Опыт работы "Оптимизация связей с семьей через использование активных форм работы с родителями"
материал на тему

Никулина Светлана Александровна

В опыте описывается актуальность, теоритеческая база и технология методической работы по  работе с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_nikulinoy.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 222

Г. Кирова «Ромашка».

Опыт работы на тему:

«Оптимизация связей  ДОУ с семьёй

через использование активных форм и методов работы

с  родителями ».

(педагоги       родители       дети)

Старшего воспитателя МДОУ № 222

Никулиной Светланы Александровны

Стаж работы в должности 1 год.

I квалификационная категория.

г. Киров

2005 г.

Содержание.

Введение. Актуальность темы.

  1. Нормативно-правовые и теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи.
  2. Организация методической работы с кадрами по укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

           2.1 Цель, задачи, принципы организации методической работы             по данному направлению.

           2.2 Формы работы с педагогическими кадрами.

3. Выводы.

Список литературы.

Приложения.

     

Введение. Актуальность темы.

Современная педагогика, подкрепленная нормативно-правовой законодательной системой образовательного пространства ставит задачу обновления системы дошкольного образования через взаимосвязь детского сада и семьи. Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт, интимно-личностную связь и исходное единство с родными. Поэтому очень важно создать в стенах дошкольного учреждения атмосферу теплых доверительных отношений между детьми и педагогами, между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом,  убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. В сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Почему же подчас тернистым оказывается путь к диалогу?

Личный воспитательский опыт, анализ анкет родителей в ходе методической деятельности, беседы с педагогами и родителями позволили выявить и сформулировать в этой связи ряд противоречий:

  • Между правами и обязанностями родителей и неумение ими пользоваться;
  • Между желанием воспитателей активной деятельности родителей в ДОУ и пассивным их участием в действительности.
  • Между низким уровнем педагогической культуры родителей и неэффективными методами осуществления данной работы в дошкольном учреждении.

Анализ планирования воспитателями работы с семьей, изучение протоколов родительских собраний показали, что

  1. Воспитатели осуществляют целенаправленная работа с родителями по повышению их педагогической компетентности.
  2. Используются разные формы организации родителей (родительские собрания, наглядная  информация, беседы и др.).

Вместе с этим были отмечены ряд недостатков, а именно:

  • педагоги не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать эффективные методы работы.
  • Редко применяются активные формы и методы работы с родителями.
  • Работа носит формальный характер, родителям скучно на таких собраниях.
  • У отдельных воспитателей  (особенно молодых) недостаточно развиты коммуникативные навыки общения с родителями.

Таким образом, необходима целенаправленная работа с педагогическими кадрами по планированию работы с семьями и использованию методов активизации родителей.

1. Нормативно-правовые и теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи.

Для более подробного изучения данного вопроса, я обратилась к нормативно- правовым основам. и трудам корифеев дошкольного воспитания.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так в  «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании»и других .

Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

В соответствии с этим меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Так, в уставе МДОУ № 222 записано:  «Педагог обязан сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка». ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения, в настоящее время, не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал  в своё время Сухомлинский В.А.: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества…»

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении к этой работе» (Н. К. Крупская)

2. Организация методической работы с кадрами по использованию методов активизации родителей.

2.1 Цель, задачи, принципы опыта работы.

Взаимодействие  детского сада и семьи – одна  из основных задач и направлений работы ДОУ. Каждый детский сад ищет свой собственный путь укрепления связей  с семьями воспитанников, стремиться к установлению равноправного диалога с семьями воспитанников. Поэтому,  моей целью стала оптимизация работы с семьёй, используя активные методы и формы  работы с родителями, методическое обеспечение данного процесса.

