программа город мой
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ловчикова Татьяна Ивановна

программа по нравственно-патриотическому воспитанию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_patriotich.doc587.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы  по нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников  «ГОРОД МОЙ» муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 37

 2

Пояснительная записка к  Программе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  «ГОРОД МОЙ»     муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 37 на   2012 – 2014 годы

5

I.

Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

7

1.1.

Актуальность проблемы

7

1.2.

Оценка работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей

10

1.3.

Оценка работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

12

1.4.

  Система программных мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

15

II.

Цели и задачи Программы   по нравственно- патриотическому воспитанию  дошкольников

 «ГОРОД МОЙ»

17

2.1.

Тематическое планирование работы  по нравственно-патриотическому воспитанию  детей в соответствии с ФГТ  

18

2.2.

  Мониторинг реализации  Программы   по нравственно- патриотическому воспитанию  дошкольников  «ГОРОД МОЙ»

        

29

III.

Механизм реализации Программы

33

IV.

Организация контроля  за реализацией Программы

34

Паспорт Программы  по нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников  «ГОРОД МОЙ» муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 37 на 2012 – 2014 годы

Наименование программы

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников  «ГОРОД МОЙ»  муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада  комбинированного вида № 37 на 2012 – 2014 годы

Основание

для разработки

Программы

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1

"Об образовании" (с изменениями);

- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утверждена  Президентом  Российской Федерации 04.02.2010 №Пр-271;

- Федеральная целевая программа развития образования на

2011-2015 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №61;

- Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010 №91-рп "О стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года";

- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.07.2010 №160-п                "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа Югры  "Новая школа Югры на 2010-2013 годы" (с изменениями);

- Стратегия социально-экономического развития города Нижне вартовска до 2020 года, принята  решением Думы города от  24.12.2008 №518,  

- Типовое положение о дошкольном ОУ;

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

- Долгосрочная целевая программа «Развитие образования

 города Нижневартовска на 2012-2014 годы»

- Приказ №139/1 по МБДОУ ДСКВ № 37 «О разработке Программы по патриотическому воспитанию дошкольников »  от 09.09.2011г.                                                                                                                            

Заказчик

Программы

Педагогический коллектив МБДОУ, родители воспитанников МБДОУ

Основные

разработчики

Программы

 Проскурнина Н.М. – заведующий МБДОУ ДСКВ №37

Адмаева С.В. – зам.зав. по ВМР

Прутских Т.И. – воспитатель

Цель Программы

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурными традициями родного города; раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала дошкольников; развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; расширение  и углубление знаний об отечественной культуре как основе формирования культуры личности.

Задачи

Программы

  1.        
  1. Дать детям представление об истории возникновения и развития города Нижневартовска; его значимости как центра нефтяной и газовой промышленности; о природных богатствах края.
  2. Познакомить с памятными местами и достопримечательностями города, архитектурными строениями.
  3.  Вызвать интерес к труду, трудовым профессиям взрослых; воспитывать уважение к людям труда, к первооткрывателям самотлорской нефти и чувство гордости за своих земляков.
  4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

5. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

   6.   Сформировать комплекс нормативно- правового и

организационно- методического обеспечения системы   нравственно- патриотического воспитания.

   7. Ориентировать  родителей на нравственно- патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.  

Сроки и этапы

 реализации

Программы

2012-2014 годы:

I этап - 2012 год;

II этап - 2013 год;

III этап - 2014 год

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

Программы и

показатели

эффективности

- будет обеспечена положительная динамика  качественных

 показателей МБДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

- дошкольники будут иметь представление о своем городе и других городах края, где живут люди различных национальностей, знать символику Югры и города Нижневартовска.

- будет разработана система мер по обеспечению психологического и педагогического сопровождения образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны, толерантного отношения к другим народам.

- будет обеспечено повышение качества организации работы МБДОУ с семьями воспитанников на 5 %;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в системе мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Система

организации

контроля за

исполнением

Программы

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида  № 37  1 раз в календарный год информируют участников образовательного процесса и широкую общественность о качестве работы по  нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников в МБДОУ.

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ ДСКВ №37 один раз в календарный год информирует участников образовательного процесса о результатах реализации Программы                    

МБДОУ ДСКВ  №37 один раз в квартал информирует

 Департамент образования администрации города Нижневартовска о результатах мониторинга  по нравственно-патриотическому воспитанию  в МБДОУ.

Пояснительная записка к  Программе по нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников  «ГОРОД МОЙ»   муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 37 на 2012 – 2014 годы

 Программа по нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников  «ГОРОД МОЙ» муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 37  на 2012 -2014 годы (далее Программа)  разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, определяющих приоритетные направления развития российской образовательной системы, образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры, системы образования города Нижневартовска. Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам  мероприятий, обеспечивающих позитивные изменения  в организационно-правовой форме, структуре, содержании, технологиях, системе управления программы.

Программа определяет стратегию повышения уровня воспитательной   работы  по вопросам   привития патриотизма и толерантного отношения к окружающим,   а программно - целевой подход обеспечит развитие работы МБДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей, повышение качества формирования у детей чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Программа отвечает современным задачам образования, в частности – усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры города Нижневартовска и исторической преемственности поколений.

Программа «ГОРОД МОЙ» построена с учетом нормативно – правовых требований российского законодательства и Декларации прав ребенка, утвержденной ЮНЕСКО.  

Программа, как организационно - управленческий документ, разработана в соответствии с принципами партнерства, целостности, саморазвития, сохранения социокультурных ценностей, отражает специфические условия и предполагает движение от общей цели к формированию и реализации конкретного плана действий.

 2011 год является завершающим этапом реализации целевой Программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы», программы «Развития МБДОУ ДСКВ №37 на 2007-2011г.г.» и «Программы по патриотическому воспитанию дошкольников  на 2007-2011 год»  соответственно.  Разработка Программы «ГОРОД МОЙ» на 2012 – 2014 годы, обусловлена объективной потребностью в повышении уровня   воспитательной   работы  по вопросам   патриотизма и толерантного отношения дошкольников,  формировании у детей  чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, развитию чувства ответственности и гордости за достижения родной страны.

