сценарий проведения педсовета по теме " Художественное творчество дошкольников в контексте реализации ФГОС ДО"
статья на тему

Развитие художественно - творческих способностей - далеко не новый предмет исследования. проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. художественное творчество - лишь одно из средств воспитания. взаимосвязь различных видов детской деятельности позволяет углубить и расширить представление детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребенка посредством интересных для него дел. художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenihina_l.n._stsenariy_pedsoveta.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Семенихина Людмила Николаевна

старший воспитатель

МКОУ Светловская ООШ

Краснозерского района Новосибирской области

 
Сценарий проведения педсовета по теме «Художественное творчество дошкольников  в контексте реализации ФГОС ДО»

Форма проведения: «педсовет-конференция».

 Цель: повышение уровня компетентности педагогов  в вопросах проектирования и построения педагогического процесса по образовательной области «Художественное творчество» на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
 
Подготовительная работа
 
1.     Открытые просмотры НОД с детьми старшего дошкольного возраста:
- «Пластилиновая сказка» . Воспитатель: , старшая разновозрастная группа;
- «Украшение фартука». Воспитатель       , младшая разновозрастная группа. группа
-       Мастер-класс «Игольница »  Семенихина Л.Н.
2.     Оформление выставки «Осень золотая» из природного и бросового материала.
3.     Оформление выставки рисунков  «Юные художники».
4.     Оформление мини-выставки совместных творческих работ детей и родителей.
 
 
Повестка:

1.     «Реализация образовательной области «Художественное творчество»  в  рамках введения ФГОС ДО», сопровождение презентацией ( старший воспитатель Семенихина Л.Н.)
2.     Деловая игра «Учимся рисовать животных»
3.     «Построение развивающей среды в контексте ФГОС ДО, сопровождение презентацией (воспитатель: Абышева Раухан Распековна )
4.     Деловая игра «Я строю РППС сама»
5.     Рефлексия

6.     Итог и принятие решения
 



Ход педсовета:

"Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –                                                                                                ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок".

В.А. Сухомлинский

 

1.     Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний наш педсовет посвящён актуальной теме – «Художественное творчество в контексте реализации ФГОС ДО».
Сегодня мы с вами не только хорошо поработаем, но и поиграем, ведь человек не может находиться в постоянном напряжении и движении – он устанет, поэтому расслабление и отдых просто необходимы.
На основе ФГОС ДО разрабатывается примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Выделено пять образовательных областей, одной из которых является «Художественное творчество». Каждому виду деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Актуальность:
   Развитие художественно-творческих способностей – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Художественное творчество – лишь одно из средств воспитания. Комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным.
Взаимосвязь различных видов детской деятельности  позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально -  положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребёнка посредством интересных для него дел. Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.
Программные задачи по художественному творчеству взаимосвязаны с целями и задачами по другим направлениям  работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше, и не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх, в повседневной жизни. Так, знания о форме предметов дети получают до того, как им предлагается изобразить предметы, - в дидактических играх, в играх с разнообразными игрушками, в процессе наблюдений, рассматривания иллюстраций. Большое значение для всестороннего эстетического воспитания детей имеет взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования.
Художественное творчество включает основные задачи психолого-педагогической работы:
*развитие продуктивной деятельности детей;
* развитие детского творчества;
* приобщение к изобразительному искусству.
Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» заключается в следующем:
• Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создаётся некий продукт, может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
• Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» в другие образовательные области  Программы - возможности развития воображения и творческих способностей ребёнка (Например, с «Познанием» в части конструирования, рисования , « Речевое развитие» - рисование, и др. ) .
 Содержание и результаты всех образовательных областей   могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.
Нужно планировать занятие так, чтобы ребята смогли отразить свои впечатления. Следует помнить, что процесс изображения связан с передачей внешнего вида предмета, его формы, характерных особенностей, отличающих один предмет от другого.
Детям для ознакомления с объектами природы дают правильные представления о жизни животных, обращают внимание на красоту их внешнего вида, интересные повадки, поведение, желание нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить их.
Игра (социализация) – ведущий вид деятельности дошкольников. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов деятельности заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образцу.
Создав изображение того или иного предмета, животного, ребёнок начинает с ними играть: у нарисованного самолёта начинает «Гудеть» мотор, и вот он уже летит, вылепленный цыплёнок «пищит» и «клюёт» зёрнышки и т. д. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь образное, эмоциональное восприятие, представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество. Используются разнообразные формы связи изобразительной деятельности с игрой: игровые ситуации, игровые приёмы; дети создавали рисунки, лепку, аппликации, которые затем использовались в разных играх (украшение кукольной комнаты, лепка овощей, фруктов и других изделий для игры в «магазин», декорации и маски для игр-драматизаций и др., рисовали игрушки. Осуществляется связь изобразительной деятельности с дидактическими, сюжетно-ролевыми и другими играми. На занятиях используются игровые ситуации, приёмы обучения, обыгрывание созданных изображений.
Большое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра, поэтому ценной в воспитательном отношении является её взаимосвязь с изобразительной деятельностью. Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать то или иное жизненное явление.
Например: Дети лепят «угощение» для кукол (баранки, конфеты, печенье и т. д., товары для игры в «магазин» (яблоки, ягоды, огурчики, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты). Затем вылепленные, высушенные предметы можно покрасить и внести их в игру, что сделает её более интересной для детей. Ребята увидят реальное применение того, что они создали своими руками.

