ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
учебно-методический материал на тему

Пятаева Наталья Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ В ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ozdorovitelnoy_tekhnologii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ В ДОУ

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы

                                                       В. А. Сухомлинский

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья дошкольников. По словам профессора Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью воспитанников”.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программ, по которым работают педагоги, конкретных  условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов и показаний заболеваемости детей.

В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 230» педагоги ииспользуют классификацию здоровьесберегающих технологий, предложенной профессором Н.К. Смирновым. Он выделяет три группы здоровьесберегающих технологий:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2. Технологии обучения здоровому образу жизни;

3. Коррекционные технологии.

Для применения в работе в классификацию Смирнова педагоги ДОУ в коррекционные технологии включили инновационную оздоровительную технологию – фитбол-гимнастику. 

На основе коррекционных методик Овчинниковой Т.С., Потапчук А.А., которые были апробированы авторами в течение 5 лет в детских садах Санкт-Петербурга, педагогами ДОУ была разработана программа «Здоровей-ка» с использованием фитбол-гимнастики для оздоровления дошкольников.

Прежде чем приступить к внедрению новых форм физкультурных занятий, нашим МДОУ было приобретено достаточное количество гимнастических мячей (фитболов) разного размера, в зависимости от возраста и роста детей (для детей 3 – 5 лет диаметр мяча равен 45 см, от 6 – 55см.). Организуя занятия по фитбол-гимнастике, прежде всего мы предоставили детям возможность познакомиться с новым оборудованием - поиграть с мячами, т.к. мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Мяч развивает руки ребёнка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта.

Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, служащий в оздоровительных целях.

Фитбол-гимнастика проводится на больших упругих разноцветных мячах. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель, имея вес около 1 кг.

Область применения фитбола безгранична, его можно использовать в любом возрасте и на любые группы мышц, для лечения и для профилактики, для отдыха и для развлечения.

Для оценки психомоторного развития и эффективности оздоровительного курса занятий с фитболом в ДОУ используются диагностические методики         Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич. Педагогами составляется карта индивидуального психомоторного развития ребёнка и групповой динамики проведённых оздоровительных мероприятий.

По результатам диагностики детям, показавшим средний и высокий уровни двигательного развития, рекомендуется посещение кружка по фитбол-ритмике «Непоседы», где знакомые воспитанникам движения и упражнения совершенствуются в заданном темпе синхронно под музыку.

Общеразвивающие упражнения с фитболом используются педагогами ДОУ как физкультминутки в непосредственно образовательной деятельности (НОД), как элементы физкультурных и музыкальных НОД, свободной деятельности детей, индивидуальной работе, а также в музыкально-коррекционных играх для детей с проблемами в развитии.

За последнее время увеличилось число детей с нарушениями речи. Развитие детей и улучшение их здоровья в воспитательно – образовательном процессе в ДОУ особенно актуально в логопедических группах, в связи с  увеличением числа детей с нарушением речи, со скудным словарным запасом, с недостаточно развитой общей моторикой. У педагогов ДОУ появился вопрос: какие эффективные формы работы можно использовать на физкультурных занятиях для коррекции речи детей? Было принято решение, что необходимо включать в фитбол-гимнастику упражнения с элементами логоритмики, которые будут развивать как общую моторику детей, их физические качества, так и речь, и словарный запас детей.

Каждое упражнение оказывает терапевтический эффект, имеет название и сопроводительный текст в стихотворной форме. Само использование фитбола выступает как оздоровительный фактор, а текст, который проговаривают дети, помогает развитию речи, эмоционально украшает упражнение и позволяет добиться правильного его выполнения. Упражнения с элементами логоритмики  проводятся в основной части физкультурного занятия по фитбол–гимнастике, а также на логопедических занятиях, в свободной деятельности детей и индивидуальной работе.

Анализ проделанной работы показал, что оздоровительный эффект фитбола при оптимальной и систематической нагрузке укрепил мышечный корсет детей, что привело к исправлению и формированию правильной осанки, а использование упражнений на фитболах с элементами логоритмики – к развитию речи и обогащению словарного запаса. Применение фитбол-гимнастики стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд.

Как известно, игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника. Среди множества детских игр особое внимание отводится подвижным играм, которые разнообразны по своему содержанию и организации.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Использование фитболов (мячей) в этих играх придаёт играм более творческий характер, усиливает терапевтический эффект.

Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с соревновательным элементом, эстафеты, игры с различными предметами. Основная цель бессюжетных игр с фитболами – двигательная корректировка развития воспитанников. Перед педагогом ставится задача  научить воспитанников действовать в соответствии с инструкцией, что приучает детей ориентироваться в пространстве, развивает ловкость, находчивость, быстроту реакции. В ДОУ используются также игры-забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования. Эти задания используются на вечерах развлечений и спортивных праздниках. Педагогами ДОУ были разработаны сценарии праздников и развлечений с использованием фитболов. Регулярное их проведение помогает вырабатывать у детей потребность заниматься подвижными играми самостоятельно.