При разработке проекта Программы использован единый методологический подход к разработке долгосрочных целевых программ на муниципальном уровне, определённый Постановлением администрации города от 13.04.2009 №478 «О целевых программах города Нижневартовска».

Сроки реализации Программы 2012-2014 годы.

Этапы Программы:

  • базовый - 2012 год,
  • основной – 2013 год,
  • завершающий -  2014год.

Проект Программы был вынесен на обсуждение на совещаниях при заведующем МБДОУ, совете профсоюзной организаций МБДОУ, на педагогическом совете, на общем родительском собрании МБДОУ.

I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

1.1. Актуальность

 Почему возникла  необходимость в разработке программы?

  В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры и обычаи.  Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.

Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.

Особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.

В основу данной программы положены принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности
  • Сочетание научности и доступности исторического материала
  • Наглядность
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
  • Профессиональная компетентность педагога
  • Систематичность и последовательность.  
  • Принцип системно - организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов
  • Принцип учета региональных условий в пропаганде нравственно-патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.        

  Программа предусматривает распределение работы по нравственно-патриотическому воспитанию по трем блокам:

1 блок - «Моя семья»

2 блок - «Родной город»

3 блок - «Родная страна»

 Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

1 блок - «Моя семья»

Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра III своему сыну Николаю «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

- корни каждого - в истории и традициях семьи;

- семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи - счастье и благополучие народа.

2 блок -  «Родной город»

Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами ХМАО-Югры,  России.      Город – частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству

3 блок - «Родная страна»

Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.

Систему работы можно представить следующим образом:

семья→детский сад→родная улица→ родной город→родная страна

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д.С.Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».

Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:  «Семейный альбом»,  

«Родной город», «Древо моей семьи», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Жить - Родине служить», «Наши деды надевают ордена», «Сказки из бабушкиного сундука»,  «Кто на Оби живет», «С них берем пример (почетные люди города)».

1.2. Оценка работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей

В МБДОУ  проводятся мониторинговые исследования качества образования дошкольников. С целью отслеживания результативности программы и выявления уровня сформированности чувства гражданственности и патриотизма, знаний и представлений детей о Родине и родном городе (истории города, окружающей природы и природных ресурсах, труде взрослых, культурном наследии, коренном населении, традиций), нами разработан диагностический инструментарий, состоящий из ряда вопросов для беседы с детьми по всем разделам данной Программы и оценочных критериев.  

Высокий  уровень -  Ответы детей самостоятельные, эмоционально окрашены.  Дети пытаются объяснить, почему они любят свою семью, свой город. Самостоятельно и осознанно применяют полученные знания в различных видах деятельности. – 3 балла

Средний  уровень -  Ответы детей эмоционально окрашенные, но знания о семье, городе, стране (в соответствии с возрастными особенностями) не полные. Дети испытывают затруднения при объяснении  чувств и представлений о семье, городе, стране. Не проявляют инициативы в организации своей деятельности патриотического содержания. – 2 балла

 Низкий уровень  - У детей отсутствуют знания  о семье, городе, стране (в соответствии с возрастными особенностями), не умение детей ни словесно, ни эмоционально выразить свое отношение к семье, городу, стране. Не принимают участие в деятельности патриотического содержания. – 1 балл

     

 Общие результаты сформированности чувства гражданственности и патриотизма у воспитанников  в 2011-2012 учебном  году

В обследовании приняли участие дети от 4 до 7 лет, всего 134 воспитанника. Дети показали следующие результаты:

Средний возраст

(41 ребенок)

Старший  возраст

(37 детей)

Подготовит. к школе

возраст (56 детей)

Высокий  уровень

16  детей – 39 %

 18 детей -  49%

21 ребенок  – 37 %

Средний уровень

25 детей – 61 %

19 детей  – 51%

35  детей –63  %

Низкий  уровень

---

---

---

        Сравнительные результаты  сформированности чувства гражданственности и

патриотизма у воспитанников

Уровни

2009-2010 учебный год (%)

2010-2011 учебный год (%)

2011-2012 учебный год (%)

срд

стар.

подг

срд

стар.

подг

срд

стар.

подг

%

%

%

%

%

%

%

%

%

Высокий

36

40

25

32

48

29

39

49

37

Средний

64

60

75

68

52

71

61

51

63

Низкий

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Вывод: Количественные результаты стартового и итогового контроля свидетельствуют о положительной динамике. Так  в средних группах  высокий уровень повысился на 7%, а в старших и подготовительных – на 1% и 8% соответственно. Детей с низким уровнем знаний нет. 

Полученные результаты предполагают решение следующих задач:

- необходимо найти эффективные методы и приемы  в работе с детьми, так как наблюдения показывают, что часть детей  испытывают затруднения при выражении своих чувств, эмоций при восприятии информации о родном городе;

  -  вести планомерную работу по воспитанию  толерантности и уважения по отношению к представителям других национальностей;

-  учить детей осознавать связь между результатами труда своих земляков и развитием культуры, техники в России;

- дать детям  достаточные знания об исторических памятниках и достопримечательностях   города, страны.

Необходимо:

разработать механизм реализации системного подхода к  организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

 

1.3. Система программных мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Воспитание патриотических чувств - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку  разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

 

Одним из важнейших условий формирования представлений о Родине, крае, городе, воспитания патриотизма является создание развивающей среды в группе, построенной  на принципах личностно – ориентированного подхода.  

Такая развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей создается педагогами совместно с родителями воспитанников.

Мини–музей, где находятся фотографии, открытки, альбомы, книги, хантыйские орнаменты. Представлены куклы  в народных костюмах, гербы и флаги городов;  изделия из бисера, ткани и дерева; амулеты – обереги.  