Для осуществления данной цели, считаю, необходимо  решить следующие задачи:

  1. Обогащение знаний и опыта педагогов о значении и специфике методов активизации работы с семьей.
  2. Овладение педагогами данными методами обогащения воспитательного опыта родителей, развития у них педагогической рефлексии.
  3. Развитие умений педагога строить коммуникативный процесс с родителями. Повышение профессионального мастерства педагогов в общении, особенно в проблемных межличностных ситуациях.

В основу моей работы легли идеи

  • партнерства педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения
  • идеи гумманизации отношений.
  • Идея личностного подхода к педагогу, ребенку, родителям.
  • Идея «открытости» дошкольного учреждения для родителей.

Систему своей работы строю на принципах:

  • Единства в работе детского сада и семьи по воспитанию детей.
  • Системности
  • Плановости.
  • Отсутствия формализма в организации работы с семьёй, т. е. учет интересов, нужд и потребностей родителей в планировании работы учреждения.
  • Принцип доверительного сотрудничества (во взаимоотношениях между педагогами и родителями, взаимопомощи в совместной работе по  воспитанию дошкольников.)
  • Дифференцированного подхода.

Основные направления работы

Аналитическое  и прогностическое

  • Анализ взаимодействия  педагогов и родителей.
  • Планирование, выработка  общей стратегии руководства.
  • Повышение своего теоретического уровня в области семейной педагогики.
  • Регулирование  и коррекция работы с семьями воспитанников.

Консультативное

  • Повышение педагогической компетентности воспитателей
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
  • Подбор форм консультирования.
  • Дифференцированное оказание методической помощи.
  • Адаптация методов активизации родителей к конкретным условиям группы.
  • Выработка стратегии общения педагогов с семьями воспитанников.

Организационное

  •  Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение.
  • Организация просвещения родителей  и педагогов (лекции, индивидуальное консультирование, подгрупповое консультирование, письменные консультации, памятки и т. п.)
  • Организация продуктивного общения всех участников пед. процесса.(родительские собрания, совместные праздники, выставки, совместная продуктивная деятельность и т. п.)

 

2.2 Этапы методической работы.

Работу по руководству использованием активных методов и форм работы с родителями строила поэтапно.

I этап – информационно-аналитический предполагает сбор  и анализ сведений о родителях, чьи дети посещают детский сад, , а также сбор и анализ сведений о педагогах, работающих с этими детьми и родителями.

Задачи первого этапа:

  1. Изучение типов семей с целью организации дифференцированного подхода.
  2. Изучение профессиональных возможностей и личностных умений воспитателей и коллектива в целом, для наилучшей организации методической работы с кадрами.
  3. Анализ планов воспитательно-образовательной работы (раздел: работа с родителями): изучение форм и методов работы с родителями, тематики встреч.
  4. Изучение потребностей, запросов родителей.
  5. Анализ программ воспитания  и обучения по всем возрастным группам.

Эти задачи определяют формы и методы работы на данном этапе. Среди них:

  • Опрос
  • Анкетирование
  • Наблюдение
  • Диагностика педагогического состава
  • Беседы с родителями
  • Беседы с педагогами
  • Составление «социального портрета » семьей воспитанников (в начале учебного года каждым педагогом.)

 

Результаты работы 1-го этапа:

  1. Семьи,  дети которых  посещают детский сад, имеют  разный социальный статус (см. приложение № 1: данные соцопроса).
  2.  Выявлены  неблагополучные семьи.
  3. Определены потребности и желания родителей, а также преобладающий стиль воспитания в семьях. (см результаты тестирования. Приложение № 2)

4. Изучение протоколов родительских собраний, к сожалению, убедительно показало, что методы активизации родителей не используются.

5. Диагностика качественного состава педагогов по

  • образовательному уровню,  
  • возрастному составу,
  • уровню категорийности

показала, что в нашем ДОУ работают  все педагоги имеют специальное педагогическое образование, из них  с высшим (и незаконченным высшим) -  ,  средне-специальным- ; разного возрастного состава: стажисты и молодые специалисты, аттестованные на категории и неаттестованные, а это достаточно хорошие потенциальные возможности для укрепления сотрудничества с семьями воспитанников. (см. приложение 3).

