Программа коррекционно - развивающей работы с детьми 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья с заиканием
рабочая программа (старшая группа) на тему

Програамма разработана для логопедов и руководителей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zaikanie_moya.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 «Огонек»

Программа коррекционно - развивающей работы с детьми 5-7 лет с ограниченными возможностями

здоровья с заиканием

Никонова Елена Викторовна

учитель-логопед

Тамбов 2014

Содержание

  1. Актуальность
  2. Цели и задачи программы
  3. Принципы построения программы
  4. Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста
  5. Основные этапы  коррекционно-развивающей работы с

детьми с заиканием

  1. Организация обучения и воспитания детей с заиканием
  2. Календарно - тематическое планирование занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста 5-7 лет
  3. Предполагаемые результаты

Актуальность

        Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребенка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это сказывается на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем — на выборе профессии.

        Заикание, как показывают статистические данные, является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2—6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию.

          Проблема своевременной коррекции заикания выдвигается в разряд актуальных наряду с формированием у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития, что для детей с нарушениями развития оказывается возможным только при условии систематической профессиональной логопедической помощи в полноценном овладении речью.

       Программа составлена на основе разработок отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии:

- теория деятельностного подхода к формированию личности (П. К. Анохин, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.);

— концепция о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (И. Т. Власенко, Л. С. Выготский, Н. И. Горелов, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Н. И. Жинкин и др.);

— теория системного подхода в решении коррекционных задач (О. Л. Алексеев, В. И. Бельтюков, Л. С. Выготский, В. В. Коркунов, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия и др.);

— положение о взаимосвязи физиологических и психологических закономерностей развития организма (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. А. Гиляровский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теория о патологическом условно-рефлекторном механизме заикания (Л. И. Белякова, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, И. П. Павлов,

— лингвопсихологические и психологические теории о механизмах речевой деятельности, порождении и восприятии речевого сообщения, взаимодействии речевых процессов (Т. В. Ахутина,,B.И. Бельтюков, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.).

         Согласно взглядам отечественных ученых (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. А. Петровская, Т. Н. Ушакова и др.), общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, наконец, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей.

         А. А. Леонтьев считает общение процессом специфического вида деятельности, а именно коммуникативной. Осуществляемое с помощью речи оно трактуется как речевая коммуникация.

          М. И. Лисина, А. Г. Рузская рассматривают общение детей дошкольного возраста как коммуникативную деятельность, компонентом которой следует считать коммуникативные навыки. У детей с нормально развивающейся речью коммуникативные умения и навыки формируются последовательно, на основе приспосабливания их к потребностям общения. У детей с нарушениями речи они в нужном объеме спонтанно не образуются. Проявлением трудностей в образовании этих умений является заикание.

        Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций.

       И. Ю. Абелева, Л. 3. Андронова, Л. И. Белякова, Н. И. Жинкин, Ю. Б. Некрасова и другие авторы в своих исследованиях указывают на то, что заикание является, прежде всего, нарушением системы общения, приводящим к изменениям личности заикающегося.

Цели и задачи программы

       Целью программы является коррекция заикания, т.е. формирование плавной бессудорожной интонационно окрашенной речи наряду при создании оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития речи у детей  школьного возраста.

       Для реализации программы требуется тесное сотрудничество медиков и педагогов в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания занятий. Система логопедической помощи построена в рамках комплексного подхода к преодолению заикания, с опорой на ведущую деятельность. Одновременно с логопедом помощь детям, страдающим заиканием, оказывается психоневрологом и  психологом. Целью этих дополняющих друг друга мероприятий является формирование устойчивой плавной интонационно окрашенной речи у заикающихся детей.

          В ходе реализации программы заданная цель достигается путем решения следующих задач:

  1. Устранение (или ослабление) судорожного компонента речевого нарушения;
  2. Улучшение состояния дыхательной функции в процессе формирования техники нормативной речи;
  3. Формирование внятной, выразительной бессудорожной речи в нормальном темпе и ритме в процессе совершенствования просодической стороны речи;
  4. Развитие импрессивной и экспрессивной речи детей путемзакрепления навыков плавной слитной интонационно окрашенной речи;
  5. Преодоление сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитие моторики в процессе работы над снижением уровня эмоционального напряжения;
  6. Создание условий для активного, полноценного сотрудничества семьи ребенка с логопедом в процессе коррекционной работы;
  7.  Профилактика рецидивов заикания.