Уголок природы, где созданы условия для каждодневного ухода за живыми объектами и общения сними.  

Библиотечка–уголок, в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Размещены и куклы, которые используются во время беседы.

Мастерская, где подготовлены планы, изображающие отдельные основные помещения  и  общие поэтажные планы детского сада; компас и глобус; разномасштабные карты и схемы родного города; серии открыток с изображениями достопримечательностей города.  

Уголок изобразительной деятельности, где размещены и  настоящие картины.   Русская матрешка, подносы с росписью, игрушки из дерева.

Уголок экспериментирования, где хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов: песочные часы,  лупы, термометры, трубочки, мерные стаканчики и ряд других предметов.  

В нравственно – патриотическом воспитании дошкольников необходимо учитывать следующее:

  • Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно

 « входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

  • Введение краеведческого материла в работу с детьми с учетом принципа
    постепенного перехода от более близкого ребенку,  личностно значимого,
    к менее близкому - культурно-историческим фактам.
  • Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни
    города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личности-значимости для них того, что происходит  вокруг
  • Развитие  музейной  педагогики, дающей возможность наладить диалог
    ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
  • Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города.
  • Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они
    имели возможность окунуться  в атмсферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха и др.).
  • Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.  

Исполнители обеспечивают реализацию программы по 3 блокам:

Информационно- аналитический блок Программы

Задачи: Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей.

Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами,  анкетирование педагогов  и родителей, анализ состояния воспитательно-образовательной работы, анализ уровня знаний дошкольников по данной теме.  

 Практический блок

 Задачи: Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, составление и обсуждение перспективного плана по патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.

Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий.

   Контрольно- оценочный блок

Задачи: анализ полученных результатов (мониторинг)

Анализ эффективности мероприятий ,контроль за проведением мероприятий, анализ полученных результатов и внесение коррективов в программу на основе полученных результатов.  Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.  

1.4. Взаимодействие ДОУ с родителями

      Формирование нравственно-патриотических чувств и гражданское становление дошкольника проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. В такой работе необходимо опираться на родителей, как на равноправных участников образовательного процесса, процесса становления личности ребенка, а не считать их лишь сторонними наблюдателями. Прежде чем начать знакомить дошкольников с историей и традиционной культурой родного города, необходимо провести опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал данный материал в дошкольном учреждении.

С целью выявления отношений к вопросу патриотического воспитания педагогами МБДОУ ДСКВ № 37 «Дружная семейка» проведено анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников, результаты которого показали следующее: 75% родителей считают, что детей нужно приобщать к социальной действительности, знакомить с историей города, его достопримечательностями; посещать музеи, выставки, театры, 61% родителей рассказывают детям о своей профессии, работе, а 39 % респондентов считают, что ещё рано знакомить детей, они ещё малы.

После анализа результатов опроса следует приступать к планированию совместной деятельности ДОУ и семьи по проблеме формирования нравственного здоровья дошкольников через патриотическое воспитание.    

Маленькому ребенку трудно представить устройство большого города и  историю его возникновения, поэтому работу следует начинать последовательно от более знакомого, т.е. семьи. Есть мнение, что ребенок любит свой дом и родителей независимо от того, плохие они или хорошие. Чувство защищенности, которое дарит дошкольнику родной дом, рождает в нем потребность иметь, как все: дом и родителей – надежду и опору, кормильцев и защитников. Поэтому очень важным моментом в работе является ознакомление детей с традициями своих семей. С этой целью включены следующие мероприятия:

- беседа с воспитанниками об их родителях, родственниках;

-совместное творчество детей и взрослых: рисование на темы  «Моя семья», «Дом моей бабушки», «Портрет мамы», «Безопасный дом» и т.д.;

 - изготовление подарков для родных и близких;

- составление групповых семейных альбомов;

- организация Музыкальной гостиной;

- организация интеллектуальной игры «Мой дом – моя крепость», где родители показывают домашние заготовки со своими детьми: рассказывают стихи собственного сочинения, придумывают рассказы, инсценируют сказку и т.п.;

- совместный праздник «Пальчики оближешь», где мамы и бабушки демонстрируют свои кулинарные способности;

- совместное составление герба своей семьи, родового (генеалогического) дерева, древа трудовых династий и календаря семейных дат;  

-День открытых дверей и День семьи.

 

                 II. Цели и задачи Программы «ГОРОД МОЙ»  

            Цель Программы 

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурными традициями родного города; раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала дошкольников; развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; расширение  и углубление знаний об отечественной культуре как основе формирования культуры личности.

Задачи Программы 

  1. Дать детям представление об истории возникновения и развития города Нижневартовска; его значимости как центра нефтяной и газовой промышленности; о природных богатствах края.
  2. Познакомить с памятными местами и достопримечательностями города, архитектурными строениями.
  3. Вызвать интерес к труду, трудовым профессиям взрослых; воспитывать уважение к людям труда, к первооткрывателям самотлорской нефти и чувство гордости за своих земляков.
  4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России
  5. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
  6. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения     системы   нравственно-патриотического воспитания.
  7. Ориентировать  родителей на нравственно-патриотическое воспитание  детей путем прикосновения к истории своей семьи.  

2.1. Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей  в соответствии с ФГТ

      Перспективные планы составлены с учетом  требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и интеграции в образовательные области: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

  1. «Художественное творчество» (изодеятельность) - сюжетное рисование по впечатлениям  проведенных занятий, бесед, экскурсий, закрепление пройденного материала.
  2. «Чтение художественной литературы» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок
  3. «Физическая культура» - использование подвижных игр, в том числе, подвижных игр коренных народов Севера,  физкультминуток, психорелаксаций.
  4. «Познание» (ознакомление с окружающим) - рассматривание  ситуаций в контексте различных природных проявлений.  Ориентировка на местности. История родного города.
  5. «Коммуникация» – обсуждение различных ситуаций, обогащение словаря.
  6. «Социализация» – встреча с интересными людьми, экскурсии, сюжетно-ролевые игры .
  7. «Здоровье», «Безопасность»  – знакомство со специальными знаками, оказание помощи
  8. «Музыка» - использование музыкального сопровождения, музыкальные развлечения по патриотическому воспитанию
  9. «Труд» (конструирование)- создание макета микрорайона, детского сада и пр.