Кроме того, воспитатели осознают необходимость взаимосвязи между детским садом и семьями воспитанников.

Проделанные мероприятия показали:

  1. Основная масса родителей заинтересована в тесном сотрудничестве с детским садом и имеет потребность в педагогических знаниях,
  2.  Имеющиеся педагогические ресурсы способны укрепить взаимосвязь с семьями воспитанников.

II этап – практический. Он включает в себя мероприятия, направленные на решение конкретной задачи, а именно оптимизации работы МДОУ и семьи через использование методов активизации родителей.

Задачи работы: 

  1. Обучение воспитателей умению планировать работу с семьями на диагностической основе.
  2. Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в общении с родителями.
  3. Овладение педагогами умениями строить коммуникативный процесс с родителями.
  4. Знакомство воспитателей с новыми формами и методами активизации родителей.
  5. Освоение  активных форм и методов работы с семьёй.

 

Данные задачи определяют содержание моей  работы на втором этапе. Это: 

  • Изучение опыта педагогов, использующих новые формы сотрудничества с родителями.
  • Распространение передового опыта воспитателей по данному направлению.
  • Методическое руководство планированием работы с семьёй.
  • Организация консультативной помощи воспитателям по организации работы с родителями.
  • Внедрение активных методов работы с родителями в практику

Для реализации поставленных задач были проведены мероприятия:

  • Консультация «Планирование работы с семьёй»
  • Консультация –практикум «Использование активных методов работы с семьей».
  • Семинар –практикум «Формирование умений публичности в работе воспитателя» .
  • Определены темы и содержание наглядной информации для родителей.
  • Разработаны «Рекомендации к оформлению родительского уголка»
  • Распространение опыта «Применения нетрадиционных форм организации работы с родителями» воспитателей группы «Цветущая полянка».

Проделанные мероприятия позволили:

  1. Расширить представления педагогов о формах и методах организации работы с семьями воспитанников.
  2. Обогатить позитивный опыт общения с семьями воспитанников.
  3. Овладеть методикой проведения фронтальных встреч с родителями, используя методы активизации.
  4. Выбирать и формулировать в соответствии с интересами родителей тематику встреч.
  5. Способствовать развитию у педагогов ощущения уверенности в себе при общении с родителями детей.

2.3 Формы организации работы с педагогами.

Работу с кадрами строю на диагностической основе, дифференцированно. 

Структура  методической работы:

Сформированы 3 группы педагогов, в основе деления на которые лежит принцип дифференциации по уровню практического мастерства и использования программ:

I  группа: молодых специалистов

II группа: педагоги со сложившейся системой работы

III группа: педагоги, работающие в инновационном режиме (по программе « Радуга»).

Например, педагоги, работающие по программе «Радуга» обобщили собственный опыт работы по использованию нетрадиционных форм организации родителей: «дни именинников» и предложили использование других форм.

Молодые специалисты участвуют в разработке всеобучей для родителей по темам : «Здоровый образ жизни», «Любящему родителю на заметку».

Беседы с опытными специалистами помогают определить направления методической помощи.

Формы  организации работы с педагогами

С целью эффективного решения поставленных задач, наряду с традиционными мероприятиями:

  • лекциями,
  •  консультациями,
  •  семинарами-практикумами
  • педчасами

 использую активные формы и методы работы с воспитателями, например:

  • Деловая игра: «Какая тематика встреч актуальна для родителей»
  • Упражнения «Перечислите применяемые вами формы работы с родителями»
  • Элементы тренингов, «мозговые атаки».
  • Памятки «Планирование работы с семьей», «Темы и содержание наглядной информации для родителей»,
  • Самоанализ работы с родителями.
  • Просмотр и анализ видеозаписи выступления педагога
  • Наглядные материалы в виде таблиц, позволяющих увидеть разницу или сходство, результаты тестирования и т. п.( см приложения)
  • Игровое моделирование ситуаций и ролевое проигрывание их.

