Консультация для воспитателей «Перспективно-календарное планирование режимных моментов»
консультация на тему

Помощь воспитателям в организации работы в режимных моментах для решения задач образовательной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kon-iyaplanir._rezhim._moment.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольном образовании  происходят большие перемены.  В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГТ к структуре ООП и условиям ее реализации а сейчас рассматривается проект Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждены  новые СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях,  с 1 сентября 2013г. вступает в силу новый закон  «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В свете новых требований предъявляемых к дошкольного образованию наша задача – оптимизировать педагогический процесс.

Образовательный процесс в дошкольном  учреждении должен  идти  

непрерывно, в течение всего дня, а не только в периодах непосредственной

образовательной деятельности. Во всех режимных моментах (кроме  времени, отведенного на сон)  мы обязаны создавать условия  для решения задачи всех образовательных областей. Обеспечить последовательное  осуществление воспитательно-образовательной работы с указанием используемых средств, форм и методов   помогает  планирование.

Перспективное планирование – позволяет учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе,  единство работы воспитателей.

Перспективно-календарное планирование обеспечивает:

1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную, восприятие художественной литературы, и др).

2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.

3. Реализацию принципа интеграции.

Сегодня мы подробно рассмотрим вопросы планирования совместной деятельности в режимных моментах.

В режимных процессах у детей формируются навыки  личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдение общественных норм и этикета. Т.Богина,  Л. Ионова, Н Терехова выделяют следующие виды  культурно-гигиенических навыков: умывание, чистка зубов, причёсывание, одевание, чистка и мытьё обуви,  уход за верхней одеждой, уборка постели,  приём пищи,  питьё, в туалете  (пользование туалетной бумагой, мытьё рук после туалета), перемена одежды  с учётом погоды,  содержание личных вещей в порядке.

Планирование образовательной работы, режимных моментов в течение дня поможет  обеспечить рациональное распределение разнообразных форм работы по дням недели и  распределить материал для формирования и  закрепления знаний, умений и навыков дошкольников. По мере роста навыков и знаний дошкольников необходимо предусмотреть постепенное усложнение как содержания, так и методов воспитания, обучения, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития.

Учитывая требования  современные требования СанПиН, мы, конечно, исключим из планирования  чистку и мытьё обуви,  уборку постели. Но вполне можно планировать работу  по  обучению детей умению вытирать обувь о коврик или решётку,  обметать обувь от снега  веником в зимнее время, аккуратному складыванию пижамы после сна. Так как в нашем детском саду в данное время не практикуется чистка зубов, то мы  можем планировать работу по выработке правильного навыка полоскания рта после еды.

Многие формы и методы  работы, используемые в режимных  моментах,   повторяются ежедневно, поэтому предлагаю  планировать их сразу на месяц, т. е. перспективно, указывая  форму работы, цель.  В  календарный план вписывать только  название формы работы, а в перспективном плане отмечая дату проведения.

Режимный процесс

Форма работы, цель

Образовательная область

Даты проведения

умывание

Одевание,

раздевание

закаливание

Приём пищи

Дежурство по столовой

Рассмотрим содержание работы в ходе режимных моментов по образовательной области «Здоровье».

Умывание:

  • правила поведения в умывальной комнате (не толкаться, мыть руки по очереди, подходить к раковине по двое и т. п.)
  • последовательность действий при мытье рук (закатывание рукавов при необходимости, правильное намыливание, смывание пены, отжимание рук);
  • вытирание лица, рук и последовательность действий;
  • правильное пользование полотенцем;
  • кратность мытья рук;
  • пользование расческой;
  • содержание носа в чистоте;
  • пользование носовым платком.

В процессе одевания и раздевания необходимо отрабатывать:

  • правильную последовательность одевания и раздевания (предложить воспитателям  воспроизвести последовательность);
  • умение аккуратно складывать одежду (предложить воспитателям рассказать о  способах складывания, продемонстрировать);
  • правильное размещение её в шкафу, на стульчике (уточнить что где храним);
  • хранение физкультурной формы (уточнить);
  •  способы ухода за одеждой: расправлять, выворачивать, просушивать;
  • Умение застёгивать  и расстегивать разнообразные виды  застёжек;
  • Умение обращаться с просьбой и благодарить за оказанную услугу;

При проведении закаливающих процедур:

  • ценность здоровья;
  • необходимость закаливания,
  • правильная осанка;
  • бережное отношение к своему телу;
  • функциональное назначение частей тела и органов чувств;
  • Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения во время закаливания.

 Во время приёма пищи:

  • знакомство с правилами поведения во время еды, столовым этикетом;
  • пользование столовыми приборами;
  • пользование салфеткой;
  • культурой еды: жевать с закрытым ртом, наклоняться над тарелкой, отламывать кусочки котлеты, запеканки, есть ягоды из компота ложкой, после того как выпит компот и т.д.  (предложить воспитателям продолжить);
  • полоскание  рта после еды (уточнить,  как правильно это нужно делать);
  • польза разнообразных продуктов;
  • функциональное назначение частей тела и органов чувств;
  • правилами выхода из-за стола;
  • переноса посуды (чашка, блюдце).