 


I ЭТАП

Разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов «Семейный альбом», «Древо моей семьи», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Сказки из бабушкиного сундука»

Сентябрь                                                                                                                    тема: «СЕМЬЯ»

Задачи

НОД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

1.Закрепить знания у детей о   самих   себе,   как   члене семьи.

2.        Дать представления   о семье, как о ячейке общества.

3.        Формировать представления о связи истории семьи с историей родного города.

4.        Воспитывать   чуткое   и ласковое      отношение к самым     близким     людям, потребность   радовать   близких  людей добрыми делами.

1.        Беседа «У нас дружная семья»

2.        Занятие «Я и моя семья»

3.        Развлечение     «Никого роднее мамы в целом мире нет»

1.Составление  мини-рассказов по    картинкам    из серии  «Моя  семья»,  «Праздник в семье».

2.        Чтение.  В. Сухомлинский

«У бабушки руки дрожат».

3. Создание альбома «Я и моя семья».

4.        Спортивное  развлечение
«Папа, мама и я – спортивная семья»

5.Чтение Л.Толстой «Старый дед и внучек».

1.Рисование «Мы с семьей в отпуске».

2.Лепка «Дружная семья».

3.Рассматривание семейных
фотоальбомов.

4.        Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «День рождения», «Семья на даче».

5.Конструирование   «Моя комната»,          изготовление
сувениров    к   празд- никам: «День   защитников   Отечества», «8 марта»

6.        Развивающие игры: «Кем быть?», «Кто где работает?», «Кому     что    нужно     для работы?»

Октябрь                                        тема: «ДОМ»

1. Дать представления   о городе и селе, особенностях образа жизни,  архитектуры города и села.

2.        Дать представления   о русской    избе    (внутреннее  убранство, утварь).

3.        Закреплять      понятие «квартира», учить составлять   план-схему своей квартиры.

4.        Дать представление    о зданиях,         разных         по назначению (жилые   дома, общественные здания, социально-бытовые,    и    культурные объекты).

1.        Занятие   «Город.   Село» (чем    они    схожи    и    чем отличаются).

2.        Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

3.Составление     описательного    рассказа   «Дом,    в котором я живу».

4. Чтение «Три поросенка»,
беседа     по     прочитанной
сказке.

1. Экскурсия    по   близлежащим  улицам микр-на.

на.

2.Рассматривание, наблюдение за домами.

3.Составление   с   детьми плана              схемы 13 микрорайона.

4.Составление    плана    - схемы      своей      квартиры (совместно с родителями).

5. Д/и «У кого какой дом?», «Где чей дом?», «Обставим
квартиру».

6. Инсценировка «Теремок»

1.Коллективное      панно «Наш город» (аппликация).

2.        Рисование     «Дом,     в котором ты хотел бы жить».

3.        Конструирование объемное «Строим дом будущего» (совместно с родителями).

4.        Конструирование из ЛЕГО «Дома на нашей улице».

5.Драматизация «Заюшкина избушка»

6.Сюжетно -  ролевые   игры   (по выбору детей).

Ноябрь                                         тема:  «НАШ ДЕТСКИЙ САД»

1.        Рассказать о      д/с, объяснить,   для   чего   дети приходят в д/с.

2.        Формировать   бережное отношение   ко   всему,   что есть   в   д/с,   т.к.   это   все
сделано руками человека.

3.        Познакомить   с   кабинетами д/с.

4.        Расширить знания о труде сотрудников  д/с,  закрепить знания об именах сотрудников, о том, в чем заключается   их   работа,   отметить важность их труда.

5.        Воспитывать   уважение, желание        им помочь,
доставить радость.

1. Занятия   «Наш   детский сад», «Кто работает в д/с?»

2. Беседа «Кто заботится о нас?».

3.Составление описательного   рассказа   «Какая   наша группа?».

4.Развлечения в бассейне.

5.Спортивный досуг «Сильные, смелые, ловкие».

6.«Концерт для друзей»

1.        Экскурсия по территории д/с; по кабинетам д/с.

2. Целевая    прогулка    (к соседнему       д/с).       Цель: совместные игры детей.

3. Развивающие игры с план - схемой 13-го микрорайона
«Мы  идем  в  д/с»,     «Кто быстрей дойдет до д/с» и др.

4.        Беседа     «Что     делает помощник воспитателя?».

5.        Экскурсия   в   «живой» уголок.

6.        Викторина «Знаешь ли ты свой д/с?».

7.        Инсценировка для малышей. Л.Воронкова «Маша - растеряша».

8.        Рассматривание    иллюстраций, фотографий.

1.        Лепка «Животные нашего уголка природы».

2.        Аппликация коллективная «Наш д/с».

3.        Рисование «Мои друзья в д/с».

4.        Развивающие игры «Что сначала, что потом?» и «Все работы  хороши»,   «Угадай, что изменилось?».

5.        Сюжетно - ролевые игры «День
рождения  д/с», «На  музыкальном  занятии» и др.

6.        Творческая игра «Детский сад на другой планете».

II  ЭТАП

Разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов «Родной город»,

«С них берем пример (почетные люди города)», «Кто на Оби живет»

Декабрь                                        тема «В КРАЮ КЕДРОВЫХ ЛЕСОВ»                  

1.Дать представления детям о      богатстве      Югорской земли,     ее     животного     и
растительного мира.

2.Познакомить     дошкольников  с Красной  книгой Югры.

3.Дать детям понятие о том, что  природные    богатства дают человеку возможность жить,    а человек может землю украсить,   может   и погубить.

