«Воспитательная среда ДОУ и семьи в начальной социализации ребенка с нарушением зрения».
консультация на тему

Меньщикова Татьяна Николаевна

Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Наша роль заключается в том, чтобы помочь семье выбрать правильную позицию социума и исключить негативные факторы воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Старооскольского городского округа муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего

вида №32 «Дружные ребята».

Выступление на совете педагогов.

Тема: «Воспитательная среда ДОУ и семьи в начальной социализации ребенка с нарушением зрения».

Подготовил: Заведующий МБДОУ детского сада компенсирующего вида №32 «Дружные ребята», Меньщикова Т.Н.

                                                       г. Старый Оскол

2015 год.

Воспитательная среда ДОУ и семьи в начальной социализации ребенка с нарушением зрения.

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий..., он там свой:

Любим тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то. что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож...

И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.

(В, Берестов).

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания.

Наша роль заключается в том, чтобы помочь семье выбрать правильную позицию социума и исключить негативные факторы воспитания.

Ни для кого не секрет, что сегодняшнее время - время стрессов, жесткой эмоциональной нагрузки. Из-за различных проблем: бытовых, семейных, финансовых и иных - люди стали агрессивны. Отрицательный заряд несут в себе пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы, герои которых учат детей жестокости, злу и насилию. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Ребенок - это не просто другой человек, это еще и совершенно особое существо, отличное от мировосприятия взрослого. Взросление ребенка, расширение его возможностей в познании мира сопровождается сегодня многими потерями, и прежде всего, утрачивается удивительное мироощущение доброты, искренности окружающих нас людей, целостности и стабильности бытия.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять своё Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.

Дети, посещающие нашу группу, имеют различные формы нарушения зрения (косоглазие, миопия, гиперметропия, астигматизм, ), это оказывает на развитии процесса зрительного восприятия и обуславливает трудности в формировании образов предметов, в выделении их деталей, а также в освоении действий с предметами и понимании их функционального назначения и это приводит к трудному социальному развитию.

Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

В нашей группе созданы прекрасные условия для решения всестороннего развития детей: эстетически со вкусом оформлена группа; у детей имеются все зоны деятельности: игровой, физкультурный, книжный, музыкальный, уголок природы, уголок отдыха.

Наличие в группе предметно-развивающей среды — одно из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми имеющими зрительные патологии. Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение — мощный фактор, обогащающий детское развитие. Требования к предметно-развивающей среде и социокультурному окружению ребенка вытекают из системного подхода к коррекционноразвивающему обучению и воспитанию детей и опираются на современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка.

Особенностью социального поведения дошкольника является соподчинение мотивов, что придает его поведению определенную направленность. Умение детей подчинять свои мотивы действиям формируются в присутствии взрослого путем показа, объяснений. Взрослый - эталон поведения для ребенка. Адекватное поведение в присутствии взрослого - первый этап морального развития. Знание норм и правил поведения свидетельствует об усвоении ребенком одной из сфер социальной действительности.

Итак, в ходе социального развития ребенок должен овладеть следующими социально значимыми умениями и навыками:

  •  здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании с ними;
  •  благодарить за услугу, подарок, угощение;
  •  адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;
  •  доброжелательно относиться к знакомым и незна4комым людям и адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
  •  может быть партнером в совместной игре и практической деятельности со сверстниками, обращаться к ним с соответствующими просьбами и предложениями;
  •  положительно реагировать на просьбу взрослого убратгъ игрушки, полить растения, накрыть на стол, протереть пыль.
  •  уважать т руд взрослых и его результаты;
  •  уметь давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;
  •  замечать изменение в настроении близкого взрослого или. сверстника;
  •  начинать и поддерживать диалог со сверстниками и близкими взрослыми;
  •  владеть некоторыми приемами разрешения конфликтных ситуаций (пригласить взрослого, уступить сверстнику, промолчать в ответ на оскорбление)

Взаимодействия взрослых и детей строим с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям. Развитие культуры познания взрослых и детей, социальных эмоций и мотивов, самопознание, способов общения происходит путем подражания взрослому, путем следования его речевой инструкции. Так формируются навыки межличностного поведения.

Важную роль с детьми 3-4 лет играет знакомство с родственными отношениями.

На занятиях «Дружная семья», «Мои любимые бабушка и дедушка», мы рассматривали отношение родители - дети (мама, папа - сын, дочь), бабушки, дедушки - внук, внучка, брат сестра.

