасте, не может не вспоминать радостного волнения, ожидание чего-то необычного, значительного и сказочного в преддверии детского праздника. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!”

Праздник является  одной из самых ярких форм организации музыкальной деятельности детей и  важной составной частью воспитательного процесса, оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Это особый вид человеческой деятельности, а также неотъемлемая часть социальной жизни, к которой ребенка необходимо готовить.

 СЛАЙД 2  «Праздник - это»

     Праздник  всегда содержит в себе многовековой народный опыт.. В истории народа праздник всегда носил определенный символический смысл, определенное содержание, которое проявлялось в различных обрядах. Празднично-игровая культура- своего рода педагогика в действии, где все средства используются в гармоническом единстве. В течении многих веков определенные традиции, связанные с проведением праздника , передавались из поколения в поколение.

СЛАЙД 3 «Типы праздников»

Праздники, которые отмечаются в настоящее время в детском саду ( по Радыновой Ольге Петровне) можно разделить на несколько  типов:

международные праздники:

День защиты детей,  Международный женский день 8 марта;

государственные праздники: Новый год, День защитника Отечества, День  Победы;

СЛАЙД 4 «Типы праздников»

Проводятся календарные, связанные с определенным временем года: «Осенний праздник», «Праздник весны»

Отмечаются в дошкольных учреждениях  и так называемые бытовые праздники: в подготовительной к школе группе традиционно празднуется Выпуск детей в школу.

Проводятся  праздники, связанные    с важными датами в жизни данного учреждения  или города, в котором оно находится.

       Детский праздник может проводиться традиционно, в форме утренника, во время которого дети исполняют заранее выученный репертуар в соответствии с темой праздника – песни, танцы, стихи, игры и т.п. Он может быть выстроен и как музыкально-литературная композиция или театрализованное действие на основе определенного сюжета, например, сказочного. Возможно проведение праздничного концерта, в котором основными участниками становятся дети совместно со взрослыми (педагогами детского сада и родителями) и др.


СЛАЙД 5  «Цель»

Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи.   Главная цель – создать у ребенка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой, сформировать  разнообразные эмоции и чувства, являющиеся важнейшим условием развития личности,

СЛАЙД 6  «Задачи»

При проведении праздника решаются следующие задачи: приобщение к праздничной  культуре , знакомство с  традициями праздников, их организацией, правилами приглашения гостей.   Вызывая радостные эмоции, праздники одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия). Праздники содействуют  развитию социальных отношений ребенка к окружающему миру , помогают установить партнерские отношения между детьми,  преодолевать замкнутость, стеснительность, развивают навык общения, социальную активность, умение определять свое эмоциональное состояние и свое отношение к событиям и людям.

Особенно важно знакомить ребенка со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться им как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания состояния других. Эмоции дают силы для организации  восприятия, мышления. Таким образом, на сегодняшний день осуществлять социально-эмоциональное развитие дошкольников актуально и продуктивно.

СЛАЙД 7 «Взаимодействие музыкального руководителя с детьми, воспитателями, педагогами-специалистами, с родителями (законными представителями).»

Организация и подготовка праздника ведется во взаимодействии с непосредственными участниками этого процесса:

С детьми, с воспитателями и педагогами –специалистами. С родителями(законными представителями)

  Важно, чтобы организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребёнок получил удовольствие от участия в нём. При проведении любого праздника самое главное  – чтобы ни один ребёнок не оказался безучастным, незадействованным, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль. Нужно стремиться всем детям подбирать выступления по индивидуальным возможностям и наклонностям, учитывая их желания. Такой подход к организации праздника педагогически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты: эмоциональный подъем активизирует детей, вселяет в них уверенность.
Перед музыкальным руководителем всегда стоит вопрос: как правильно организовать и подготовить тот или иной праздник, чтобы он был результатом работы всего коллектива  и максимально выполнял все свои функции?

