«Воспитание культуры поведения посредством знакомства с этикетом»
методическая разработка по теме

Скочилова Наталья Тарасовна
Этикет- порядок поведения, в котором проявляются любовь и 
уважение к окружающим людям. Он был выработан обществом для успешного и приятного общения людей. Соблюдение этикета проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим. В общественных местах, на работе, в семье, в общении с друзьями, знакомыми или незнакомыми людьми, выполняя правила этикета, мы обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и личной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Воспитание

культуры поведения

посредством знакомства с этикетом»

старший воспитатель Скочилова Н. Т.

        

Тема: «Воспитание культуры поведения посредством знакомства с этикетом, правилами этикета»

С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека- источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

        Первые формы социального контакта- улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие и дифференциация межличностной коммуникации являются необходимым условием полноценной жизни человека. Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности).

        Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребенка и направлено образование, реализующее личностно-ориентированный подход.

        Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

        Руководить нравственным воспитанием, это значит создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце (В.А.Сухомлинский).

        Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями (Я.Корчак).

        Воспитывая ласкай, а не таскай (народная пословица).

        Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера (Смайдо).

        

Оформить памятки на каждого педагога.

Посеять в детских душах доброту, это значит:

  1. Ласково и только по имени называть детей.
  2. Учить с детьми стихи о доброте.
  3. Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.
  4. Не унижать ребенка.
  5. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
  6. Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
  7. Использовать пословицы о доброте.
  8. Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.
  9. Рассказывать родителям о добрых поступках детей.
  10. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
  11. Оказывать внимание заболевшим детям, привлекая к этому детей, посещать их.
  12. Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, расчищать участок, помогать одеваться и т.д.).
  13. Составлять с детьми сказки о доброте.
  14. Проводить экскурсии в лес.
  15. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела».

Как предотвратить, преодолеть озлобленность детей?

  1. Верить в человека, ибо воспитательное воздействие строится так: чем больше педагог критикует ребенка, говоря, что он превратился в отпетого типа, тем больше его привлекает к плохим компаниям.
  2. Не утверждать, не показывать на вид неполноценность, а опираться на то новое, положительное, что появилось в ребенке, так как дети имеют повышенную восприимчивость, веру в истинность.
  3. Найти сильные стороны у каждого ребенка.
  4. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей.
  5. Не выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
  6. Не читать длинных нотаций.
  7. Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало.

Этикет- порядок поведения, в котором проявляются любовь и

уважение к окружающим людям. Он был выработан обществом для успешного и приятного общения людей. Французское слово «этикет» появилось в России в XVIII в., когда началось формирование российского этикета. Он создавался в своеобразном сочетании русских традиций и обычаев с западноевропейскими правилами поведения. За двести с лишним лет этикет претерпел много изменений, но суть его осталась прежней- проявление уважения к людям.

        Соблюдение этикета проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим. В общественных местах, на работе, в семье, в общении с друзьями, знакомыми или незнакомыми людьми, выполняя правила этикета, мы обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и личной жизни.

  1. Темы распределены по группам:
  • Младшая группа- Речевой этикет;
  • Средняя группа- Столовый этикет;
  • Старшая группа- Гостевой и подарочный этикет;
  • Подготовительная группа- Этикет в общественных местах и этикет телефонного разговора.

По этим темам был собран теоретический и некоторый практический

материал, проведены открытые занятия для родителей, проводится анкетирование родителей всех групп, проведен опрос мнения детей средней и старшей группы психологом д/сада (анализ ответов детей).

  1. Этапы работы по теме:

I этап сбор теоретического материала;

I I этап сбор и систематизация практического материала для работы с детьми.

        Итог:  оформление творческой папки по теме, использование собранного материала для работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему:                                     ...

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»

Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...

НОД-старшая группа.Коллективный педагогический процесс.Мастер - класс.Знакомство с правилами этикета.Тема:"Играя учимся вести себя за столом"

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель:А теперь прошу внимания.К нам сегодня в детский садКто-то должен появиться,Гостю будет каждый рад!Звучит песня: « Маленькая страна» - влетает Карлсо...

Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...

НОД по этикету для детей подготовительной группы «Знакомство с хорошими манерами».

Образовательные задачи: - Продолжать формировать навыки использования в речи вежливых слов;-Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих;Корекционно-развивающие задачи:- Способствовать разви...

ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Перспективный план  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета....

Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников (2015 / 2016 учебный год)

В настоящее время роль этикета в обществе, как части поведенческой культуры, неизмерно возрастает, поскольку этикет создает условия благоприятные для делового и личностного общения людей. Поэтому важн...