Формирование культурно-толерантной личности в современном детском саду в условиях перехода от ФГТ к ФГОС ДО
статья на тему

Дрожжина Татьяна Анатольевна

 Выступление на МО "Формирование культурно-толерантной личности в современном детском саду в  условиях перехода от ФГТ к ФГОС ДО"

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

Формирование культурно-толерантной личности в современном детском саду в  условиях перехода от ФГТ к ФГОС ДО

Подготовила: Дрожжина  Т.А.,

 воспитатель

р.п. Сосновка

2015г.

        Дошкольный возраст – важный период в формировании базиса культуры личности, воспитании доброжелательности, терпимости и лояльности к другим людям. Именно в дошкольном детстве происходим интеллектуальное и эмоциональное усвоение существующих  в обществе нравственных норм, формируются ценностные ориентации, закладываются основы добровольно следовать социально одобряемым эталонам поведения. Дошкольник наиболее восприимчив к этому. Он не скован стереотипами и открыт для всего нового и различных социально-нравственных и педагогических воздействий. Это служит важной предпосылкой для формирования системы нравственных убеждений и взглядов на окружающий мир.

        Поскольку на современном этапе система образования стремится базироваться на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации, а большинство ДОО полинациональны по составу воспитанников, в детском саду каждого региона целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового культурного наследия. В этой связи важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному духовному и культурному достоянию:

- к родному языку и национальной культуре, историко-культурным ценностям своего народа и родного края;

- общероссийскому культурному наследию и общепринятым в стране нормам межнационального и толерантного поведения (этикет, воспитание культуры межнационального общения);

- общечеловеческим ценностям и этическим нормам как объединяющим различные культуры нравственных основ (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к старшим, патриотизм и пр.).

        Реализация работ в этих направлениях позволит не только показать уникальность культурного наследия  своего народа, но и акцентировать внимание на основах, объединяющих разные культуры, а также воспитывать высокие гражданские чувства и уважительное отношение к представителям этносов.

        Формируя культурно-толерантную личность у детей в период дошкольного детства, важно:

- демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, лояльного отношения к различиям между людьми (во мнениях, внешности или идеях), подчеркивать положительные стороны других людей, не похожих на самого ребенка, показывать ценность толерантных межличностных отношений;

- стимулировать желание быть культурным и толерантным (видеть в собеседнике личность и носителя других ценностей, иной логики мышления или форм  поведения), проявлять положительное отношение к таким отличиям;

- содействовать овладению практикой культурно-толерантного поведения. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить еще ряд особенностей нравственного становления детей, определяющих специфику процесса формирования культурно-толерантной личности в дошкольном детстве.

        Дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах и национальных ценностях, внешней и внутренней стороне нравственных отношений, т.е. о том, как можно и как нельзя себя вести, и о том, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе. Усваивать эти стороны нравственных знаний дети могут различными путями как одновременно, так и по отдельности.

         Другая характерная черта начальных этапов становления нравственности – слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется не только  по отношению к нравственным оценкам или представлениям, но и к реально выполненным нормам, нравственным поступкам дошкольников.

        Поступательно ребенок проходит три ступени развития эмоциональных отношений к нравственным ценностям и нормам. От прямой оценки конкретных действий или поступков человека, содержащей правило поведения в младшем возрасте, к оценке-состоянию человека, попавшего в затруднительное положение, и обеспечивающей регуляцию поведения, к оценке-предвосхищению последствий или дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию, побуждает ребенка к совершению нравственных действий.

        Другая особенность духовно-нравственного развития состоит в том, что вербальное усвоение ребенком нравственных норм и национальных ценностей во многом опережает реальное поведение. В дошкольном возрасте рассогласованность вербального и реального поведения со многими причинами:

- реакция детей на вербальную  и реальную ситуацию принципиально отличается;

- нравственное действие ребенка является достаточно сложным, поскольку в нем заложено три основных компонента – знание о том, как поступить, переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и само практическое выполнение данного действия:

- иногда нравственное поведение детей носит избирательный характер (дошкольники ориентируются в своем поведении на усвоенные ценности только по отношению к тем людям, к которым испытывают симпатию), избирательность начинает исчезать только в старшем дошкольном возрасте.

        По мнению Н.В. Мельниковой, нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам развивается в двух направлениях:

- в усилении роли нравственных норм, требований и образцов в поведении ребенка и его оценке;

- повышении адекватности оценки собственного и чужого поведения на основе этических понятий.

При этом сохраняется большая зависимость поведения от внешнего стимулирования взрослого. Ребенок, выполняя нравственные нормы и требования, руководствуется стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла действий и поступков. Адекватное поведение, позитивные моральные переживания ребенка при соблюдении нравственных требований стимулируют новые нравственные действия и поступки. Постепенно на этой основе вырабатываются устойчивые нравственные действия, не связанные с внешним стимулированием, а обусловленные позитивностью. К основным механизмам развития нравственной сферы личности исследователи относят частные механизмы подражания-имитации, идентификации, внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценки окружающих) и общий механизм интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий. Подражание и имитация выполняют свою функцию обучения через построение исходного ориентировочного образа. Эта форма поведения , наряду с идентификацией со значимыми людьми, вносит существенный вклад в развитие нравственной сферы личности ребенка, помогая ему в освоении норм социальной жизни. Важными факторами формирования нравственного опыта ребенка выступают три объекта оценки: личность, другие люди и собственная деятельность. Механизмы внутренней и внешней оценки содействуют процессам подражания –имитации-идентификации, стимулируют нравственное поведение дошкольника.