Вся работа по данному вопросу начинается с составления перспективного плана работы по подготовке к празднику совместно со старшим воспитателями педагогами – специалистами для групп компенсирующей направленности.
СЛАЙД 8  «Планирование »

Планирование  праздников начинается с обсуждение тематики, формы проведения, программы  праздников и сроки  их реализации в течении года. Затем составляется комплексно- тематический  план  работы ДОУ.(дошкольного учреждения ) на учебный год. Он  утверждается  на педсовете

Музыкальным руководителем составляется перспективное планирование образовательной области «Музыка», где   по периодам распределяется музыкальный репертуар,   соответствующий   задачам и тематике праздников;

Воспитатели и педагоги-специалисты  включают  в перспективный план работы с детьми– чтение художественной литературы, сказок, разучивание стихов, отражающих тематику праздника;       Четкое перспективное  и календарное  планирование  позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей, не нарушая общего ритма жизни детского сада, подготовиться к празднику, разучить с воспитанниками  весь необходимый материал. Если музыкальный руководитель и воспитатель хорошо знают детей, их интересы, индивидуальные особенности, они сумеют каждый день пребывания детей в детском саду сделать  радостным и содержательным.
СЛАЙД 9 «Подготовка к празднику»

Подготовка и сам праздник вызывают у детей радостное волнение, сплачивают всех участников. Это обеспечивает социализацию ребенка, его активную позицию и сохранение традиций и обычаев.  Праздники в детском саду  позволяет дошкольнику проявлять свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определённый итог педагогической работы. Несмотря на педагогическую ценность хороших праздников в жизни детей, подготовка к ним не может быть самоцелью. Праздник должен стать результатом разнообразных видов детской творческой деятельности. Важно не выучить песни к очередному выступлению, а научить детей петь, привить им певческие навыки, не подготовить пляски к мероприятию, а научить ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.

   Чтобы излишне не утомлять детей и не понижать интереса к празднику, нельзя  практиковать генеральные репетиции,  на которых дети многократно повторяют свои роли и общие прогоны представления. Можно рекомендовать выделить отдельные фрагменты, а затем вовлечь детей в их проигрывание. Такая работа позволит раскрыть индивидуальность ребенка, развить личностные качества и сохранит свежесть восприятия праздника.      Занимаясь подготовкой праздника, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник.

СЛАЙД 10 «Репертуар»

Музыка,  как ведущий компонент праздника,  объединяет все виды искусства (художественное слово, изобразительное искусство, театрализация), весь сценарий, создает основной настрой праздника, вызывает положительные эмоции и у детей, и у взрослых , объединяя  всех участников общими переживаниями. Подбор музыки зависит от содержания и темы. Специально подобранный репертуар помогает донести и раскрыть основную идею праздника.

Репертуар должен быть высокохудожественным, поэтичным, доступным для ребенка, соответствовать возрасту детей и тематике праздника, рекомендованный «Программой воспитания в детском саду».  В репертуаре должны быть все виды детской музыкальной деятельности, а так же наличие трех источников музыкального искусства: народной,  классической  и современной музыки (или ориентация на один из них). Дети должные хорошо знать и любить эти произведения. От взрослых зависит, как преподнести выступления детей, умения обыграть каждый номер, внести сюрпризность. Инсценировки, танцы, сольные выступления детей, пьесы для ансамблей и оркестра детских музыкальных инструментов можно разучивать индивидуально или с небольшой подгруппой. Чередование   фонограмм и грамотное исполнение живого  звучания музыки способствует развитию эстетического вкуса у ребенка. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Участие детей в пении, играх, хороводах, танцах укрепляет и развивает детский организм физически,  улучшает координацию  и пластику движений.  При исполнении инсценировок, художественного слова совершенствуется речь детей, развивается память. Театрализованная деятельность дает возможность творчески раскрыться каждому ребенку.  Праздничная атмосфера, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений воспитанников детского сада,  красота оформления помещения, костюмов, — все это важные факторы эстетического воспитания детей.
СЛАЙД 11 «Оформление»

Оформление помещения детского сада в предпраздничные  и праздничные дни имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, убранстве зала, вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости.   В вестибюле (коридорах) особое внимание желательно обратить на оформление уголка для родителей. Здесь помещаются поздравления, теплые пожелания, советы, как провести праздничный день с ребенком, какие книги ему читать на данную тематику, какие стихи выучить, какие подарки-самоделки приготовить вместе с детьми для родных и близких и т.д.
 Рядом можно разместить  выставку детских работ: рисунки, аппликации,  поделки из природного материала, изделия из соленого теста, пластилина и т.д.  

СЛАЙД 12 «Работа с воспитателями и педагогами -специалистами»

В подготовке к празднику принимает участие весь педагогический коллектив детского сада. Особая роль отводится музыкальному руководителю,  воспитателям  и педагогами -специалистами возрастной группы.