В режимных моментах можно планировать деятельность дежурных по столовой  (о.о. «Труд»):

  • подготовка к дежурству (последовательность действий);
  • последовательность сервировки стола (уточнить с воспитателями);

Теперь предлагаю рассмотреть какие формы работы можно планировать в процессе этих режимных моментов.

 Образовательный  процесс  должен строиться  на адекватных возрасту формах  работы с детьми.  Мы с вами  помним, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим  видом деятельности для них является игра. Важно особенно в младшем дошкольном возрасте использовать игровые приёмы.

         Планируя работу  по формированию  культурно-гигиенических навыков  необходимо знать программные задачи своей возрастной группы. В связи с этим  в планировании должно просматриваться усложнение задач, т.е. сначала  планируются обучающие, формирующие задачи, затем развивающие, закрепляющие умения, далее совершенствование умения, навыка. Таким образом, в планировании будет соблюдён принцип последовательности в работе с детьми. Для реализации принципа интеграции необходимо просмотреть задачи всех образовательных областей, которые будут решаться в течение месяца, и постараться подобрать  соответствующие формы работы.

 Можно использовать следующие формы работы:

  • Чтение  потешек, коротких стихов, загадок;
  • Внесение игровых, сказочных персонажей;
  • Игровое упражнение;
  • Дидактические игры ( «Часы», «Гусеница»);
  • Рассматривание иллюстраций, картин схем с последовательностью выполнения действий (мытьё рук, умывание, полоскания рта, причёсывание, одевание, раздевание и т.п.);
  • Ситуативный разговор (о правилах этикета, правилах поведения за столом, в спальне, о пользе продуктов, об одежде по сезону, погоде;  о пользе закаливания и т.п.) ;
  • Показ способа действия взрослым или ребёнком (например, как правильно вытирать руки полотенцем);
  • Пословицы, поговорки (старший дошкол. возр.);
  • Словесные игры;
  • Знакомство с правилами.
  • Дежурство: по спальне, умывальной комнате, раздевалке (старший дошкол. возр.);
  • Проблемные ситуации.

Цели у этих форм работы могут быть самые разнообразные:

  • Формирование  культурно-гигиенических навыков во время умывания, приёма пищи, одевания.
  • Развитие умения планировать свою деятельность.
  • Закрепления правил поведения  за столом, в спальне и т.д.
  • Знакомство с правилами безопасного поведения.
  • Воспитание культуры еды, общения.
  • Знакомство с правилами этикета.
  • Воспитание  бережного отношения к вещам.
  • Развитие представлений о здоровой и полезной пище.
  • Развитие представлений о пользе закаливания.
  • Расширение и активизация словаря детей.
  • Отработка грамматических категорий, т.е. умение согласовывать прилагательные и числительные  с существительными, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.д.
  • Упражнять в умении правильно использовать в речи предлоги.
  • Знакомство детей со свойствами и качествами материалов (например, какой бывает вода? Какое полотенце на ощупь? и т.п.)
  • Упражнения в использовании вежливых слов и другие.

Планируя воспитательно-образовательную работу в процессе режимных моментов, мы можем решать задачи большинства образовательных областей, например таких как: «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Социализация». А так же способствовать и развитию  интегративных качеств: «Любознательный и активный», «Овладевший средствами общения», «Физически развитый», «Способный управлять своим поведением».

Таким образом, можно сделать вывод, что планирование  данного раздела, важный момент в планировании воспитательно-образовательной работы с детьми.

При выборе форм работы с детьми в режимных моментах  вы можете использовать следующие методические пособия:

  1. И.Н. Курочкина «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников»
  2. В.А.Зебзеева «Организация режимных процессов в ДОУ»
  3.  В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая и др. « Ребёнок за столом»

Приведу примеры некоторых форм работы с названиями:

«Как правильно пользоваться вилкой», «Как каша помогает расти», конкур «Самый аккуратный стол», «Самая чистая тарелка», словесная игра «Комплимент», поговорка «Кто опрятен - тот приятен».  Упражнения: «Надо,  надо  умываться…», «Подружка расческа, а где же причёска»,  «Съедим кусочек хлеба», «Моя помощница – салфетка», «Благодарим за обед».

Стихотворение :

         Хлеб очень рад, когда его едят.

И обижается и плачет,

Когда он ничего не значит

Для легкомысленных ребят.

Рассмотрим  конкретно, на примере лексической темы «Овощи»  в средней группе для детей с ОНР, какие формы работы можно планировать.

Режимный процесс

Форма работы, цель

Образ.

Обл.

Даты

умывание

1. Чтение потешки.

Чисто умываемся!

Другу улыбаемся!

Ты всегда перед едой

Руки чисто с мылом мой!

