Роль детской инициативы в создании развивающей предметно-пространственной среды
статья на тему

Дукова Мария Николаевна

Данный материал содержит опыта работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соотвествии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_konferentsiyu.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Роль детской инициативы в создании

развивающей предметно-пространственной среды

Дукова Мария Николаевна,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 51»

ЭМР Саратовской области

Слайд 2

Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного учреждения, в основе которого лежит создание условий для развития познавательно-интеллектуальной активности и поддержки детской инициативы. И одним из условий является развивающая предметно-пространственная среда.

Слайд 3

Готовясь в 2014 году к введению в учреждении ФГОС ДО наш коллектив  провел анализ состояния предметно-пространственной среды, ресурсов материально-технического обеспечения ООП ДО. Полученные результаты отразились в плане мероприятий по совершенствованию условий реализации образовательной программы.

На первоначальном этапе мы стремились к тому, чтобы предметно-пространственная среда в полной мере соответствовала ООП ДО и педагоги имели возможность осуществлять образовательную деятельность по всем направлениям развития детей.

Слайд 4

Для этого был оборудован Центр игровой поддержки, позволяющий реализовывать современные развивающие технологии, которые были выбраны педагогами и наиболее интересны воспитанникам: технология «Сказочные лабиринты игр» В.В.Воскобовича,

Слайд 5

познавательно-речевая технология развития  интеллектуально-творческого мышления «Я познаю мир!» Т.А. Сидорчук.

Слайд 6

Картинная галерея ДОУ позволила разнообразить формы образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Слайд 7

Специально выделено пространство для мини-музея, которое позволяет в соответствии планом работы демонстрировать экспозиции, например (в течение 2014-2015 года педагогами организованы тематические выставки, посвященные 70-летию Великой Победы и выставка «Народная кукла в нашей семье», посвященная «Дню семьи») и организовывать выставки детско-родительского творчества.

Слайд 8

Осуществлена реконструкция физкультурного зала,

Слайд 9

дооборудована физкультурная площадка на территории дошкольного учреждения

Слайд 10

тропа здоровья.

Слайд 11

Педагоги стремились создать благоприятные условия не только в учреждении, но и на территории. Оформлена зона отдыха,

Слайд 12

разбиты цветники и клумбы,

Слайд 13

в достаточном количестве имеется игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игр развлечений.

Одним словом, мы стремились создать благоприятные условия для всех детей, в целом несколько забывая о том, что ФГОС ДО выделяет наших воспитанников как полноправных субъектов образовательных отношений,  говорит о необходимости поддерживать детскую инициативу и индивидуальность.

Это помогло нам пересмотреть взгляды на организацию развивающей предметно-пространственной среды, ее содержание, функции и принципы.

Слайд 14

Теперь мы постоянно стремимся к тому, чтобы предметно-пространственная среда была организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, чтобы она была:

 -разнообразной по своему содержанию, например, в центре искусства, созданы условия для того, чтобы выполнить задуманное один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами с фигурными лезвиями замысловатую фигурку. Ведь именно так, у детей формируется способность  сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.

Слайд 15

-чтобы РППС стимулировала развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигать новые идеи и гипотезы.

Слайд 16

-учитывать индивидуальные особенности и интересы детей. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер учитывают особенности развития каждого из детей.

Мы стремимся к тому, чтобы построение развивающей предметно-пространственной среды в каждой группе детского сада было подчинено принципам, осуществление которых будет обеспечивать условия для формирования инициативности детей дошкольного возраста:

Слайд 17

  • Принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования, а также проявление активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

Так как в соответствии с ФГОС ДО каждый ребенок имеет право на выбор представленных в предметно-пространственной среде пособий и игр, реализацию собственных потребностей и интересов, что расширяет возможности саморазвития и взаиморазвития. Свободный выбор предполагает ответственность ребенка за свой выбор.

Слайд 18

  • Принцип вариативности, позволяющий поддерживать разнообразие дошкольного детства. Для реализации этого

принципа свою  деятельность мы направили на:

-внедрение парциальных программ в части, формируемой частниками образовательных отношений;

-использование инновационных развивающих технологий ( в частности апробация методического комплекта «Я познаю мир» Т.А.Сидорчук и внедрение в образовательный процесс технологии «Сказочные лабиринты игр В.В.Воскобовича);

Мы стремимся к тому, чтобы среда была не завершенной, она периодически обновляется с учетом интересов детей, темы НОД, времени года, дополняется   необходимыми для развертывания игровой деятельности материалами, детскими поделками, которые воспитанники приносят из дома или создают в процессе совместной деятельности в детском саду.

Слайд 19

  • Принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих образовательной

деятельности и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды.

  • Принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-пространственной среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Данные принципы реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения нашего детского сада. Использование модулей, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления.  В организации  среды коллективом ДОУ  предусматривается  легкость трансформирования  пространства  детьми  в  соответствии  с  интересами  (здесь представлены легкие ширмочки, заборчики, цветные шнуры, ленты разграничивающие пространство группы).

Все группы представлены развивающими центрами (уголками или зонами) - единицами развивающей предметно-пространственной среды, которые позволяют обеспечить как самостоятельную деятельность детей, так и совместную деятельность педагога и ребенка (или группы детей).

Слайд 20

Мы стремимся к тому, чтобы дети имели возможность не только созерцать среду, которую предлагают им взрослые, но и самостоятельно участвовать в ее создании и оформлении.

Слайд 21 Интервью воспитанников

И в заключении хочется сказать, что хоть мы и достаточно молодой коллектив, и что нам предстоит еще найти ответ на ряд интересующих нас вопросов, касающихся поддержки детской инициативы и развития индивидуальности. Но уже сейчас мы уверенны в том, что формирующаяся у ребенка картина мира, потребность в исследовании окружающей действительности будет зависеть от его индивидуального опыта, от среды, которая позволит обеспечить реализацию культурных практик детства (общения, игры, сотрудничества, рефлексии и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре, путем создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре,путем создания развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.

Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...

Методическая разработка: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"

Методическая разработка: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"...