В работе с педагогами использую письменную и устную форму. Преимущества личностно-ориентированного общения известны всем, но общение только в устной форме требует много времени. Кроме того, воспитатели не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую получают  на консультации, и для того чтобы педагоги смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо использование памяток.

Таким образом, сочетание традиционных форм организации методических мероприятий с применением активных методов работы с педагогами позволили каждому педагогу овладеть активными методами и формами работы с родителями.

Результаты  работы второго этапа:

  1. Широкое применение в практике работы нашли такие  формы работы с родителями как:
  • Совместные праздники и досуги
  • Конкурсы и выставки
  • Благоустройство ДОУ и территории.

Например, в годовой план развлечений включенысовместные праздники с участием родителей:

  • Физкультурный досуг “Веселые старты”, “
  • Физкультурное развлечение “Мы растем здоровыми”
  • Спортивно-музыкальное развлечение “Защитники Отечества”

  1. Методы активизации родителей применяются  при проведении общих родительских собраний, что позволяет сделать общение с родителями более интересным и плодотворным.

Мы использовали:

  • Тренинг “Коррекция поведения детей с помощью позитивных установок”,
  • Ролевое проигрывание “педагогической оценки” (в собрании “Принципы взаимоотношений родителей с детьми; родителей и педагогов”)
  • Игровое взаимодействие “Устами младенца” с использованием видеозаписи (в родительском собрании “Ребенок и телевидение”).
  • Анализ родителями мотивов поведения детей в игровом упражнении “Я вижу , что сейчас с тобой происходит” (“Клуб молодой семьи”, тема “Почему ребенок не слушается”.

По мнению родителей, принимавших участие в собраниях, данные всречи оказались им “полезными”, “нескучными”, “интересными”. 

  1. В перспективный план работы с родителями педагогами включены нетрадиционные формы работы с родителями, использование активных методов.

Таким образом, усовершенствовалась работа с родителями, широко используются формы и методы, которые сближают участников педпроцесса.

III этап – контрольно-оценочный, включающий анализ эффективности работы с родителями при использовании методов активизации воспитателями и специалистами детского сада.

Основные методы  данного этапа:

  • Опрос родителей после проведенных мероприятий.
  • Повторная оценка эффективности труда воспитателей по работе с родителями на основе метода «отраженной субъектности» (А.В. Петровский, В. А. Петровский): с помощью анкеты оценивается текущее состояние работы воспитателя. В роли экспертов выступают родители детей. Их ответы статистически отрабатываются, по результатам выводиться нормированная оценка по данному направлению.

Результаты анкетирования родителей.

Сентябрь 2004 г.

№ группы

Название

ФИО воспитателей

Кол баллов

Уровень

1

«Цветущая полянка»

Кормщикова И. А.

Кокорина Н. Н.

-2

Ниже среднего

2

«Анютины глазки»

Черезова Н. Г.

Замураева А. В.

10

Высокий

4

«Колокольчик»

Копалова Т. Г.

8

Высокий

6

«Ромашка»

Мотошкова Н. С.

Мамаева Т. Ю.

-3

Ниже среднего

7

«Ландыш»

Альгина Е. А.

Желнина Г. А.

3

Средний

8

«Одуванчик»

Бессольцина Л.Л.

Прозорова Н. М.

8

Высокий

9

«Подсолнушки»

Воеводина Н. В.

2

Средний

Итого: средний бал по детскому саду составил 3,7 б, что соответствует среднему уровню работы с родителями.

Результаты анкетирования родителей.

Февраль 2005 г.

№ группы

 Название

ФИО воспитателей

Кол баллов

Уровень

1

«Цветущая полянка»

Кормщикова И. А.

Кокорина Н. Н.

15

высокий

2

«Анютины глазки»

Черезова Н. Г.