4.Воспитывать     чувство

ответственности за природу родного       края, вызвать желание       общаться с природой,    оказывать посильную   помощь в его охране,               воспитывать экологическую культуру.

1.Занятия: «Тайны земли Сибирской»; «Путешествие на великой сибирской реке»; «Перелетные птицы нашего края».

2.        Беседы: «О реке Обь»; «Путешествие  в  Красную книгу»; «Природный календарь нашего края»; «Живем мы в северном краю, и знать его должны»

1. Экскурсия на реку Обь.

2.Экскурсия в осенний парк (с родителями).

3.Лыжный поход в лес.

4.Чтение: А.Тарханов
«Тайга»
> хантыйская сказка, «Почему    бурундук полосатый?», «Отчего  дом свалился»,  Г.Снегирев «Голубая тайга» и другие.

5.Рассматривание         иллюстрированных         альбомов «Земля   Югорская», «Природа нашего края», «Рыбный промысел    нашего    края», «Тайга - богатство нашего края».

6.Оформление гербария.

7. Слушание П.Чайковский
«Времена года».

1.Д/игры: «С какой   ветки детки»; «Кто где живет»; «Какая   птица   прилетит   к кормушке» и другие.

2.Рисование, аппликация по темам природы.

3.Ручной труд «дары леса».

4.Сюжетно-ролевые   игры, режиссерские и творческие игры.

5.Рисование экологических знаков (придуманных самими).

Январь                     тема: «ХАНЫ И МАНСИ- КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ЮГРЫ»

1.Дать детям представление о коренном населении нашего края.

2.Познакомить с жизнью, укладом,      промыслом обрядовыми

праздниками.

3.Воспитывать  доброжелательное     отношение к коренному населению, уважение  к  людям  других национальностей,   вызвать интерес к их культуре и традициям.

4.Обогащать    и    активизировать лексику детей.

1.Занятия:

«Знакомство с жизнью и бытом хантов»; «Терпение  и труд - все перетрут»; «Хантыйский

фольклор».

2.Беседы:

«Как изготовляют берестяную посуду»;

«Транспортное средство хантов»;

«Священные животные хантов»;

«Как ханты готовятся к зиме»; «Обрядовые праздники хантов».

1.Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Путешествие в древнюю Югру».

2.Рассматривание с детьми альбомов: «Хантыйские
орнаменты», «Одежда и обувь хантов».

3.Чтение. Хантыйские
сказки: «Налим и карась», «Новый человек», «Золотой город», М.Анисимкова «Оленья шкура», Р.Ручин «Праздник оленеводов».

4.Разучивание хантыйских
народных игр: «Охотник и
куропатки», «Совушка», «Невод», «Рыбаки и рыбки».

5.Спортивный досуг: «Каюр и собойи», «Нарты - сани».

1. Рисование  «Путешествие  в тайгу»,    рисование   хантыйских узоров.

2.Лепка «Олень».

3.Аппликация    «Чум    -жилище   хантов»,   «Хантыйская девочка».

4.Ручной   труд   -   изготовление хантыйских кукол - акань.

5.Сюжетно  -  ролевые  игры   «В
семье хантов», «Оленеводы на      стойбище»,      «Ловля рыбы» и другие, по замыслу  детей.

6.Подвижные игры хантов.

7.Театрализованная  деятельность детей.

8.Игры - драматизации по
хантыйским    сказам,
инсценировка.

Февраль                                           тема: «НАШЕ НАСЛЕДИЕ»

1.Дать представление о выдающихся людях нашего города  (нефтяники-первопроходцы, поэты, писатели, художники,

почетные горожане).

2.Познакомить     с     культурным
наследием иобычаями    народов,
проживающих в городе.

3.Познакомить с историческими и
памятными местами города.

4.Обобщить и   систематизировать
представления  о городских

праздниках, развитии       спорта       в г.Нижневартовске.

5. Уточнить        и        обобщить
представление детей о защитниках
Отечества.

6.Воспитывать гражданственность и патриотизм,  уважительное   отношение к другим народностям,

формировать чувство гордости и уважения к   памяти   людей, построивших   и прославивших наш город.

5. Уточнить        и        обобщить представления  детей  о защитниках Отечества.

1.   Занятия:     «Нижневартовск - город - новодел»,
«Гордись,    мой  город!», «Путешествие по городу»,
«Твои защитники».

2.Беседы:

«Солдат-учитель -   краевед»,  

 «О М.К. Анисимковой»,

«Лирика северного края».

3.Составление   описательных     рассказов  

«Две жизни, две биографии» (о
памятнике «Покорителям
Самотлора»).

4.Рассказ     воспитателя
«Звездопад    в    Самотлорские ночи».

1.Экскурсия     к     Храму Рождества Христова, беседа.

2.Рассматривание иллюстраций о памятных и исторических      местах     Нижневартовска.

3.Чтение «Хантыйские сказы»          М.Анисимковой, «Чудо   природы»   Л.Кошиль, стихов  Смирнова.

4   Экскурсия     в     детскую библиотеку      на  выставку картин художника Веденеева

5.Составление   рассказа   о
Самотлорских    ночах (дети совместно с родителями).

6.Рассматривание     иллюстрированных          альбомов «Спортивные       достижения»,
«Нижневартовск» и др.

7. Экскурсия к вечному огню 9 мая.

1.. Рисование «Мой золотой шар» (о памятнике нижневартовским спортсменам),

«Мой город родной»,
«Город в разные   времена года».

2.Лепка «Алеша».

3.Аппликация «Звездопад в
Самотлорские  ночи»,   «Мы помним ваши имена».

4.Объемное моделирование.

5.Сюжетно-ролевые игры,  д/игры, развивающие.

Март                                             тема:   «НАШ ГОРОД»

1.Познакомить     детей с историей            возникновения города.

2.Дать представления о большой нефти Самотлора, о нефтяниках

     -  первопроходцах,  их роли  в  развитии нефтяной  промышленности  в нашем городе.