Родителям советовали рассмотреть семейные фотографии, побеседовать о том, что бабушка и дедушка - это родители мамы и папы, внимательно относиться к вопросам детей о родственных отношениях, объяснять, кто кому кем приходится, подчеркнуть заботу членов семьи друг о друге. Предложили всей семьей оформить на ребенка портфолио, которое на протяжении взросления ребенка будет пополнится новыми достижениями, его успехами в различных делах.

Постоянно в повседневной жизни и на занятиях обращаем внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости по отношению к родным и близким людям, особенно к маме. Обыгрывали ситуации: «Мама пришла с работы уставшая. Как ты будешь себя вести? Дети отвечали, что надо играть тихо, нельзя кричать, и тд.

Считаем ,что в группе необходимо иметь вещи сделанные руками родителей, бабушек и дедушек. Мама Артура Я - сшила комплект постельного белья для кукол, бабушка Артура Я - сшила нарядное платье кукле, отремонтировала коляску, дедушка Саши Б. - сделал кормушки, папа Артура Я - скворечник. Такие предметы - создают своего рода «эффект присутствия» близких ребенку людей, напоминают малышу родной дом наряду с этим они имеют воспитательное значение, приучают детей уважать труд своих родителей, гордятся тем, как много они умеют.

Знакомя детей с трудом работников дошкольного учреждения расширяем и обогащаем их представления о трудовых операциях, результатах труда , воспитываем уважение к людям знакомых профессий.

Так знакомя детей с трудом повара, была организована экскурсия на кухню. Дети получили полное представление о кухне, осмотрели большую плиту, основной кухонный инвентарь, познакомились с поваром и его помощниками. Дети с интересом наблюдали за действиями повара. Валентина Семеновна рассказала о том, какие полезные для детей блюда и из каких продуктов они готовят, чтобы все росли крепкими и здоровыми.

- Влад спросил: «Зачем в суп кладут морковку?».

- В моркови содержится самый главный витамин, который помогает вашим глазкам хорошо видеть.

Во время беседы в группе спрашивали у детей, а кто готовит еду дома?

Они отвечали - мама, уточняли значит повар дома - мама, а если готовит папа, значит повар папа.

Родителям советовали, не прогонять ребенка с кухни, а терпеливо рассказывать и показывать, что вы будите готовить и какие продукты вам понадобятся. Желательно, чтобы ребенок проявлял желание вам помочь, дайте ему посильную работу - принести лук, положить овощи на тарелочку и т.д.

Свои наблюдения дети отражали в играх «Сварим куклам суп», «Испечем для гостей вкусные пирожки».

Неоднократно на прогулке наблюдали за трудом шофера. Дети рассматривали машину которая привозит продукты в детский сад, знакомились с ее основными деталями беседуя с шофером. Узнали, что его труд очень ответственный, он должен хорошо знать правила дорожного движения, содержать машину в чистоте и ремонтировать, если она поломается. В тоже время проводили коррекционную работу, дети рассматривали машину вблизи и за пределами детского сада. Знакомя детей с проезжей частью дороги, предлагали им понаблюдать за проезжающим транспортом, тем самым развивая глазодвигательные функции

На прогулке играли в подвижные игры «Цветные автомобили», «Красный, желтый, зеленый».

Предупреждали родителей о том, что наши дети, имея зрительные диагнозы, очень плохо ориентируются в окружающем их пространстве, поэтому на улице, а особенно переходя проезжую часть дороги, неоднократно показывайте сигналы светофора и рассказывайте, как безопасно, правильно надо переходить дорогу, обязательно держите ребенка за руку.

Посещая медицинский кабинет в детском саду, дети слышали, как вежливо, доброжелательно разговаривала с ними Елена Петровна, знакомила с инструментами, их назначением. Мы объясняли детям, какие правила поведения надо соблюдать в поликлинике - не шуметь, громко не разговаривать, слушать родителей и врача и тд.

При посещении поликлиники, магазинов, родители обращали внимание детей на общение присутствующих между собой, закрепляли правила поведения в общественных местах.

Гуляя в праздничные дни по городу советовали родителям показать ребенку как можно больше красивых мест полюбоваться его красотой , его ухоженными улицами, цветниками. Побеседовать , кто заботится о том, чтобы наш город был красивым. Уточнить: все сделано руками людей и для людей, только тогда город будет красивым.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

Обнаружилась тесная связь между поведением детей и их умением выполнять работу (дежурство, хозяйственно-бытовой труд).