-1

Ниже среднего

4

«Колокольчик»

Копалова Т. Г.

9

высокий

6

«Ромашка»

Мотошкова Н. С.

Мамаева Т. Ю.

-2

Ниже среднего

7

«Ландыш»

Альгина Е. А.

Желнина Г. А.

4

средний

8

«Одуванчик»

Бессольцина Л.Л.

Прозорова Н. М.

9

высокий

9

«Подсолнушки»

Воеводина Н. В.

10

высокий

Итого: средний балл по детскому саду составил – 6  б., что соответствует среднему уровню.

Вывод: по сравнению с началом учебного года вырос общий балл оценки эффективности работы воспитателей с родителями.( по оценке родителей). 

3. Выводы.

В ходе планового методического руководства педагогическим коллективом:

  1. Повышается эффективность работы педагогов с родителями.
  2. Растет педагогическая компетентность родителей.
  3. Укрепится сотрудничество детского сада и семей воспитанников.
  4. Повышается  социальный статус ДОУ.

В перспективе:

  • Продолжать использовать  методы активизации работы с родителями.
  • Апробировать новую форму проведения дня открытых дверей в форме «консультационного дня»для родителей «Берегиня».
  • Открыть «Клуб «Здоровье» (подгрупповую форму работы с родителями )
  • Пополнить методический кабинет литературой по семейному воспитанию.

Приложение № 1

Социальный статус семей МДОУ № 222.

группа

Служащие

Рабочие

Частные предприниматели

Домохозяйки

безработные

студенты

№ 1

19

12

7

2

1

1

№ 2

23

12

2

1

-

-

№ 3

11

8

6

-

2

-

№ 4

17

6

3

1

-

-

№ 5

16

13

5

-

-

-

№ 6

13

16

8

1

2

-

№ 7

8

15

14

2

-

-

№ 8

13

19

6

-

1

-

№ 9

5

27

-

3

-

-

№ 10

12

7

14

-

-

-

Сводная таблица по составу семьи.

Количество семей

2001 год

2002 год

2003 год

С несовершеннолетними детьми

200

201

201

Детей в них

257

275

275

Малообеспеченных семей

6

7

7

Многодетных семей

5

6

6

Семей, где детей

1

143

137

137

2

52

57

57

3 и более несоверш/л детей

5

7

7

Количество неполных семей

Всего неполных семей

48

51

51

Семей одиноких матерей

17

25

25

Семей только с матерью

30

24

24

Семей только с отцом

1

2

2

Количество семей с детьми-инвалидами до 16 лет

1

1

1

Опекунские семьи

2

3

3

Студенческие семьи

До 3-х лет

-

-

-

Свыше 3-х лет

-

-

-

Семьи, имеющие детей-инвалидов

2

2

2

Семьи судей, следователей, прокуроров

1

1

1

Семьи помощников воспитателей

2

5

5

Семьи участников ликвидации ЧАЗС

1

-

-

Семьи военнослужащих срочной службы

-

-

-

Семьи, потерявшие кормильца

2

2

2

Приложение № 2

Результаты анкетирования и тестирования родителей.

  • 94 % родителей нуждаются в помощи д/с по укреплению здоровья ребенка;
  • у 36% семей преобладающим стилем воспитания в семьях является стиль «кооперации»

      у 28% родителей – противоречивый стиль воспитания;

      у 14% семей – «культ болезни»;

     в семьях с детьми младшего дошкольного возраста преобладает «гиперопека».

 

Приложение № 3

Диагностика педагогического состава.

Образовательный уровень педагогов ( количество)

Год

Всего педагогов

Высшее

Средне специальное

Среднее

2001

25

4

21

-

2002

25

6

19

-

2003

26

6

29

-

2004

26

5

21

-

Педагогический стаж (количество человек)

Год

Всего педагогов

До 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

15 лет и более

2001

25

5

3

6

15

2002

25

7

3

4

11

2003

26

6

7

3

10

2004

26

3

5

3

15

Квалификационный состав.