3.Уточнить  знания  детей  о символике     нашего     города
(рассказать о гербе, флаге города, объяснить символику).

4.Подвести детей к пониманию             значимости нашего города    как    центра нефтяной          и  газовой
промышленности.

5.Воспитывать уважительное
отношение к   людям   труда,
стремление   беречь   богатства нашего города и края.

6.Формировать чувство гордости   за свой нефтяной край, город.

1.Занятие «История возникновения
нашего города».

2.Беседа   «Их собрал Самотлор».

3.Беседа «Что означают наши
символы?».

4.Занятие «Город вечной молодости».

5.Беседа «Самотлор. Легенды    и быль».

6. Беседа «День рождения     моего
города».

1.Целевая прогулка по микр-ну.

3. Рассматривание        иллюстр.
альбомов: «Трудовые будни

Нижневартовска»
«Черное   золото   Самотлора»,   «Родные лица земляков».      

Книги о Нижневартовске:

«Золото Самотлора»,

«Город вечной   молодости»,   «Наш   Нижневартовск».
Наборов открыток и фотографий.

4.        Беседа по ним.

5.Развивающие    и   д/игры: «4-ый   лишний», «Собери картину»,  «Разрезные картинки».

6.Выставка рисунков «Мы живем на Югорской Земле»

7.Заучивание стихов о городе.

8.Составление рассказов о   своем   городе (совместно с родителями).

9.Игра  -  викторина   «Знаешь  ли  ты   свой город?».

10 Игры - драматизации «В какой театр нужно купить билет?».

11.Словесные игры.

12.Чтение. Ю.Шесталов «Мой город», «Как искали Тюменскую нефть?»

13. Экскурсия   к   памятнику   «Покорителям  Самотлора».

1.Аппликация    «Наш город»      (коллективная работа).

2.Рисование «Я - Нижневартовец»

3.Конструирование (оригами)     «Кедры     и сосны».

4.Конструирование   из строительного материала «Город
будущего».

5. Объемное конструирование «Дома бывают разные»

6.Сюжетно -  ролевые   игры «Путешествие             по городу», «Шоферы», «День на буровой» и др.

7. Лото «Нижневартовск».

8.Д/и    «Какие   люди живут в твоем городе», «Кто    больше    назовет действий»,      «Назови
профессию» и др.

Апрель                                         тема: «УЛИЦЫ РОДНОГО ГОРОДА»

1.Дать детям представления об   истории возникновения улиц, их названий.

2.Обобщить  и  систематизировать знания о микрорайонах, о 13-ом микрорайоне, об улицах микр-на.

3.Уточнить и   расширить знания о транспорте.

4.Систематизировать представления    о    способах    и

особенностях передвижения
человека.

5.Уточнить   и   обогатить
представления   о   правилах поведения в транспорте.

6.Выявить уровень знания о ПДД, закрепить и обобщить их.

7.Воспитывать     чувство привязанности к своему городу,   8. Воспитать дошкольника -                 гражданина  Нижневартовска.

1.Занятие    «Листая страницы улиц».

2.Беседа «А ты мне, улица    родная,    и    в непогоду дорога».

3.Беседа о центральных    улицах
города.

4.Занятие – экскурсия «На     автомобильной выставке».

5.Беседа «Красный, желтый, зеленый».

6.Занятие «Знакомство  с        классификацией транспорта».

1.Экскурсия на улице Дружбы Народов.

2.Экскурсия по близлежащим улицам микрорайона.

3.Составление рассказов об улице, на которой   живут   дети (совместно   с родителями).

4.Творческое    рассказывание    из
личного опыта «За что я люблю свою улицу».

5.Чтение стихов об улицах.

6. Целевая прогулка на улицу Ханты-Мансийскую (наблюдение  за транспортом).

7.Наблюдение   за   светофором   на перекрестке.

8.Чтение Г.Георгиев «Светофор», К.Баскемс «Пожарные»,      А.Бесмек «Корабли выходят в море», Е.Турган «Мамины                        помощники»,
Л.Новогрудский  «Движется - не
движется»,   Б.Зубков   «Из   чего   все малыши сделаны?», «Едем, плаваем, летаем», В.Суслов «Колеса».

9.Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»

10. Развлечение  «Мы   едем, едем,  едем...»

1.Конструирование из лего, строительного материала.

2.Рисование (коллективное
панно) «Машины на улице»

3.Игры с картой-схемой «Какой        транспорт        я выбираю».

4.Развивающие игры «Спешим в школу», «Назови вид транспорта» и др.

5.Д/игры, пазлы.

6.Лепка «Грузовая машина».

7.Объемное  конструирование       «Машины      бывают разные, грузовые       и специальные».

8..Изготовление     макетов домов из коробок (совместно с родителями).

9. Аппликация «Специальные машины».

10. Сюжетно-ролевые   игры:   «Пароход»,   «Мы   -   шоферы»,
«Пожарники»,     творческие,
режиссерские игры.

III   ЭТАП

Разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов

«Жить – Родине служить»

Май                                                                                          тема: « НАША РОДИНА – РОССИЯ»            

1.Познакомить   детей   с историей России, ее гербом и флагом;   вызвать интерес   к истории своей страны.

2.Дать представления    о Москве - столицы нашей Родины. Об  истории  создания Москвы.

3.Обобщить и систематизировать знания детей о городах   России,    о природных богатствах; о природе нашей Родины.

4.Дать представления о защитниках земли русской, о выдающихся полководцах, тех, кто защищал    землю русскую    и    прославил её навеки.

5.Уточнить представления
детей   об   устном   народном
творчестве.

6.Воспитывать любовь к своей   Родине, гордость и восхищение ею.

1. Занятия «Россия, Россия - края дорогие», «Наша родина Россия, наш язык русский»,«Цвета нашего флага», «Герб и гимн   России»,       «Наша добрая матрешка».

2.Беседа: «Защитники земли Русской», «Москва златоглавая»,   «Откуда   хлеб пришел»,   «Волга-матушка», «Путешествие      на      север России» и др.

