Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи и задержкой психического развития в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
методическая разработка на тему

Бондаренко Екатерина Николаевна

Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи и задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovi1.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил:

Бондаренко Екатерина Николаевна,

воспитатель МБУ детский сад №153 «Олеся»

г.о. Тольятти

Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи и задержкой психического развития в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО

  1. Организационное обеспечение

Нормативно-правовые локальные акты

Внесение в устав пункта по организации

база работы с детьми с ОВЗ

Образовательная программа

Коррекционно-развивающую программу

Приказ о создании и положение о ПМПк

Договор с родителями

Организация медицинского обслуживания

Сопровождение врача-психиатра в учреждениях

обслуживания здравоохранения

Организация питания

Без особенностей, по основному меню ОУ

Организация взаимодействия с родителями

На основе договора

Организация взаимодействия с МСЭ

На основе договора

Организация взаимодействия с ПМПК

На основе договора

Организация взаимодействия с органами социальной защиты

На основе договора

  1. Материально-техническое обеспечение

Архитектурная среда

Без особенностей

Специальное оборудование

Особенности дидактического материала:

-  доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.

- иметь разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.

- задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного ...).

- нести положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

-создание кабинетов специалистов, специальной коррекционной зоны в групповой комнате для проведения "коррекционного часа", релаксационного уголка - места, где ребенок может уединиться  и отдохнуть

  1. Программно-методическое обеспечение
  • Екжанова Е.А.,  Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение, 2010.
  • Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.Н., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2009.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей // в сб. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.: Просвещение, 2009.

  1. Формы и методы организации инклюзивного образования

- Специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие формы внимания.

- Дети нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

- Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

- Обязательна церемония «прощания» после работы с педагогом, для поддержания положительного отношения. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

- В качестве основного метода положительного воздействия на детей можно выделить работу с семьей этого ребенка.

- Соблюдение охранительного режима (оптимальная физическая и интеллектуальная нагрузка)

- Двигательные разминки, физминутки, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, релаксационные упражнения в перерывах между занятиями и на занятиях.

- Пролонгированный дневной сон.

 - Использование комплекса методов: словесных, наглядных, практических.

- Дробление материала на части

- Четкие понятные детям инструкции

- Использование схем, алгоритмов

- Закрепление изученного материала в свободной и совместной деятельности

- Ограничение упражнений для шеи, резких наклонов и поворотов головы, интенсивных прыжков, активных подвижных игр.

- Исключение упражнений с длительными статическим напряжением мышц

- Подбор упражнений с предметами разных размеров.

- Использование дыхательных упражнений.

- Ограничение закаливающих процедур.

- Положительная оценка деятельности.

- Снижение критериев оценки.

- Доброжелательность общения

Формы организации инклюзивного образования

        Индивидуальные занятия - направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.

        Организация предметно-развивающей среды - стимулирует развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей.

        Взаимодействие с другими детьми в микрогруппах - способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.

        Фронтальные формы организации активности детей – для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Традиционность в построении кругов дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира.

        Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня -  важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых.

         

  1. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Учитель- логопед - занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи.  

         Педагог - психолог - его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет особенности (умственные, физические, эмоциональные) в развитии воспитанников. Использует в своей работе методы арттерапии, игровой терапии и др.

         Воспитатели – проводит планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов.

Дефектолог - проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе – по 2–3 человека.

Музыкальный руководитель - организует и проводит музыкальные занятия, праздники. Знакомится с особенностями детей, разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приемы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей.

Инструктор по физической культуре - проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Учитывает возрастные особенности и индивидуальные возможности каждого ребенка.