     В музыке определены пути осуществления взаимосвязи, способствующие эстетическому развитию дошкольников, обогащению их творчества новыми образами и содержанием.
Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях, способствует их запоминанию. Музыка может использоваться в процессе занятий по художественному творчеству для создания хорошего настроения. Во время занятия звучит тихо музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений.
Например: дети 3-х  лет слушают «Осеннюю песенку» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля, затем с удовольствием рисуют, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные листочки.
А сейчас совершим небольшой экскурс по ступеням – с младшей группы до подготовительной к школе.
Итак. Основные задачи психолого-педагогической работы -
*развитие продуктивной деятельности детей;
* развитие детского творчества;
* приобщение к изобразительному искусству.
Рассмотрим младший возраст.
 Подводить детей к восприятию произведений искусства. Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета.
Рассматривая средний возраст можно отметить, как расширились изучаемые области.
        выражение эстетических чувств, эмоций при рассматривании декоративно-прикладного искусства,
        продолжаем формировать умение создать декоративные композиции,
        знакомим со скульптурой и архитектурой
        знакомим детей с профессиями артиста, художника, композитора
        формируем умение выделять и называть жанры и виды искусства (стихи, проза, загадки, песни, танцы, музыка, картина, скульптура (изобразительное искусство), здания и сооружения (архитектура).
        Первый раз организуем посещение музея.
 
   Начиная со старшей группы,  знакомим с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников, расширяем представление о графике, ее выразительных средствах, подводим к понятиям «народное искусство».
Учим самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
 В художественной деятельности и детском творчестве продолжаем формировать, закреплять и развивать изобразительно-выразительные и технические умения.
А как меняются с учетом возрастных особенностей методы обучения в художественной деятельности мы посмотрим на примере.


2.     Деловая игра «Учимся рисовать животных»
 Я предлагаю всем педагогам разделиться на 4 подгруппы.
Каждой подгруппе предлагается изучить методику рисования животных в разных возрастных группах, определить свою, взять необходимые материалы, нарисовать   животного.
Группам даётся по 10 минут на выполнение задания. После чего они представляют свою работу и поясняют выбранную методику.

2. Доклад «Построение развивающей среды в контексте ФГТ»

«Предметная развивающая среда» система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная,   музыкально-художественная деятельности,  и для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия каждого детского сада: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.

Предметная развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием образования и воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.

Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметной развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.

При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Таким образом, необходимо систематически проводить анализ состояния предметной развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)

А теперь мы хотим представить пример проекта создания предметно-развивающей среды по актуальной сейчас теме – осень (первые слайды).

РППС делится на 3 зоны в центре самая большая зона  это рабочая зона, справа активная зона, слева спокойная зона.

    Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает  требованиям ФГОС ДО), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-коммуникативному; познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

Предметно-развивающая среда это не только наполняемость центров, это и дизайн, и соблюдение СанПиНа, и соответствие тематики недели.

3. Игра «Я строю РППС сама»
 Подгруппам предлагается создать проект РППС группы. Возраст детей выбираем сами. Тема «Осень золотая». После выполнения задания презентуем свою работу.

4. Проведение психологического упражнения «Что в моей голове».

Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы ответ не был виден, и передает соседу справа. Тот письменно отвечает на вопрос ведущего, вновь загибает лист и передает дальше. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, как связанный текст, читает записанные на нем ответы.

Вопросы:

  • Кто?
  • Где?
  • Чем занимались?
  • Как это происходило?
  • Что запомнилось?
  • Как я это буду применять?

5. Подведение итогов педсовета. Принятие решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Педсовет на тему «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»...

Педсовет на тему: "Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

Методическая разработка для повышения компетентности  педагогов ДОУ в данном вопросе...

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Статья "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в контексте реализации ФГОС ДО"

Статья опубликована в материалах Международной научно-практической конференции "Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности", состоявшейся 190-20 апрел...