Методическая разработка "Интегрированные занятия как приоритетная модель обучения дошкольников"
методическая разработка на тему

Интегрированное занятие является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._integrirovannye_zanyatiya_v_dou.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные занятия как приоритетная модель обучения дошкольников.

Интегрированное  обучение    является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностей и способностей.   Ещё в 70-е гг. встает вопрос об использовании интегрированного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий.

    Потребность в этом объясняется целым рядом причин:

- мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной общеобразовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разнообразные фрагменты;

- интегрированные занятия развивают потенциал самих  воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;

- форма проведения  интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;

- интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ);

- за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;

интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагогов.

Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции)

выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному  познавательному результату, как формирование целостной естественно - научной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа занятий.

Интегрированное занятие - это такое занятие, которое включает в себя приемы, направленные на раскрытие сути определенной темы, посредством приложения к ней нескольких видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.

 Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой - доступной детям этого возраста.

К задачам интегрированных занятий для дошкольников относят:

  • формирование целостного восприятия окружающего мира;
  • развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;
  • приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;
  • развитие творческих способностей.

                                  Структура интегрированного занятия:

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»)

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации ранее усвоенной.

Требования к структуре интегрированных занятий

  • Четкость, компетентность, сжатость учебного материала.
  • Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
  • Взаимообусловленность, взаимосвязанность материла   на занятии.
  • Систематичность и доступность изложения материла.
  • Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

 

Методы и приемы интегрированных занятий:

  • -Сравнительный анализ, сопоставление, поиск.
  • -Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
  • -Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих  силах.

         

Возможности интегрированного  занятия,  которые мне помогают в работе

  • Формирование в единстве знаний и умений;
  • Коммуникативные навыки;
  • Повышение интереса к учению;
  • Снятие напряженности, страха, неуверенности.

                                  Преимущество интегрированных занятий.

  • Такие занятия способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
  • углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;
  • основываются на нахождение новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;
  • эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Интегрированное построение занятий даёт  нашим детям возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия. На интегрированных занятиях  разные виды деятельности объединены в одно целое и дополняют друг друга. Такие занятия учат детей возможности рассмотреть одно явление с разных точек зрения.  Для решения одной, конкретной  задачи, дети  применяют знания из различных областей.  С помощью таких занятий у детей формируется способность к самостоятельным исследованиям. Занятия интегрированного характера вызывают детский интерес и способствуют снятию перенапряжения и усталости за счёт переключения внимания на разнообразные виды деятельности, направлены на изучение нового материала.

Работая  в данном направлении  можно сделать некоторые выводы:

1.Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

2.У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

4.Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

5.Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;

6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"

Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...

Методические рекомендации для воспитателей и родителей «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Что такое мнемотехника. Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков. Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка). Рисо...

Методическая разработка "Клуб юных пешеходов" по обучению дошкольников правилам дорожного движения и формированию у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения на улицах города.

В методической разработке "Клуб юных пешеходов" предложен материал по изучению с детьми старшего дошкольного возраста ПДД: беседы, сценарии мероприятий, дидактические и подвижные игры , худо...

Педагогическая технология " Квест игра" как инновационная модель обучения дошкольников.

Квест по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Осеннее путешествие»...

Методическая разработка по правилам дорожного движения "Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах"

В детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города. Важно не просто обучать детей навыкам безоп...

Методическая разработка "Шарокат как сенсомоторная модель обучения дошкольников"

Дидактические модели, способствуют формированию сенсорного восприятия малышей и позволяют разнообразить методические приемы и походы в работе с ними. Эстетические качества игрового материала, его прив...