Работа с воспитателями и педагогами –специалистами  начинается с  проведения   консультаций на темы:

 - «Значение  праздника в жизни ребенка»;

   - «Система методов и приемов взаимодействия   воспитателя с детьми на празднике»;

   - «Дифференцированный подход к детям с различными диагностическими особенностями в группах компенсирующей направленности»;

 Затем совместно обсуждается тематика праздника, отбирается музыкальный и художественный репертуар, игры.  Воспитатели должны включить в план по воспитательной работе с детьми  предварительное чтение художественной  литературы, сказок, разучивание стихов. Праздник -  это речевая среда, которая так необходима детям, это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции.  Воспитатели проводят  тематические  занятия, отражающие идею праздника. Тема праздника должна пройти через все виды деятельности. Свои творческие работы, дети используют  для оформления праздника.

СЛАЙД 13 «Составление сценария»

В основе каждого праздника лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

              Перед каждым праздником рекомендуется устраивать с детьми беседы на соответствующую тему: показывать сюжетные картинки, рисунки старших детей, рассказывать о времени  года, читать стихотворения, связанные с тем или иным персонажем. Это поможет детям понять и прочувствовать атмосферу праздника.

    Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем, совместно с воспитателями и утверждается заведующим. Его обсуждение обязательно проводится с коллективом, причем воспитатели не только знакомятся со сценарием, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и т.д.

Коллегиально выбирается ведущий. Ведущий, муз.рук. и воспитатель вместе обдумывают размещение детей на празднике, последовательность их выступлений и сюрпризных моментов.

При составлении сценария  праздника необходимо соблюдать основные правила:

Начало – яркое и торжественное.
Сюжет, в котором отражается основная идея праздника (детские выступления, инсценирование сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов и т.д.), должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей.
Запланировать вручение подарков детям , что углубляет эмоциональное состояние ребенка (раздавать быстро, но без суеты).
Заранее обдумать, где дети будут сидеть, где переодеваться, где будут располагаться праздничные атрибуты. Всё должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по «техническим причинам». Важнейшими моментами в преодолении ненужных пауз и «затянутости»праздника являются
подготовка и завершение музыкальных номеров . Многие музыкальные руководители не придают этому особого значения, не считают подготовку и завершение  номера деятельностью. Правильно поведение детей в эти моменты создает ощущения, что праздник идет в хорошем темпе, не распадается. Как добиться такого результата при проведении праздника? Музыкальный руководитель планирует начало и конец любой деятельности (подготовительная и завершающая деятельность являются обязательной частью танца, игры, песни)
СЛАЙД 14 «Работа над сценарием»

Длительность праздника должна соответствовать нормам СанПина:

для малышей праздники лучше проводить в утреннее время, длительностью в 20-25 минут; для детей средней группы – 30-35 минут, для старших дошкольников – до 45-50 минут. Для детей 5-6 лет можно проводить праздники и в первую половину дня, и во вторую.

        Праздник, какой бы он ни был – календарный, фольклорный или сказочный, – не должен быть сухим и скучным. Малышам нравится праздничная атмосфера, они всегда рады гостям, которые приходят на торжество. Приглашая персонаж, мы должны учитывать  желания детей и использовать литературные произведения, предложенные образовательной программой. Любой приглашённый персонаж должен быть хорошо знаком детям по сказкам, мультфильмам фильмам. Предварительное знакомство можно начать с куклы-игрушки. Появившись на празднике, персонаж должен дать детям время рассмотреть его. Познакомиться поближе и понять, с какими намерениями он пришел к ним. Костюм героя надо продумать до мельчайших деталей.  Когда персонаж  праздника выбран удачно, дети открыто с ним общаются, отвечают на его вопросы, с удовольствием играют с ним, помогают ему, а так же поют ему песенки и учат танцевать.

    Очень важно, чтобы ведущий, педагоги-специалисты, персонажи свободно владели знанием сценария  праздника, успех которого во многом зависит от качества взаимодействия всех устроителей детского праздника.

Особое внимание стоит уделить выбору ведущего. Кроме хорошего знания последовательности сценария , он должен уметь свободно общаться с детьми и гостями праздника, проявлять находчивость и он должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого он должен быстро реагировать на всё происходящее.

СЛАЙД 15 «Проведение праздника»

И вот наступает этот долгожданный день- ПРАЗДНИК!

Ребенок вместе со взрослыми переступает порог детского садика. Их встречают  праздничное оформление

В раздевалке может звучать фоном спокойная музыка или песни , соответствующие тематике праздника. Между ними записаны поздравления детей и сотрудников.