         Программа направлена на помощь детям дошкольного возраста (5-7лет) с заиканием в овладении необходимыми коммуникативными и познавательными компетенциями навыками в соответствии с ФГОС начального и общего образования.

Принципы построения программы

Общедидактические принципы:

- системность (учёт всех объективных факторов, обусловливающих нарушения речи у детей, а также структуру дефекта);

- дифференцированность (определение типа дизонтогенеза, учет различия нарушений в состоянии произвольных движений и речи детей с невротическим и неврозоподобным заиканием);

- постепенность (непрерывность и регулярность занятий по воспитанию речевой коммуникации, последовательное введение новых навыков в разные формы речи с учетом степени ее самостоятельности);

- наглядность;

- комплексность;

- информированное согласие и активное сотрудничество с семьей.

         Комплексный подход в оказании помощи ребенку: совместная работа логопеда, невролога и психолога, использующих свои методы и средства при воздействии на заикающегося, решающих каждый в своем ключе единые коррекционные задачи (лечебная составляющая направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная – на выработку и закрепление правильных речевых навыков).

        Инвариантность использования основных логопедических техник формирования речи заикающихся. Не может быть единой схемы в применении логопедических техник или преобладания той или иной техники для всех заикающихся, что подтверждается данными сравнительной характеристики разных форм заикания. Программа позволяет составить индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут с учетом возраста ребенка, формы заикания (невротическое, неврозоподобное, смешанное), степени его выраженности, наличия сопутствующей речевой и неречевой симптоматики.

Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста.

 Первоначальное развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у незаикающихся сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет. В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает,  уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание. Чаще всего заикание возникает тогда, когда переход от общения в ситуации наглядности к чисто словесным его формам происходит недостаточно постепенно, с непомерной активизацией этого процесса. Ребенок овладевает речью в общении с окружающими его людьми. При этом взрослые довольно часто не задумываются над содержанием и построением слов в речи в общении с детьми. Поэтому причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи, «подстегиваемое» родителями: всяческое поощрение сложных недетских оборотов речи, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ранние выступления при посторонних, когда воспитание ведется без учета особенностей нервной системы, состояния возбудительных и тормозных процессов ребенка. Заикание, возникшее в результате перенесенной психической травмы, наблюдается гораздо реже, чем принято думать.

Заикание обычно усиливается в ситуации общения и ослабевает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По- разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми разного возраста, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от прерывистой речи. Он вовсе не заикается в речи без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре.

Проявление заикания связано с тем, что детей начинает затруднять построение речи. Они не всегда могут быстро и точно подобрать нужные для ответа слова, иногда в момент высказывания не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный запас знаний и представлений.

При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь их изобилует вставными словами и звуками: «ну», «вот», «как его», «и», «э» и др. самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, рассказы их бывают непоследовательны. Подробно описывая малозначащие детали, они упускают главную мысль. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе по сравнению со своими незаикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается клоническими, тоническими или смешанными судорогами и сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, миганием, постукиванием пальцами, притопыванием и другими движениями). Страх речи в дошкольном возрасте наблюдается редко.

Специальное обучение детей, страдающих заиканием в ходе специального обучения происходит постепенное овладение  детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания достигается не путем механических тренировок (работой над дыханием, упражнениями в повторении готовых слов и фраз, искусственном замедлении темпа и т. д.), а благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирование навыков пользования доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной.

 Первые шаги в этом направлении делаются в специально организованных условиях общения, по поводу непосредственно наблюдаемых предметов и действий с ними. В начале обучения допускается только диалогическая речь. Активная самостоятельная речь детей побуждается, направляется и регулируется вопросами и указаниями логопеда или воспитателя. Важнейшими условиями нормального речевого общения являются: наглядная опора, строгое соблюдение системы вопросов, задаваемых детям; разные требования к ответам детей в зависимости от этапа  обучения и индивидуальных речевых возможностей. В процессе коррекционного обучения осуществляется постепенное и посильное усложнение форм речи при убывании наглядной опoры. Развитие навыков пользования самостоятельной речью предполагает постепенно подготовленный переход от кратких к развернутым фразовым ответам, а затем к самостоятельным рассказам, как по наглядной опоре, так и без нее, по представлению.

В ходе коррекционных занятий наряду с диалогической дети приобретают навыки пользования и монологической речью, причем переход к новым более сложным формам общения поначалу сочетается с усвоенными ранее. Дети пользуются и монологической и диалогической речью в зависимости от требований логопеда, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка.

На занятиях очень важно воспитывать и поддерживать речевую активность детей, интерес к речи и естественный живой характер диалогической, а затем и монологической речи в нормальном темпе.