Без категории

7 чел.

Со 2 квал. категорией

11 чел.

С 1 квалификационной категорией

6 чел.

С высшей категорией

1 чел.

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

« Содержание и формы работы по формированию у детей навыков ЗОЖ»

«Планирование работы.»

План.

1. Актуализация проблемы воспитания ЗОЖ.

Цель работы по данной проблеме в д/с.

2. Содержание работы по ЗОЖ. Тематика занятий.

(программы «ОБЖ» Авдеевой, Князевой, Стеркиной;

« Здоровье с детства» Т.С. Казаковцевой).

3. Формы и методы формирования у детей основ ЗОЖ.

4. Работа с родителями по данному направлению.

5. Планирование работы. Рекомендуемая литература.

                       

КОНСУЛЬТАЦИЯ – ТРЕНИНГ

« Использование активных методов работы

с семьей»

Цель: овладение педагогами методами обогащения                      

            педагогической культуры родителей.

План проведения.

1. Значение сотрудничества детского сада и семьи в воспитании

     ребенка ( старший воспитатель: Никулина С.А.)

2. Формы работы с родителями.

     Упражнение: « Перечислите…….» (по очереди)

     (старший воспитатель: Никулина С.А.)

3. Нетрадиционные формы работы.

    ( доклад из опыта работы Кокориной Н.Н.)

4. Методы активизации родителей

    ( сообщение Кокориной Н.Н.)

5. Деловая игра: « Какая тематика встреч актуальна для

    родителей.»

 

   

Деловая игра: « Какая тематика встреч актуальна для родителей?»

   Цель: овладение методикой проведения фронтальных встреч

с родителями, развитие умения определять педагогическую

потребность семьи и в соответствии с этим точно формулиро-

вать тему встречи для родительской аудитории.

   Учебная задача: по высказываниям родителей, полученным

в ходе интервьюирования с целью выяснения затруднений в

семейном воспитании, сформулировать темы встреч, удовлет-

воряющие потребность родителей в педагогической помощи.

    Ход игры.  Педагоги делятся на группы, каждая из которых

получает данные интервьюирования родителей с высказыва-

ниями по поводу затруднений, желаний, касающихся отноше-

ний с детьми и других проблем семейного воспитания. Опираясь на эти ответы, группа педагогов составляет тематику встреч для родителей; выбирает формы проведения каждой

встречи; основные методы общения; определяет категории

семей, приглашаемых на встречу (например, для однодетных

семей, для родителей, воспитывающих только дочь (сына) и др.); решают, кто может быть ответственным за проведение

встречи.

    Перед началом выполнения заданий между всеми участни-

ками игры согласовывается регламент работы. По истечении

времени каждая группа готовит выступление о результатах

выполненного задания. Оценивается содержательность тема-

тики, оригинальность формулировок, избранных форм и мето-

дов общения, полнота учета потребностей родителей, представ-

ленных в интервью.

 

                     Высказывания родителей, воспитывающих

                               младших дошкольников

« Что делать, чтобы ребенок не болел, простуды замучили?»

« Так много дома разных игрушек, но ребенок с ними почему-то не играет,

   только нытьем изводит нас по выходным….»

« Правильно воспитывать мне мешает свекровь, не могу найти с ней      

   общий язык.»

« Часто домашние мелкие неурядицы отвлекают от общения с ребенком..»

« Не вижу у ребенка хоть к чему-то способностей. Может, в кружок или

  студию отдать?»

       

                      Высказывания родителей, воспитывающих

                           дошкольников  4 - 5 лет

« Какие могут быть трудности с маленьким ребенком? Если в чем прови-

   нился, он свое место знает – угол…»

« Очень беспокоит застенчивость дочери. Хорошо это или плохо и что с

   этим делать?»

« Очень неаккуратный и небрежный, порвал все книги в доме.»