Игры с фитболами педагоги ДОУ используют и в режимных моментах (НОД, прогулка, самостоятельные игры детей, развлечения и в качестве индивидуальной работы). Множество таких игр направлены на коррекцию и развитие всех свойств внимания.

При помощи игр с применением фитбола решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные и коррекционные. В процессе игры педагоги ДОУ создают благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формируют нравственные качества, а также привычки и навыки жизни в коллективе.

В основе игр, проводимых с использованием фитболов, лежат все общеразвивающие упражнения, разученные ранее. Одни и те же упражнения быстро надоедают ребёнку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей упражнения были объединены литературной сказкой.

Для детей младшего дошкольного возраста педагог рассказывает сказку и сопровождает её выученными ранее знакомыми движениями. Для детей старшего дошкольного возраста фитбол-сказки используются в качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. В момент просыпания, педагог предлагает детям прослушать сказку с закрытыми глазами и запомнить её. Таким образом, сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении детей ряд ассоциаций и образов. В каждой сказке есть своеобразная мнемотаблица движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс. Можно рассказывать сказку с одновременным выполнением упражнений.

Сказки с применением фитболов имеют психокоррекционную направленность, подчёркивая значимость таких проявлений как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие.

В практике по двигательной сказкотерапии педагоги ДОУ используют сказки, написанные А.И. Константиновой и предложенные А.Г. Назаровой.

Опыт работы в различных возрастных группах показывает, что две оздоровительные технологии (фитбол-гимнастика и сказкотерапия) могут быть взаимодополняемы.

В современном мире дети уже дошкольного возраста порой загружены не меньше взрослых. Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому в работе с дошкольниками педагоги нашего учреждения используют упражнения на релаксацию, т.к. основная цель упражнений на расслабление – способствовать максимальному отдыху детей в минимально короткий промежуток времени.

Вся релаксация для детей дошкольного возраста сводится к общему расслаблению и успокоению.

Идеальнее всего для релаксационных упражнений подходят упражнения с применением мяча-фитбола. Покачивания на фитболе вперёд-назад, вправо-влево, «восьмёрочки», «пружинка» приводят к непроизвольному расслаблению. Мяч помогает успокоиться, расслабиться, снять тонус и напряжение. Расслабление сидя или лёжа в неподвижном состоянии проводится в основном с закрытыми глазами – это даёт ещё больший эффект, так как исключает воздействие зрительных раздражителей; включается приятная музыка: шум моря, леса, ветерка, пение птичек.

Педагогами ДОУ были составлены комплексы релаксаций с использованием фитболов, подобраны соответствующие движения и музыка.

Как было отмечено ранее, мячи (фитболы) могут быть не только разного диаметра,  но и разного цвета. Различные цвета по разному воздействуют на эмоциональное и физиологическое состояния человека. В нашем детском саду имеются фитболы разных размеров, в каждом размере есть мячи нескольких цветов. Педагоги не делают акцент на цвете мяча, а предлагают детям самостоятельно выбрать тот цвет, который им нравится.

Благодаря созданной в нашем детском саду комплексной системы оздоровления, важнейшая составляющая которой – физическое воспитание и использование в образовательном процессе оздоровительной технологии фитбол-гимнастики, за последние 3 года произошло заметное снижение заболеваемости и повышение индекса здоровья воспитанников. 

Полноценная предметно-развивающая среда, созданная в физкультурном зале и игровых группах, использование новейших педагогических технологий,  индивидуальный подход к каждому воспитаннику, использование оздоровительной технологии фитбол-гимнастики и активное сотрудничество с родителями – все это способствует улучшению качества дошкольного образования.

Передовой опыт работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 230» по использованию оздоровительной технологии фитбол-гимнастики, представленный 17 февраля 2012 на городском семинаре для инструкторов по физической культуре, получил высокую оценку специалистов и был рекомендован к внедрению в работу дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием оздоровительной технологии "Лечебный танец"

В конспекте использована уникальная методика, сочетающая в себе дозированные  силовые нагрузки и совершенствование ритмических способностей детей....

Перспективный план использования оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на 2012-2013 учебный год.

Использование оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми 3-4 лет с использованием оздоровительных технологий «На прогулку в зимний лес».

формировать представления о различных признаках и свойствах предметов (размере: длинный – короткий, высокий – низкий)...

«Использование оздоровительных технологий как условие сохранения и укрепления здоровья детей»

Введение Здоровье детей и его охрана волновали многих передовых людей. Русские профессора С.Г. Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик, А.П. Протасов занимались проблемой физического воспитания и закаливания...