        Экспериментальным путем исследователями установлены половые особенности развития нравственной сферы в дошкольном возрасте: девочки имеют более высокий уровень развития нравственных чувств и сознания, поэтому их общий уровень нравственного развития выше. Они, в отличие от мальчиков, способны испытывать переживания, связанные с выполнением или нарушением нравственных норм, независимо от одобрения или порицания окружающих. Нравственные чувства и переживания мальчиков в этом возрасте в большей степени связаны с оценками и контролем окружающих взрослых.

        В условиях модернизации дошкольного  образования, перехода от ФГТ к ФГОС ДО необходимо отрефлексировать те свойства, «новообразования ребенка», которые должны быть в наличии и по которым мы можем судить об эффективности процесса формирования культурно-толерантной личности дошкольников. С учетом целевых ориентиров ФГОС ДО и особенностей нравственного развития дошкольников особое внимание следует уделять следующим критериям:

- понимание важности  проявления своего расположения к другому человеку, симпатии, сочувствия, дружелюбия, дружественности, расположенности, благосклонности, приветливости, сочувствия, выражения радости от успеха сверстника, стремления порадовать его;

- осознание важности проявления уважения к мнению, идеям и ценностям, значимым для другого;

- представление о том, что каждый человек равен в правах на игру, выражение своего мнения  и пр.;

- убежденность, что надо уважать мнение, культуру, традиции окружающих;

- готовность сравнивать свои поступки с нравственными нормами межличностного и толерантного взаимодействия, а также оценивать других доброжелательно;

- стремление к оценке состояния человека и предвосхищению возможных  последствий, дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию и побуждает к свершению нравственных действий и толерантных поступков;

- желание оценить свои поступки и действия   других людей, опираясь на нормы культурного и толерантного поведения и т.д.;

- ориентировка на этикетные формулы толерантного поведения, самостоятельное их использование в ситуациях стандартизированного речевого общения или взаимодействия;

- готовность к сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности. Убеждению или языку, проявление интереса к мнению других, признание за другими людьми права на собственное мнение, лояльное отношение к ним;

- добровольность, свобода выбора и мера бескорыстия при реализации ценностного отношения к окружающим;

- положительная направленность на партнерство в общении и поведении, доброжелательность ко всем сверстникам, умение при встрече приветливо здороваться и прощаться, слушать товарища внимательно и не перебивая, умение обращаться с вежливой просьбой, высказывать слова благодарности, извинения;  

- умение руководствоваться нормами доброжелательного и толерантного поведения в повседневной жизни;

- проявление уважительного отношения к представителям других национальностей, терпимое отношение к их языку, культуре и пр.;

-  проявление гуманных чувств в повседневной жизни по отношению друг к другу и т.д.

         Формирование культурно-толерантной личности в период дошкольного детства – сложный педагогически организованный   процесс усвоения и принятия детьми базовых культурных, нравственных и национальных ценностей. Эффективность воспитательной работы возрастает, если с учетом современных достижений педагогической теории и практики реализуются нетрадиционные методы и приемы приобщения дошкольников к культурному, нравственному и этнокультурному наследию. При этом важно комплексно использовать разнообразные формы и методы работы для формирования представлений о нормах морали и отношения к ним, воспитания гуманных чувств и обогащения нравственного опыта (игровые упражнения, личный пример, приучение, убеждение, викторины, поощрение и т.д.).

        Эффективность применения методов, по мнению многих ученых и практиков, достигается при следующих условиях:

- любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;

- метод должен быть реальным, осуществимым и требующим логического завершения;

- не должен применяться шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;

- методы следуют применять тактично;

- при подборе методов следует учитывать степень сложности  формируемого качества и возможные результаты воздействия на конкретного ребенка;

- применяя методы, важно сохранять терпение и быть терпимым;

- преобладающим в формировании культурно-толерантной личности дошкольников должны быть практические методы, так как вербальное и реальное поведение у дошкольников часто расходятся;

- методы целесообразно применять комплексно.

         В последние годы роль детских садов незаменима в качестве социокультурного посредника между ребенком и обществом, различными этническими группами, сменяющими друг друга поколениями, а также для обеспечения непрерывности существования культуры в едином временном пространстве. Постепенно усиливается общекультурная, этическая и духовная миссия ДОО, которые во всем своем видовом многообразии призваны содействовать решению культурно-воспитательных и духовно-нравственных проблем.

Литература

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Р.С. Буре и др., под ред. А.М. Виноградовой, 1999.

  1. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника, 1985.

  1. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника, 2009.

  1. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет, 19992.

  1.  Татаренко Т.М. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение. Дошкольное воспитание, 1980 №10