« Трудностей с самим воспитанием нет, есть трудности с деньгами для

   осуществления воспитания…»

                           Высказывания родителей, воспитывающих

                                       старших дошкольников

« Трудностей особых нет, растет предприимчивым, современным. Если ему

    невыгодно что-то делать, никогда не заставишь.»

« Мы разводимся, нам сейчас не до ребенка…»

« Старший обижает младшего. Младший постоянно ябедничает на старш-

   шего – измучились с ними!»

« Если бы отцы больше занимались с детьми, никаких трудностей бы не

   было…»

« По-моему, перед школой у всех одни и те же трудности: чтобы хорошо

  считала, писала, читала. Разве не так?»

       

Семинар – практикум в форме деловой игры

« Учимся влиять на публику или

правила удачного выступления»

Цель: формирование у педагогов умений публичности в работе

           с коллегами, родителями.

                                                П Л А Н

1. Вступительное слово ведущего.

    (тема, причины обращения к ней, кратко ход работы)

2. Выбор экспертной группы ( 3 человека)

    Воспитатели делятся на 2 подгруппы.

3. Просмотр видеозаписи с областного конкурса « Учитель года»

    (опыт работы)

4. Работа в подгруппах. Воспитатели анализируют просмотренные

    выступления, выделяют правила удачного выступления, иллюстри-

    руют (по возможности) своими примерами.

   Представитель подгруппы выступает перед коллегами с докла-

    дом ( с соблюдением выделенных ими же «слагаемых» удачного

    выступления).

5. Оценка экспертной группой выступлений коллег. Обобщение

    «правил хорошего выступления» (ключевые слова вывешиваются

    на доску)

6. Заключительное слово  ведущей.

ПЕДСОВЕТ        

Тема:  «Растим здоровое будущее»

Цель:

1) подвести некоторые итоги работы по формированию у детей

навыков ЗОЖ.

2) объединить усилия пед. коллектива ДОУ на повышение уров-

ня воспитательно-образовательной работы по формированию

у детей навыков ЗОЖ.

3) познакомить с передовым опытом по данному направлению,

имеющемуся в ДОУ .

Педсовет построен из нескольких частей.

1 часть.

1.1. анализ состояния работы по физическому развитию и формированию предпосылок к ЗОЖ.

( результаты медико-педагогического и тематического контроля)

                                      Ст. воспитатель: Никулина С.А.

1.2. Защита программы оздоровления в детском саду.

                                       Заведующая д/с: Караваева Е.Н.

2 часть: практическая в форме КВН, 2 команды участники выбирают жюри;

Задание № 1: « Разминка »

Цель: уточнить знания педагогов о методах и приемах работы по

          данному направлению.

Задание № 2: « Реклама»

Цель: знакомство с передовым опытом, пособиями по ЗОЖ.

          Длительность 1,5 мин ( на каждое).

Реклама 2-х пособий по ЗОЖ, которые используются в работе с детьми

Задание № 3: «Конкурс капитанов»

Цель: уточнить знания литературы по данному вопросу.

Задание № 4: «Делай как мы»

Цель: практическое овладение методами игрового массажа.

Задание № 5: «Организация выставки наглядной информации для

родителей по ЗОЖ»

Цель: помочь воспитателям наиболее эффективно использовать уголок для родителей.

Список литературы.

  1. Устав МДОУ № 222
  2. «Программа воспитания и обучения» под ред. Васильевой.
  3. Программа «Радуга» Дороновой.
  4. Арнаутова Е. П. «Вгостях у директора»
  5. Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей»
  6. Рылеева Е. В. , Барсукова Л. С. «Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ».
  7. Белая К. Ю. «Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении»
  8. Белая К. Ю. « Планирование работы  дошкольного образовательного учреждения».
  9. Третьяков П.И., Белая К. Ю. «Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам»
  10. Сафонова О. А. «Технология управления качеством образования в дошкольном учреждении»

Клуб молодой семьи

Родительское собрание на тему?