    Важным компонентом праздника является создание праздничной  обстановки. Задача педагогов –организовать (спроектировать такую атмосферу на празднике, которая существенно отличалась бы от обстановки во время занятий. Это можно достичь разными способами:

- пригласив родителей, фотографов. Организовав видеосъемку;

-творческим оформлением зала, причем атрибуты, костюмы для игр. Танцев могут естественно вписываться в  его интерьер.

- Вовлечением детей в разнообразные взаимоотношения с героями , взрослыми.

- Использование музыки как важнейшего средства нравственного воспитания и как  фона для сопровождения действий детей в различных ситуациях (угощение, рисование, коллективные работы)

- Особое внимание следует уделить  применению звуковых и световых эффектов, так  как это все помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.

Утренники в детском саду - праздник не только для малышей, родители также принимают в нем непосредственное участие. Зачастую детям необходимо подготовить различные костюмы, декорации или другую атрибутику. В этом помочь своим ре могут только родители.

СЛАЙД 16 «Работа с родителями ( или законными представителями)»

На подготовительном этапе организации праздника с родителями  (или законными представителями )       проводятся     консультации на тему: «Взрослые вопросы о детских праздниках»,  «Праздник –день особенный» , где даются рекомендации о значении детского праздника для ребенка, об этикете детского праздника.

              Также мы размещаем  в родительских уголках  информацию  «На празднике  нашем  мы поем и пляшем», с текстами  и записей  песен, музыки к танцам (для часто болеющих детей)

          Особой теплотой и непосредственностью отличаются праздники, в которых принимают участие родители. Они могут включиться в детские игры и аттракционы, загадывать загадки, играть на музыкальных инструментах, подготовить совместное выступление с ребенком или удивить сольным номером.  Как радуются ребята, когда две мама или папы соревнуются между собой. И мне кажется, что   общение музыкального руководителя с родителями  перед началом праздника (поздравления, подготовка сюрпризного момента для детей) поможет активному  участию  родителей в празднике.

Привлечение к празднику участие родителей, школьников возлагает дополнительные обязательства на организаторов по обеспечению их органичного включения в сценарий, не нарушая целостности праздника. 

Благодаря активности взрослых, и особенно родителей, которые могут спеть и потанцевать, прочитать сказку, стихотворение, принять участие в спектакле, происходит эмоциональный подъем, который несет детям счастье и радость.         

На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.
СЛАЙД 17 «Подведение итогов»

Хорошей традицией в детском саду стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети с удовольствием могут повторить полюбившиеся им песни, танцы. хороводы, игры, тем самым ещё раз получит удовольствие от выступления, почувствовать уверенность в своих силах. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Материал праздника можно использовать в развлечениях, в процессе самостоятельной  музыкальной деятельности детей или  же в проведении детьми старшего дошкольного возраста концерта для малышей. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления.         

           Важно подвести итоги  проведенного праздника, обсудить коллективно, чтобы отметить успехи и проанализировать недочеты, высказать пожелание на будущее и поблагодарить всех участников праздника.

Свои праздничные впечатления дети часто отражают в домашней обстановке, демонстрируя родителям свои умения,  вовлекая их в совместные действия.

Если ребенок после праздника, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями и еще много дней живет под впечатлением от него — вы достигли цели. Праздник состоялся!

СЛАЙД 18

Важно, чтобы праздники приносили детям только радость, чтобы не было напряжения в ходе их подготовки. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
Пусть праздник станет для ребенка счастливым событием и останется в памяти надолго!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад – выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей по теме: «Приемы активизации развития и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»

Дошкольник, попав в детский сад, испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДО...

Выступление по теме: "Звук и изображение" из материалов методического объединения музыкальных руководителей

Эстетическое воспитание - одна из ведущих сторон гармоничного развития личности. В нашем детском саду эта задача является ведущей.Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования призн...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей «Индивидуализация музыкально – эстетического развития ребёнка»

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является развитие личности, способной к самоопределению и саморе...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей «Формирование вокально – хоровых навыков как условие развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста» »

Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста - важная и сложная задача, которая включает разнообразные игровые методы  и приемы развития голоса ребенка....

Выступление с докладом на методическом объединении музыкальных руководителей «Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками»

Приобщая детей к Донской музыкальной культуре, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отноше...

Презентация для выступления на методическом объединении музыкальных руководителей на тему: «Сотрудничество педагогов, детей и родителей при подготовке и проведении музыкально-литературной гостиной»

laquo;Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родителилучше узнают своих детей, становятся ближе»....