Если ребенок умеет договориться о предстоящей деятельности, рассказать взрослому о последовательности выполнения операций (дежурство: помыть руки, одеть фартук, поставить чашки, затем тарелки, потом ложки), осознает полезность труда, то и участие в нем будет устойчивым и длительным.

Особое внимание уделяется обучению детей с нарушением зрения действиям самообслуживания, формирование самостоятельности этих действий является составной частью трудового воспитания, так как оно обеспечивает им здоровое приспособление к окружающей жизни, а этот вид детского труда направлен в значительной степени на удовлетворение личных потребностей. Постоянная забота и потребность в чистоте тела, порядка в костюме, готовность и желание сделать для этого все необходимой, и сделать по внутреннему побуждению и необходимости соблюдать гигиенические требования. Это должно стать ежедневной нормой жизни и поведения детей с нарушением зрения. От того, как наложен быт детей, как все в нем приспособлено для развития самостоятельности и активности в процессе приучения его к самообслуживанию, зависит его морально-эстетическое состояние, имеющее жизненно-важное значение.

Мы большое внимание уделяем развитию игровой деятельности. Свой жизненный опыт, знания, умение общаться, вести себя в обществе дети получают через сюжетную игру. Для развития игровой деятельности необходимо расширять представления об окружающем мире , обогащать словарный запас. Последовательность проведение занятия обязательно должно быть связано с игрой «Оденем куклу на прогулку» дети знакомятся с цазванием одежды и обуви их назначением, учатся последовательно одевать-куклу. «Заварим куклам чай», «Готовим обед», закрепляем знания, полученные во время экскурсии на кухню, дети вспоминают название кухонной и'чайной посуды, учатся накрывать на стол, встречать гостей.        ,

В дальнейшем ребенок свободно выбирает сюжет и действует с предметами независимо от их конкретного назначения. Так актуализируются действия, имеющие социально значимый смысл.

В ходе игры «Семья», «Дочки - матери» усваиваются термины родства, формируются представления о составе семьи, взаимоотношениях и взаимопомощи в семье. Дети, копирую образец игрового поведения воспитателя, стараются в игре следовать идеальной модели семьи, все члены которой уважают друг друга, во всем стараются помочь, говорят между собой вежливо.

Создавая игровые ситуации и подбирая игровой материал постоянно учитываем индивидуальный зрительный режим, проводим коррекционную работу (мама просит свою дочку помочь ей перебрать фасоль и горох для супа; бабушке в подарок нанизать бусы; папе - отремонтировать верхйие ступеньки лестницы, повесить скворечник (режим вверх - вдаль) и тд.)

Беседуя с родителями о том, в какие игры играют дети дома, советуем какие игрушки лучше покупать, какие не стоит. Участие родителей в играх ребенка может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает. Как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится неинтересной. Подскажите ребенку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя. Играя с игрушкой проследите ролевое поведение ребенка, его отношение к игрушке. Вопросы наталкивают на продолжение игры или на новую игру: «Ты кормила своих детей? Они наверно есть хотят», ,»Как же Дружку обойтись без домика? Ему холодно и т.д. играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный. Доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.

К важным социальным навыкам, которыми овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятными.

Таким образом, социальная линия развития является важной составляющей жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в структуру которой органично вплетаются психологические новообразования возраста, определяющие, в свою очередь, готовность ребенка к включению в коллектив сверстников и качество созревающей личности в целом. Положительный опыт социализации детей сможем добиться лишь в тесном сотрудничестве детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если в семье растет ребенок с нарушением зрения

Особенности воспитания слабовидящих детей. Трудности социальной адаптации. Рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы, позволяющей ребенку адаптироваться в обществе....

Образовательная среда как средство развития компенсаторных способностей ребенка с нарушением зрения.

Статья содержит опыт работы по развитию компесаторных способностей у детей с нарушением зрения в дошкольном учреждении....

ЕСЛИ У ВАС В СЕМЬЕ РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Рекомендации и информация для родителей детей с ОВЗ...

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.

Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...

Помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями зрения

Содержание Введение………………………………………………………&helli...

Статья " Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения"

в статье рассматриваются основные задачи семьи на различных этапах развития и социализации ребенка с нарушением зрения, обозначаются родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения, оп...