3.Составление описательного    рассказа «Московский кремль».   Рассказ - сравнение «Волга и Обь».

4.Занятия   в   музее   кукол «Жизнь детей разных стран».

5.Составление  творческого
рассказа «О Российской армии».

1.        Экскурсия по Москве (по
иллюстрациям).

2.        Чтение Н.Виноградова «Моя страна  -     Россия»,
О.Князева «Как жили люди на        Руси», С.Баруздин «Страна, где   мы   живем»,
З.Коваленко «Путешествие в
историю России».

3.        Заучивание стихотворений
о Родине русских поэтов - Пушкина,  Лермонтова,
Некрасова, Тютчева, Фета, Блока,             М.Исаковского, Прокофьева,   А.Твардовского и других.

4.        Экскурсия в выставочный зал школы искусств.

5.Рассматривание     иллюстрированных         альбомов, открыток, фотографий.

6.        Экскурсия     в    детскую библиотеку на выставку книг
и беседу о Родине.

1. Рисование   «Мы - дети планеты     Земля», «Ракета летит к звездам».

2. Аппликация    «Стойбище оленеводов», «Наша армия родная».

3. Конструирование       из спичечных коробок «Наши
танки», из лего, строительного материала и др.

4.Оригами «Ракета», «Наши корабли».

5.Конкурс рисунков «Дорога к звездам».

6.Сюжетно  - ролевые игры: «Мы космонавты», «Воины-    защитники Родины»,

«Путешествие на Оби»,

«Рыболовы» и др.

Д/игры,   словесные,   творческие, режиссерские.

 2.2. Мониторинг реализации Программы  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 37

 на    2012 – 2014 годы

Задачи

 Программы

Показатели

Индикатор ожидаемого  результата

2012

2013

2014

 1.  Дать детям представление об истории возникновения и развития города Нижневартовска; его значимости как центра нефтяной и газовой промышленности; о природных богатствах края.

   

Повышение объема изучаемого

 программного материала  в

 формах проектной и

 исследовательской

деятельности  

Не менее 25 % объема изучаемого  

 материала  в

 формах проектной

и исследовательской

деятельности

Не  менее 30 % объема

 изучаемого  

 материала  в

 формах проектной

и исследовательской

 деятельности

 Не менее 35 % объема

 изучаемого  

 материала  в

 формах проектной

и исследовательской

деятельности

Увеличение  качественных показателей   по патриотическому воспитанию дошкольников  

3 %

 

4 %

 

5 %

 

2. Познакомить с памятными местами и достопримечатель-ностями города, архитектурными строениями.

Внедрение в образовательный

процесс современных  технологий

Использование в работе  по патриотическому воспитанию  видеоэкскурсий по памятным местам города.

Внедрение технологии «Видеофильмы для дошкольников как средство воспитания гражданско-патриотических чувств"

Использование в системе ИКТ. 

3. Вызвать интерес к труду, трудовым профессиям взрослых; воспитывать уважение к людям труда, к первооткрывателям самотлорской нефти и чувство гордости за своих земляков.

Наличие банка новых форм и

методов организации

образовательного процесса

 по патриотическому воспитанию дошкольников.

Обобщение результатов

 реализации

 программы,  банка

 новых форм и методов

 деятельности

 воспитателей.

 Обобщение результатов

 реализации

 программы,  банка

 новых форм и методов

 деятельности

 воспитателей.

Обобщение результатов

 реализации

 программы,  банка

 новых форм и методов

 деятельности

 воспитателей.

4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России

Организация работы с детьми по нравственно-

 патриотическому воспитанию детей

Проведение

мероприятий: выставок,

 праздников, экскурсий,

 тематических занятий,

 конкурсов

 Проведение

мероприятий: выставок,

 праздников, экскурсий,

 тематических занятий,

 конкурсов

 .Проведение

мероприятий: выставок,

 праздников, экскурсий,

 тематических занятий,

 конкурсов

5. Повысить педагогическую компетентность педагогов по

организации работы

 по патриотическому

 воспитанию

Участие воспитанников в городских мероприятиях, смотрах-конкурсах.

3%

3%

3%

Доля педагогических  работников, прошедших курсы повышения квалификации по

 нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

3%

3%

3%

Создание условий для участия

 педагогов МБДОУ в городских,  региональных  конкурсах по нравственно-

 патриотическому воспитанию детей

3%

3%

3%

Повышение квалификации

педагогов МБДОУ через ГМО,

ГМЦ, семинаров,конференций

                  3%

                      3%

                      3%

   6.   Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения системы

патриотического воспитания

   

         

Программно-методическое

Сопровождение

образовательного

 процесса в МБДОУ по нравственно-

патриотическому воспитанию дошкольников.

Разработка

 методических пособий,

 рекомендаций,

 тематических планов

Разработка

  учебно-дидактических

пособий.

Обобщение результатов

 разработки

 методических пособий,

 рекомендаций,

тематических планов.

Мероприятия, направленные на модернизацию образовательного

 процесса в МБДОУ

Приобретение комплекта игрового оборудования,  

учебно-дидактического  оборудования

Обеспечение психологического и

педагогического сопровождения

 образовательного процесса по

патриотическому воспитанию детей, толерантного отношения к другим народам.

Пакет документов по психологическому и педагогическому сопровождению образовательного  процесса.

Методическое информационное

сопровождение педагогов МБДОУ

Создание банка данных об инновационной

 деятельности

педагогов города.

Издание «Педагогического

 листка» с обратной связью

Издание

«Педагогического

 листка» с обратной

 связью

Систематизация и обобщение опыта МБДОУ по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

 

Методические  рекомендации по созданию системы  работы  ДОУ

 по  нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

7. Ориентировать  родителей на патриотическое воспитание

детей путем прикосновения к истории своей семьи.  