Овладению детьми самостоятельной речью без заикания способствуют специфические формы словарной работы, работы над словосочетанием, фразой и рассказом.

Словарная работа состоит не только в уточнении, расширении и активизации словаря, но и в гибком его использовании в специально организованных разговорных ситуациях. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в подборе разных слов на один вопрос. Вариативность ответов обеспечивает самостоятельность детских высказываний, приучает к гибкому использованию слов, что крайне важно развивать с самого начала обучения.

Работа над фразой предполагает постепенное формирование точного по смыслу ответа в соответствии с заданным вопросом, преодоление вербализма, выработку логичности построения речи, соблюдение объема, правильного порядка слов в предложении, вариативность его построения. Механическое повторение речевых штампов недопустимо, оно может принести только вред.

Обучение рассказыванию состоит в воспитании умения последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать «понятно» для окружающих, передавать основное содержание кратко или развернуто, рассказывать точно, разнообразно, выразительно, меняя интонации в соответствии с содержанием.

Важное значение при устранении заикания имеет объем речевой практики. Задача логопеда и воспитателей, состоит в том, чтобы постепенно повышать речевую активность детей от занятия к занятию.

В начале учебного года речевая практика детей еще не велика. Это объясняется тем, что логопед задает индивидуальный вопрос каждому ребенку, а дети отвечают одним словом. С переходом к фразовым ответам возрастает речевая активность, варианты фразовых ответов на один вопрос логопеда еще больше увеличивают речевую практику заикающихся. Переход к рассказу создает возможность дальнейшего расширения объема речи. На занятиях по всем разделам программы как логопеду, так и воспитателю необходимо широко применять многообразие приемов, обеспечивающих максимальную речевую практику детей.

Наряду с ежедневными логопедическими занятиями для упражнения детей в доступной самостоятельной речи следует использовать дидактические игры, все занятия воспитателя, режимные моменты, вечера досуга, детский театр: кукольный, теневой, плоскостной, фланелеграф, «немое» кино.

Коррекционно-воспитательная работа оказывает косвенное воздействие на регуляцию речи и содействует в дальнейшем стойкости ее исправления. Коррекционно-воспитательные задачи изложены в определенной системе, осуществляются на материале соответствующего возраста и должны проникать во всю сложную и многообразную работу логопеда, воспитателя и музыкального руководителя на протяжении всего рабочего дня.

Основные этапы  коррекционно-развивающей работы с

детьми с заиканием

  1. Подготовительный этап

      Реализация режима снижения речевой активности, релаксации. Задачи работы на данном этапе – создать условия, способствующие угасанию патологических речевых навыков (устранению судорожного компонента речевого нарушения) и сопутствующих нарушений, а также развитию подражательности и моторики; обучить способам расслабления по контрасту с напряжением, чем добиться снижения уровня эмоционального и мышечного напряжения

  • Перестройка речевого стереотипа ребенка
  • Коррекция физиологического и речевого дыхания
  • Снятие мышечного напряжения
  • Снятие страха речи
  • Воспитание внимания к речи

  1. Этап сопряженно-отраженной речи

      Этап формирования техники нормативной речи. Задачами этого этапа являются снятие судорожности, овладение элементарными навыками релаксации, улучшение дыхательной функции за счет координации дыхания и фонации, формирование мягкой голосоподачи и слитного голосоведения, стабилизация темпа и ритма речи.

  • Влияние на ритмико-мелодическую сторону речи
  • Отвлечение от заикания
  • Изменение отношения к дефекту
  • Развитие общей моторики

  1. Этап ситуативной речи

       Этап активных речевых тренировок. Задачи работы – воспитание плавной слитной речи на постепенно усложняющемся речевом материале (выработка плавной слитной бессудорожной речи происходит в сопряженной форме работы, сопряжено-отраженной, вопросно-ответной формах работы), создание условий для преодоления сопутствующих расстройств, совершенствования просодической стороны речи, развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка, его подражательности и моторики

  • Опора на предмет или действие с предметом
  • Сопровождающая речь
  • Завершающая речь
  • Предваряющая речь

  1. Этап контекстной речи

       Этап закрепления навыков организованной речи. Продолжается решение задач предыдущих периодов. Основное внимание уделяется закреплению навыков плавной слитной интонационно выразительной речи, импровизации, умению применять речевые навыки в усложняющихся условиях общения (в ходе выполняемой деятельности, в играх-драматизациях, при пересказе текста, развитию импрессивной и экспрессивной речи ребенка, расширению коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения, преодолению сопутствующих нарушений.

