«Создание в ДОО развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

Пыхова Татьяна Ивановна

выпускная работа слушателя кпк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknaya_rabota_slushatelya_kpk_word.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:


         

  «Создание в ДОО развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

                                   

   

 1.Актуальность  

     Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

     Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

2. Анализ исходной ситуации:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад «Сказка» р.п.Красные Баки функционирует  с 1990года, до 1995 года     ДОУ находилось в ведении НПП  «Полет», с 25.10.1995 года  переведен в муниципальную собственность. Адрес:   р.п Красные Баки ул. Синявина   д.58 ,телефон: 2-23-50,  тел. заведующей, факс  2-33-64 , адрес сайта:  skazka.edusite.ru ,адрес электронной почты:  skazka-       krbaki@mail.ru 

Режим работы дошкольного учреждения 10.30 часов, рабочая неделя 5 дней.

В Центре развития ребенка  функционирует 10 групп и структурное подразделение семейный детский сад «Семицветик»,240 воспитанников. Педагогический состав 26 человек, из них заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Все группы  Центра оборудованы отдельными спальными и раздевальными комнатами, в наборе помещений учреждения также имеются: кабинет заведующей, методический кабинет, кухня, музыкальный, физкультурный зал, изостудия, экологическая комната, комната русского быта.

В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения безопасности детей и сотрудников ДОУ. Территория учреждения огорожена забором, установлена тревожная кнопка для экстренных вызовов, создан пропускной режим.

В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Раздевалки Центра  оформлены информационными стендами, выставками детских работ. Развивающая предметная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако развивающая предметно- пространственная среда не полностью соответствует ФГОС ДО.


На территории детского сада расположено игровые площадки, на которых имеются: песочницы для игр с песком, веранды с теневым навесом. Так же на территории детского сада имеется спортивная площадка, разбита экологическая тропа

3.Проблема:

В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

4.Цель и задачи проекта

Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствием требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

5.Ожидаемые результаты реализации проекта

1. педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов

3. у педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы , функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС

4. родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

6. Этапы работы

  • 1 этап - организационный (сентябрь-ноябрь)
  • 2 этап – реализация проекта  (декабрь-июнь)
  • 3 этап – обобщающий (июль-август)

7. План реализации проекта

1 этап

*Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

*Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

*Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.         

*Разработка проекта организации  пространства ДОУ, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

*Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

*Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.         

*Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта         

*Разработка плана проекта.

2 этап

* Проведение педагогического совета на тему: «Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».

* Консультации на темы:

«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями.»

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в группах»        

* Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

* Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.

* Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.         

Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.

* Проведение смотров-конкурсов групповых помещений.         

Декоративное оформление коридоров, фойе  детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды, стенды достижений и др. Оформление территории детского сада.         

3 этап

*Описание опыта построения развивающей предметно-пространственной среды педагогами групп.

* Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

* Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

* Анализ реализации проекта        

8.    Мониторинговая карта предметно – развивающей среды

Сроки проведения ( ПРС ):

1 полугодие (дата)

2 полугодие (дата)

Группа                                                                                Воспитатель:

                     

                       Показатели

Оценки степени проявления показателей

1 полугодие

2 полугодие

    Предметно-развивающая среда обеспечивает психологическую безопасность     ребёнка:

1

     ПРС ограждает детей от отрицательного воздействия игрушек( не провоцируют ребёнка на агрессивные действия, проявлению жестокости к персонажам)

2

 ПРС ограждает детей от отрицательных эмоций, проявления страха, неуверенности, беспокойства

3

ПРС формирует основы толерантности (формирует положительное отношение к людям с особенностями физического развития и других национальностей)

4

Предметно- игровая среда безопасна для физического здоровья и отвечает требованиям Госстандарта и Госсанэпиднадзора России

5

Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов

6

Поддерживаются в чистоте (моются, обрабатываются)

Предметно- игровая среда обеспечивает разностороннее развитие детей и имеет следующие качества:

7

Полифункциональность (возможность гибкого, вариативного использования в разных игровых ситуациях в соответствии с игровым сюжетом и замыслом)

8

Дидактическая ценность

( возможность использования в качестве средств обучения)

9

Эстетическая направленность

10

Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям ребёнка

11

Прогулочные участки имеют игровое оборудование и необходимый выносной материал в достаточном количестве

12

В игровой комнате выделены мини- среды для разных видов игр и созданы соответствующие условия

13

Существует периодическая сменяемость игрового оборудования. Что стимулирует активность детей

                  Оснащение ПРС в соответствии направлениям развития ребёнка

                                     (примерный перечень оборудования в приложении)

14

Социально- коммуникативное направление

15

Познавательное развитие

16

Речевое развитие

17

Художественно- эстетическое развитие

18

Физическое развитие

                          Создание условий для реализации основных видов деятельности детей

19

Создание условий для экологического воспитания и детского экспериментирования

20

Создание условий для двигательной активности

21

Создание условий для художественно- продуктивной деятельности

22

Создание условий для познавательной активности

23

Создание условий для сюжетно- ролевых игр

24

Создание условий для чтения художественной литературы

25

Создание условий для музыкально- театрализованной деятельности

26

Создание условий для организации уголка дежурства

27

Создание условий для организации пространства в раздевалке (инф. для родителей, организация для выставки творчества детей)

28

Соответствие среды образовательной программе ДОУ

29

Творческое преобразование среды

30

Создание среды на основе собственных разработок

Материал для игр и пособий , созданных с использованием ИКТ

(видеотека, презентации, подборка демонстрационного материала)

31

Технические средства обучения

32.

Использование новинок методической литературы

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (средний показатель)

Оценка показателей по 5 балльной системе

Результат среднего показателя до 2,5 -0 баллов

Результат среднего показателя от 2,5 до 3 соответствует низкому уровню ( от 39-49%) =  1 балл

Результат среднего показателя от 3,1  до 4 соответствует среднему уровню ( от 50-69%) =  5 баллов

Результат среднего показателя от 4,1 соответствует высокому уровню ( от 70-100%) =  10 баллов

Заведующая _____________/_____/

Старший воспитатель __________________/ ____/

 

Библиография

1.Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.  

2.Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

4.Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)

5.В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993

6. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989

7. Закон Российской Федерации « Об образовании»

8. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003

9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Авторский проект Создание и совершенствование, развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&hell...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...