«Почему ребенок не слушается»

Цель: способствовать формированию теплых взаимоотношений между детьми и родителями; помочь родителям научится понимать мотивы поведения детей; профилактика невротических состояний у детей.

Дата проведения: 3.02.2005 г.

Повестка.

1. Вступительное слово ведущей.

2. Игровое упражнение «Портрет реьенка, который способен сводить взрослого с ума».

3. Мотивы такого поведения. Игровое упражнение.

4. Причины капризов. Обобщение.

 5. Ответы на вопросы родителей.

Выработка решения собрания.

Циклограмма работы с родителями.

Основные мероприятия

Периодичность

Групповые родительские собрания

1 раз в квартал

Общие родительские собрания

2 раза в год

Клуб молодой семьи

В 2005 году

Выставки литературы для родителей

ежегодно

Дни открытых дверей

ежегодно

Содержание работы ДОУ по взаимодействию семьёй.

Направления работы

Содержание

Здоровье и физическое развитие

  • Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники и родителями по разработанным критериям. Ознакомление родителей с результатами диагностики.
  • Ознакомление родителей с содержанием и формами  физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ.
  • Тренинг родителей по использованию приёмов и методов оздоровления с целью профилактики заболеваний детей.
  • Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно- оздоровительной сфере: проведение викторин, фото- и видеоконкурсов на лучший спортивный уголок в семье, на самую интересную спортивную или подвижную игру в семье и т. п.
  • Организация консультативного пункта для родителей в ДОУ для профилактики ранних отклонений в состоянии здоровья ребёнка.

Познавательно-речевое

  • «Школа для родителей». Помогает выявить педагогические затруднения в   семье, нацелить взрослых на гуманные методы взаимодействия с ребёнком.
  • Совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей  ребёнку в подготовке рассказа или наглядных материалов.
  • Выполнение домашних заданий ( проблемных познавательных задач) с поиском ответа в книгах и журналах.

Социально-                     личностное

  • Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности   в вопросах воспитания.
  • Совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков в ДОУ.
  • Изучение детско-родительских отношений совместно с психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители.
  • Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.
  • Консультирование родителей: предупреждение использования методов, унижающих достоинство ребёнка. 

Художественно-эстетическое

  • Проведение тематических консультаций для родитлей по разным направлениям художественно-эстетического воспитания детей («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», « Как создать дома условия для развития художественных способностей детей», « Развитие личности дошкольника средствами искусства»).
  • Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
  • Проведение праздников, досугов, музыкальных вечеров с привлечением родителей; их совместное выступление с детьми.

Психологический климат в коллективе.

Результаты тестирования. Февраль 2005 г.

Участник опроса

Эмоциональный компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

1

+1

0

0

2

0

0

0

3

0

+1

0

4

+1

0

0

5

+1

0

0

6

0

0

+1

7

+1

+1

+1

8

+1

+1

0

9

+1

+1

+1

10

0

0

0

11

+1

0

+1

12

+1

0

0

13

+1

0

0

итого

+0, 7

+0, 3

+0,3

Вывод: эмоциональный климат в МДОУ № 222 благоприятный и положитеьный.

Результаты анкетирования педагогического коллектива.

«Методист глазами воспитателей»

Полученные баллы: 92,98,92,81,92,98,90,104,102, 104,98,102,100,109,106,105.

Критерии оценки:

От 162 до 100 баллов- соответствует высшей квалификационной категории.

От 100 до 50 баллов – соответствует 1 квалификационной категории.

Средний балл: 98,3 б.

Вывод: Соответствует 1 квалификационной категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через использование активных форм методической работы....

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ

Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...

Презентация «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»

Ход мероприятияПодготовительный этап:Оформить приглашение родителям на собрание в виде экологического плаката или индивидуальных приглашений, выполненных детьми в виде аппликации из природного материа...

Выстраивание партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...