Цель: Закреплять знания детей о том, что перед едой необходимо обязательно мыть руки. Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами. Учить проговаривать слова потешки с воспитателем.

2. Игровое упражнение «Покажем Мишке как мы умеем умываться»

Цель:  Развивать умение детей при умывании наклоняться над раковиной, складывать руки «лодочкой», не разбрызгивать воду, понимать опасность мокрого пола.

3. Словесная игра «Что больше?»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы  по величине (кусочки мыла, полотенца), результаты сравнения  отражать в речи «большой - маленький», «длинный короткий»»

З, ЧХЛ, К

   З, Б

   

   П, К

Одевание,

раздевание

1. Знакомство с правилом «Каждой вещи своё место»

Цель: Продолжать учить детей складывать вещи в шкаф в определённой последовательности. Закреплять название предметов одежды и их частей.

2. Игровое упражнение «Научим Буратино говорить вежливые слова»

Цель:   Воспитывать у детей умение культуру  общения. Закреплять умение вежливо выражать просьбу о помощи, благодарить за оказанную услугу.

3. Показ способа складывания кофты

Цель: Учить детей аккуратно складывать кофты, футболки.  Развивать мелкую моторику рук, умение отвечать на вопросы «Какой по цвету, длине …?»

Т, К

С, К

Т, Ф.К., К

закаливание

1. Проблемная ситуация «Миша торопит Дашу»

Цель: Подводить детей к пониманию, что не соблюдение правил поведения может привести к травме.

2. Игровое упражнение «Держим спину прямой»

Цель: Упражнять детей в умении сохранять прямую спину при ходьбе по массажным дорожка.

3. Рассказ воспитателя «Если хочешь быть здоров закаляйся»

Цель: Формировать представления детей о пользе закаливания для организма человека.

4. Упражнение «Мы считаем»

Цель: Закреплять навыки счёта

Б.

Ф.К.

З.

П.

Укладыва-

ние на сон, подъём

1.Знакомство с правилом «Спальня любит тишину»

Цель: Приучать детей соблюдать установленные в  коллективе правила поведения.

2. Слушание музыки

Цель: Развивать умение воспринимать спокойную музыку. Формировать представление о пользе сна  для здоровья.

С.

М., З

Приём пищи

1. Ситуативный разговор  «Из каких овощей приготовили  обед»

Цель: Активизировать в речи названия овощей и обобщающего понятия.

2. Рассказ воспитателя «Овощи – полезные продукты»

Цель: Дать представления детям о том, что  в овощах много витаминов, какие витамины в каких овощах содержаться.

3. Проблемная ситуация «Незнайка отказывается обедать»

Цель: Дать детям понятие, что такое режим питания и почему его важно соблюдать. Развивать умение оформлять простые речевые высказывания.

4. Рассматривание иллюстрации  

Цель: Формировать у детей понимание, что овощи перед употреблением в пищу необходимо мыть. Учить устанавливать простейшие  причинно-следственные  связи.

5. Игровое упражнение «Научи  Зайчишку пользоваться салфеткой».

Цель: Совершенствовать умение правильно пользоваться салфеткой после еды.

К.

З.

   З., К

      З, П.

      З.

Дежурство по столовой

Показ схемы «Накрываем на стол»

Цель: Учить детей  умению  в правильной последовательности сервировать стол,  договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы.

     Т, К

   

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  компенсирующего вида № 44 « Родничок»

Консультация для воспитателей

«Перспективно-календарное планирование режимных моментов»

                                                                                           Подготовила и провела

                                                                                        старший воспитатель

                                                                           Тянгаева Е.В.

г. Саров – 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование режимных моментов во 2 мл. группе

Разработка примерного плана разных видов деятельности в первую и вторую половину дня для детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ....

планирование режимных моментов в подготовительной группе на декабрь

планирование режимных моментов в подготовительной группе на декабрь по темам: 1-ая неделя "Зима.Деревья, лес". 2-ая неделя "В мире сказок". 3-я неделя "Вот пришли морозы". 4 -ая неделя "Новый год у во...

планирование режимных моментов в средней группе на январь

Исходя из общих основных принципов планирования и опираясь на методические рекомендации, основой планирования работы в группах является реализуемая комплексная программа, в которой задачи и содержание...

Консультация на тему: "Организация и планирование режимных моментов в детском саду"

Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации и планированию режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; пре...

Консультация для родителей средней группы по планированию режимных моментов выходного дня.

Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определённый распорядок дня: завтрак, занятия, прогулки, обед, сон и т. д. Постарайтесь сохранять этот распорядок в выходные и праздничные дни. Отступлени...

Консультация для родителей по планированию режимных моментов в выходной день.

Консультация  для родителей страшей группы( 5-6 лет) по планированию режимных моментов для детей...

Консультация для педагогов "Организация и планирование режимных моментов в детском саду"

quot;Организация и планирование режимных моментов в детском саду"...