  • Воспитание речи без заикания
  • Эмоционально-волевое воспитание
  • Совершенствование просодической стороны речи
  • Устранение отклонений, сопутствующих заиканию
  • Коррекция общего и речевого поведения

Организация обучения и воспитания детей с заиканием

        Успех в работе с заикающимися детьми дошкольного возраста зависит от организации общего и речевого режима в группе, от правильно выбранных методов и приемов коррекционно-логопедической работы, медикаментозного укрепления нервной системы ребенка.

        Программой обучения и воспитания детей с заиканием определены следующие виды логопедических занятий:

  • подгрупповые;
  • индивидуальные.

Подгрупповые занятия  предусматривают нормализацию коммуникативной деятельности заикающихся детей и совершенствование психических процессов, которые играют ведущую роль в развитии речи.

Путем постепенного усложнения заданий от занятию к занятию происходит воспитание правильной, свободной, самостоятельной, лишенной признаков заикания речи. Однако завышение требований к высказываниям детей без учета их возможностей может привести к повторному появлению заикания.

Индивидуальные занятия. На индивидуальные занятия приглашаются дети, имеющие тяжелую форму заикания, и дети, у которых не сформированы фонетико-фонематические процессы. На индивидуальных занятиях логопед проводит специальные упражнения на развитие правильной артикуляции, дыхания, голоса, просодики. При автоматизации звуков в словах, во фразах, в стихах соблюдаются требования, необходимые для нормализации речи заикающегося: логопед и ребенок говорят на мягкой атаке голоса, плавно, не нарушая темпа дыхания и речи.

Продолжительность занятий 10-15 минут.

Успешное преодоление заикания возможно лишь при условии тесной

связи и преемственности в работе всего педагогического коллектива детского сада и единства требований, предъявляемых детям. Такая взаимосвязь в работе возможна благодаря правильному пониманию и распределению задач при прохождении намеченной темы, совместному планированию работы логопеда, воспитателей и музыкального руководителя, своевременному отбору тематики, определению порядка чередования занятий и предварительному составлению календарных планов как коллективных (фронтальных, подгрупповых), так и индивидуальных занятий.

Совместная работа логопеда, воспитателей и музыкального руководителя имеет некоторые специфические особенности. Главная из них - правильное распределение задач при прохождении намеченной темы на занятиях у воспитателя и логопеда.

Занятия воспитателя строятся с учетом очередной, намеченной к прохождению лексической темы.

Наряду с общеобразовательными задачами воспитатель в своей работе

осуществляет задачи коррекционной направленности.

Основные коррекционно-развивающие задачи - формирование навыков

общего и речевого поведения и закрепление навыков пользования самостоятельной речью без заикания - воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (на занятиях и вне их. Беседа с детьми организуется по вопросам воспитателя с учетом навыков, приобретенных на соответствующих этапах обучения, и индивидуальных особенностей детей в пользовании доступной самостоятельной речью.

Музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю) не только воспитывают движения под музыку, развивают музыкальный слух и певческие навыки, но и корригируют внимание детей, совершенствуют реакции на различные музыкальные сигналы, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность самостоятельно переключаться с одного движения на другое и т. д.

На основе предварительной подготовки, проведенной воспитателями, логопед на своих занятиях формирует общее и речевое поведение детей и умение пользоваться речью без заикания, т. е. осуществляет коррекционные задачи, а также закрепляет знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях воспитателя.

       

Календарно - тематическое планирование занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста 5-7 лет (1 раз в неделю)

Первый год обучения

Этапы коррекционного обучения

Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии

Содержание коррекционно-воспитательной работы

На 1 год

Кол-во

занятий

1.Первичная диагностика

Результаты первичной диагностики фиксируются в листе динамики коррекционной работы учителя-логопеда

2

2.Подготовительный этап

Охранительный речевой режим.

Коррекция физиологического и речевого дыхания.

Формирование умения произвольно регулировать мышечный тонус.

Устранение речевых и двигательных уловок.

Развитие и совершенствование основных психических процессов: устойчивости и переключения внимания, наблюдательности, способности к запоминанию, познавательной активности.

Развитие общей и мелкой моторики.

Устранение логофобии.

Коррекция общего и речевого поведения.

14

3.Этап сопряженно-отраженной речи

Формирование навыка сопряженной речи.

Формирование навыка отраженной речи.

Работа над темпом и ритмом речи.

Координация движений с речью.

