Педагогическая диагностика в ДОУ в контексте ФГОС
консультация на тему

Ярмонова Татьяна Николаевна

Педагогическая диагностика как фактор приемственности ДОУ - школа. Регламентируемые документы педагогической диагностики. Раскрытия сходств и различий мониторинга образовательной деятельности ФГТ и педагогической диагностики ФГОС. Раскрытие целей и задач педагогической диагностики в ДОУ. принципы диагностического обследования дошкольников. Отражение педагогической диагностики в образовательных программах дошкольного образования - "От рождения до школы", "Детство", "Мир открытий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

 (Слайд 1 )Регламентируемые документы педагогической диагностики:

- Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3

- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.

Для начала проведем сравнительный анализ Системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы по ФГТ и педагогической диагностики ФГОС.

(Слайд 2) Сходства и различия Мониторинга результативности образовательной деятельности ФГТ и  педагогической диагностики ФГОС.  

Мониторинг

Педагогическая диагностика

Определение

система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.

(Слайд 3) в первом случае предполагает

 

 - постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

 Изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;

- понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

(Слайд 4) Структура

1. Определение объекта мониторинга.
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3. Обработка и анализ ин-формации из существующих источников.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5. Принятие решения об изменении деятельности.

Первый этап — проектировочный. Определение целей и методов диагностики.

Второй этап — практический. Проведение диагностики. Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации.

Третий этап — аналитический. Анализ полученных фактов.

Четвертый этап — интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.  

Пятый этап — целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

(Слайд 5) Инструментарий

- система координат или контрольные точки сравнение с которыми будет даваться характеристика динамики развития объекта;

- сбор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение (систематическое, случайное, стандартизированное и т. д.) и другие методы исследования;

карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

(Слайд 6)

Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый, по показателям и критериям, представленных интегративными личностными качествами по возрастным группам.

Проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

 (Слайд 7)  И так, что такое Педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.

(Слайд 8)Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

(Слайд 9)Принципы диагностического обследования

принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов  диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

принцип доступности диагностических методик и процедур –  наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

принцип прогностичности

     Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на  коррекционную работу  в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

 (Слайд 10) В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

- наблюдение

- изучения продуктов деятельности детей

- несложные эксперименты

-беседы

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

(Слайд 11)Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников: -  проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

 - обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

- с ребенком работает один взрослый.

- нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать с ответом;

- обследование проводится обязательно в игровой форме;

- нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.

Диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года.

(Слайд 12) На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.  В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.


        Реализация  всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогический         диагностики.   Рассмотрим и сравним как отражается раздел педагогической диагностики в разных образовательных программах дошкольного образования.

(Слайд 13)Программа «От рождения до школы».  Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования.

Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Направлена на изучение:

- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;

- игровой деятельности;

-познавательной деятельности (развитие детских способностей, познавательной активности);

- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

- художественной деятельности;

- физического развития.

Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

(Слайд 14)Программа «Детство».   Педагогическая диагностика является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс.

 Направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

- деятельностных умений ребенка;

- интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

- личностных особенностей ребенка;

- поведенческих проявлений ребенка;

- особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

  • особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Основными методами педагогической диагностики являются включенное наблюдение и нестандартизованные беседы с детьми, а также диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

(Слайд 15)Осуществляется в 4 этапа.

Первый этап — проектировочный. Определяем цели и методы диагностики.

Второй этап — практический. Проведение диагностики. Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации.

Третий этап — аналитический. Анализ полученных фактов. На основе анализа определяются причины такого проявления диагностируемого качества.

Четвертый этап — интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.  

Пятый этап — целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

Результаты могут использоваться преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

(Слайд 16)Программа «Мир открытий».  Рассматривается как педагогический мониторинг.

Осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка. Не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений. Позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику. Учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений. Позволяет рассматривать весь период развития ребенка до школы как единый процесс, учитывая возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.  

Направлена на изучение следующих задач:

- индивидуализации образования;

- оптимизации работы с группой детей.

Инструментарий — карты наблюдений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая диагностика

Слайд 2

Нормативные документы Закон Об Образовании РФ (статья 11 пункт 3) ФГОС дошкольного образования (статья 3.2.3. )

Слайд 3

Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики Мониторинг Педагогическая диагностика Определение Система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности пед . системы. Это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы .

Слайд 4

Мониторинг Педагогическая диагностика Предполагает - постоянный сбор информации об объектах; - выявления динамики изменений; - компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс. Изучение ребенка для познания его индивидуальности и оценки его развития; - видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Слайд 5

Мониторинг Педагогическая диагностика Структура 1.Определение объекта 2. Сбор информации. 3. Обработка и анализ. 4. Интерпретация и комплексная оценка. 5. Принятие решения об изменении деятельности. I этап — проектировочный II этап — практический. III этап — аналитический. I V этап — интерпретация данных. V этап - целеобразовательный . Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Слайд 6

Мониторинг Педагогическая диагностика Инструментарий C бор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение и другие методы исследования; C бор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение и карты наблюдений детского развития. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Слайд 7

Мониторинг Педагогическая диагностика Периодичность Проводится 2 раза в год Проводится 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Слайд 8

Педагогическая диагностика «Диагностика» (греч.) - «познание, определение».

Слайд 9

Педагогическая диагностика Цель – Получение оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения для педагогического процесса. Задача - – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Слайд 10

Принципы диагностического обследования принцип последовательности и преемственности диагностики; принцип доступности диагностических методик и процедур; принцип прогностичности ;

Слайд 11

Методы наблюдение изучения продуктов деятельности детей несложные эксперименты беседы

Слайд 12

«Правила» диагностики наиболее работоспособные дни ; обстановка спокойная, доброжелательная. работает один взрослый; нельзя торопить ребенка с ответом; обследование проводится в игровой форме; нельзя заставлять ребенка; диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 3 раза в год.

Слайд 13

Полученные результаты Конструктация образовательного процесса, планирование индивидуальной работы

Слайд 14

Конец учебного года Итоговая диагностика Сравнительный анализ Основа конструирование образовательного процесса на новый учебный год

Слайд 15

«От рождения до школы» коммуникации со сверстниками и взрослыми; игровой деятельности; познавательной деятельности; проектной деятельности художественной деятельности; физического развития.

Слайд 16

«Детство» деятельностных умений ребенка; интересов, предпочтений, склонностей; личностных особенностей; поведенческих проявлений ребенка; особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Слайд 17

«Детство» I этап — проектировочный. Определяем цели и методы диагностики. II этап — практический. Проведение диагностики. III этап — аналитический. Анализ полученных фактов. IV этап — интерпретация данных. V этап — целеобразовательный . Предполагает определение актуальных образовательных задач.

Слайд 18

«Мир открытий» Цель – определения динамики индивидуального развития ребенка. Не содержит оценок развития ребенка Учитывает зону ближайшего развития ребенка. - индивидуализации образования; - оптимизации работы с группой детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной...

Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС

Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС Согласно ФГОС ДО, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ...

Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО.

Диагностический инструментарий, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования для детей раннего возраста.Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ...

Педагогическая диагностика развития детей раннего возраста. ФГОС ДО Белькович В.Ю.

Диагностический лист уровня развития воспитанников 1 младшей группы «Социально-коммуникативное развитие»   № п/п  ФИ ребёнкаОвладение коммунникативной деятель...

Консультация для воспитателей «Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация поможет воспитателям провести педагогическую диагности детей ....