Структура процесса сопровождения детей с нарушениями речи в ОУ.
статья на тему

Музулькова Ирина Викторовна

В представленом материале представлены направления, формы и участники процесса сопровождения детей с речевыми нарушениями в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_soprovozhdenie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Структура процесса сопровождения детей с нарушениями речи в ОУ: направления, этапы, участники.

Направления, участники

Форма и содержание работы

1. Обследование детей, осуществляемое учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем.

Определение структуры и степени выраженности, имеющихся речевых и других  нарушений, динамическое наблюдение, планирование коррекционной работы в зависимости от полученных данных.

Обследование осуществляется в индивидуальном порядке, используется метод наблюдения в свободной деятельности ребенка. В процессе диагностики осуществляется взаимодействие с другими специалистами, обследующими детей – с психологом и воспитателями группы.

2.Коррекционная работа. 

проводится учителем-логопедом, воспитателем под его руководством и другими специалистами (педагогом-психологом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, воспитателем по ИЗО деятельности) в специальных группах для детей с нарушениями речи.

Осуществление учебно-коррекционного процесса с детьми по восстановлению нарушенных речевых функций;

I ЭТАП. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова Коррекция дефектов произношения.

II ЭТАП Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка.

- Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования

- Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.

III ЭТАП Восполнение пробелов в формировании связной речи.

Развитие навыков построения связного высказывания:

а) установлений логической последовательности, связности;

б) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.п.)

3. Профилактическое направление, 

которое осуществляется учителем-логопедом через организацию профработы и обеспечивает индивидуальное логопедическое сопровождение каждого ребенка.

Профилактическое направление логопедического сопровождения детей в ДОУ состоит из трех блоков:

-диагностического;

-собственно коррекционного;

-контрольного.

и включает разные формы работы:

-профилактическую коррекционную работу с детьми;

-работу с педагогами;

-взаимодействие с социально-педагогической средой города;

-сотрудничество с родителями.


Этап, участники

Форма и содержание работы

  1. Подготовительный этап.  

/учитель-логопед, воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО деятельности /.

             Основная цель его — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач.

          Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. От логопеда требуется особая тактичность, доброжелательность;

             Важной является задача формирования произвольных форм деятельности и осознанности отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение.

            В задачи подготовительного этапа входит развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций, операций сравнения и вывода.

        К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы, формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков. Работа осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях учителем-логопедом и на вечерних занятиях воспитателями по заданиям логопеда.

2. Этап формирования первичных 

произносительных умений и навыков.

/учитель-логопед, воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО деятельности /.

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука и автоматизировать его на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой, (дифференцировать звуки).

Процесс автоматизации и дифференциации звука осуществляется учителем-логопедом и воспитателями по заданию логопеда и заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. На данном этапе большая роль отводится индивидуальной форме работы, также используется фронтальная, групповая и подгрупповая форма.

3.Этап формирования коммуникативных 

умений и навыков.

/учитель-логопед, воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО деятельности /.

Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими. Используется индивидуальная, фронтальная и подгрупповая формы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-логопедической работы

Материал интересен для педагогов-психологов, учителей-логопедов и для дефектологов. В данной статье освещаются цель, задачи и принципы создания единого коррекционного пространства для детей с ОВЗ, а т...

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "...

Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи

Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи...

Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Презентация «Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» подготовлена для проведения родительского собрания (консультаций) в начале у...

Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи

Игры и задания для формироания слоговой структуры слова у дошкольников...