 Формирование общественного мнения по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

 Создание странички в ежемесячной газете «Радуга»  «Нижневартовск – город мой».  Ежемесячный отчет о реализации Программы «ГОРОД МОЙ»

Развитие общественных форм

 управления  МБДОУ

Проведение ежегодно родительских собраний, конференций с целью ориентирования  родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.  

Информирование широкой

 общественности о работе МБДОУ

по нравственно-патриотическому воспитанию.

Представление материалов для сайта Департамента образования о работе по нравственно-патриотическому воспитанию.  Пополнение сайта ДОУ информацией о результатах реализации проектов нравственно-патриотической направленности.


III. Механизм реализации Программы

Координатором Программы является администрация МБДОУ.

Координатор:

  • разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы;
  • осуществляет отбор  исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по программным мероприятиям;
  • подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
  • осуществляет ежеквартальную отчетность о реализации Программы;
  • подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
  • разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;
  • несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.

Организационно-методическое сопровождение Программы осуществляет педагогический совет МБДОУ 

 Педагогический совет МБДОУ:

  • проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
  • организует оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям;
  • осуществляет финансовые расчеты по выполненным программным мероприятиям за  счет выделенных бюджетных средств и внебюджетных источников
  • подготавливает предложения и участвует в уточнении целевых показателей реализации программных мероприятий;
  • подготавливает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.
  • несут ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
  • обеспечивает методическое, организационно-техническое сопровождение реализации Программы.

        Соисполнителями Программы являются сотрудники МБДОУ, родители воспитанников, управляющий.

Сотрудники МБДОУ, родители воспитанников:

  • участвуют в реализации мероприятий  Программы
  • подготавливают ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год.
  1. Организация контроля за реализацией  Программы

Реализация Программы «ГОРОД МОЙ» предполагает решение поставленных перед ДОУ задач по патриотическому воспитанию дошкольников на 2012-2014 гг. и годовых задач на  2012 -2013 учебный год.

 Контроль за реализацией программы – это вид управленческой деятельности, основное назначение которого обеспечить обратную связь между системой управления ДОУ и процессами как объектом управления развитием.

Контроль за реализацией программы предполагает:

  • определение контрольных объектов;
  • выбор оценочных показателей;
  • получение информации, проведение  анализа полученных результов, выявление отклонений; поиск путей устранения имеющихся рассогласований;

Цели контроля:

  1. Выявление эффективности процесса реализации программы;
  2. Вскрытие проблем характеризующих проведение корректирующих воздействий,

     направленных на приведение промежуточных результатов реализации программ

     в соответствие с намеченными целями.

Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты работы МБДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников:

- формирование компетентной личности с активной жизненной позицией, способствующей развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны, толерантного отношения к другим народам, профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией необходимого уровня;

- содействие развитию образовательной работы МБДОУ по повышению уровня агитационной, пропагандистской, воспитательной   работы  по вопросам   патриотического воспитания.

При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:

  • на уровне МБДОУ:
  • модернизация   образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников за счет внедрения современных педагогических технологий;
  •  рост внебюджетных источников финансирования МБДОУ;
  •  укрепление связей и расширение сотрудничества   с культурно образовательными учреждениями социума.

на уровне субъектов  образовательного процесса:

  • получение воспитанниками   качественно новых знаний и представлений о родном городе, о людях, проживающих в нем;
  • успешная социализация воспитанников;
  • расширение возможностей профессиональной самореализации педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников;
  • повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания у детей чувства толерантности, гражданственности и патриотизма.

Информационно- методическое обеспечение

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом.  
  2. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и  социальной действительностью. Старшая группа..
  3. Буре Р. С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности
  4. Воспитание нравственных чувств у дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой  
  5. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы».  
  6. Гончарова Е. В. Экология для малышей. Региональная программа экологического воспитания дошкольников.  
  7. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей  старшей (подготовительной к школе) группы ДОУ.  
  8. Гармаев А. Этапы нравственного воспитания ребенка.  
  9. Жуковская Р. И. и др. Родной край  
  10. Жариков А.Д. Растите детей патриотами
  11. Козлова С.А. Мой мир
  12. Козлова С.А. Воспитание патриотических чувств.  
  13. Кузина Т.О., Батурина И. Занимательная педагогика народов России.  
  14. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова.  
  15. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук.
  16. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие.
  17. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.  
  18. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова. –  
  19. Ривина Е. К. Государственная символика: Методическое пособие к иллюстративно - дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений.  
  20. Флоренская Т.А. Мир дома твоего.
  21. Фромм А. Азбука для родителей.  

        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: Реализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы "Город, в котором я живу"

Сообщение из опыта работыРеализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы"Город, в котором я живу"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4760197","attributes":{"al...

Работа с родителями в рамках программы «Город на ладошке»

Работа с родителями в рамках программы «Город на ладошке» по теме: «Я иду на стадион!»...

Презентация работы на тему:"Культурно – образовательная программа «Город на ладошке» - инновационная модель взаимодействия дошкольника с Городом".

Программа "Город на ладошке" (авторы Е.Н.Коробкова и Н.Г.Шейко) - первая культурно - образовательная программа для дошкольников., адресованная детям старшей и подготовительной к школе группам. "...

Презентация "Город спешащий" к программе "Город на ладошке" (региональный компонент)

Увлекательное путешествие в мир разнообразных часов Санкт-Петербурга, ознакомление с историей их создания, рассматривание их внешних отличительных особенностей и изучение их функций в доступной для до...

Презентация "Цветы украшают наш город" к программе "Город на ладошке" (региональный компонент)

В городе, где мало солнца, людям необходимо получать радость от общения с природой. В этом им помогут разнообразные цветы. Детям будет интересно узнать, как каменные, чугунные, глиняные цветы украшают...

Презентация "Город спешащий" к программе "Город на ладошке" (региональный компонент)

Увлекательное путешествие в мир разнообразных часов Санкт-Петербурга, ознакомление с историей их создания, рассматривание их внешних отличительных особенностей и изучение их функций в доступной для до...