6

4.Промежу-точная диагностика

Результаты промежуточной диагностики фиксируются в индивидуальном листе ребенка (журнал индивидуальной/групповой работы) в графе «Примечание» после определенного цикла занятий

1

5.Этап ситуативной речи

Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу:

- на уровне слова

- на уровне словосочетания

Устранение сопутствующих речевых дефектов.

Уточнение и расширение лексического запаса.

Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности, высказывания

Формирование умений и навыков речевого общения:

- ответы на вопросы в соответствии с заданием

- ответы на вопросы по ходу деятельности

12

6.Итоговая диагностика

Результаты итоговой диагностики фиксируются в листе динамики коррекционной работы учителя-логопеда

1

Итого

Общее кол-во занятий в курсе

36

Календарно - тематическое планирование занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста 5-7 лет (1 раз в неделю)

Второй год обучения

Этапы коррекционного обучения

Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии

Содержание коррекционно-воспитательной работы

На 1 год

Занятий

1.Первичная диагностика

Результаты первичной диагностики фиксируются в листе динамики коррекционной работы учителя-логопеда

1

2.Этап ситуативной речи

Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу:

- на уровне предложения

- на уровне рассказа.

Устранение сопутствующих речевых дефектов.

Уточнение и расширение лексического запаса.

Формирование полноценных учебных умений:

- контроль за ходом своей деятельности, речью (от умения действовать по образцу до умения пользоваться приемами самоконтроля)

- умение работать в определенном темпе

Формирование умений и навыков речевого общения:

- ответы по итогам деятельности

- применение схем при подготовке к высказыванию

10

3.Промежу-точная диагностика

Результаты промежуточной диагностики фиксируются в индивидуальном листе ребенка (журнал индивидуальной/групповой работы) в графе «Примечание» после определенного цикла занятий

1

4.Этап контекстной речи

Формирование навыка речи без запинок:

- на уровне слова

- на уровне словосочетания

-на уровне предложения

- на уровне рассказа

- диалогическая речь

- монологическая речь

- рассуждения, сравнения, умозаключения

Формирование полноценных учебных умений:

- применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях

- анализ продуктивности собственной деятельности

Формирование умений и навыков речевого общения:

- обращение за разъяснением

- пояснение заданий

- рассказ о последовательности выполнения работы (завершающая речь)

- рассказ о предстоящей работе (предваряющая речь)

- устные связные высказывания

23

5.Итоговая диагностика

Результаты итоговой диагностики фиксируются в листе динамики коррекционной работы учителя-логопеда

1

Итого

Общее кол-во занятий в курсе

36

Рекомендуемые упражнения

Направленность

Цель

Название

Источник

1

Дыхательные упражнения

- развитие правильного дыхания у детей с нарушениями речевой функции. 

- тренировка мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки

«Собака на охоте»

«Ушки»

«Кошка»

«Насос»

«Обними плечи»

«Большой маятник»

Кочеткова И. И. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М. — 1989.

2

Комплексная релаксационная гимнастика

- формирование навыка произвольного расслабления мускулатуры

-  обучение регулировке напряжения и расслабления

-упражнения для улучшения осанки

-упражнения для рук

-упражнения для туловища

-упражнения для ног

-упражнения для шеи

-упражнения для органов артикуляции

Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах

. -- СПб.: Питер, 2004.

3

Фонационные, интонационные и темпо-ритмические упражнения

- формирование навыка речевого дыхания

-выработка умения управлять своим голосом

-развитие способности к слитному произнесению

Упражнения, объединяющие произнесение звука (звукового ряда), слова, словосочетания и ритмизованного текста с определенными движениями

Власова Н.А., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. М., 1997

Предполагаемые результаты

        Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных логопедического обследования (первичная диагностика) и состояния на заключительном тестировании (итоговая диагностика).

По окончании  курса коррекции заикания у детей должны наблюдаться следующие позитивные изменения: 

  • нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания);
  • улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе);
  •  совершенствование просодического компонента речи;
  • развитие экспрессивной речи ребенка;
  • расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения;
  • создание условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств;
  •  совершенствование моторики;
  •  создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы

Рабочая программа является настольной книгой учителя-логопеда в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи 4-5 лет....

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие с...

Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.

Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей  работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...

Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"

Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями речи в соответствии с ФГОС

Программа направлена на достижение целей целенаправленного обновления и систематизации речевой работы в дошкольном учреждении. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, содержит четкую структу...

Рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ).

Методическое пособие предназначено для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлена примерная...