Паспорт по обеспечению БДД в ДОУ
материал на тему

Егорова Татьяна Владимировна

Опыт составления Паспорта по безопасности дорожного движения в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_po_gbdd_7_sad_2015-2016_.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             

СОГЛАСОВАНО

И. О. начальника ОГИБДД  ОМВД России по Каширскому району

_________________

_________________ _________________

«___»____________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Детский сад  № 7»

_________________А. И.Ширяева  

                                                                                                «____»_____________2015г.  

                                                                           

ПАСПОРТ

по обеспечению

безопасности дорожного движения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

2015 – 2016 учебный год

                   

                 

Содержание

1. Общие сведения

2. План – схема «Организация дорожного движения   к  МБДОУ «Детский сад № 7»

3. Наглядные пособия

4. Методическая литература

3.  ПРИЛОЖЕНИЯ:

3.1.  Приложение  №1   ПАМЯТКА ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

3.2.  Приложение №2   НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ МБДОУ

3.3.  Приложение  №3   ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПДД

3.4. Приложение  №4   ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на 2015-2016 учебный год

3.5.  Приложение  № 5    ПЛАН  НЕДЕЛИ ДЕТСКОЙ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ    на 2015-2016 учебный год     Тема: «Ребенок на улице города»

3.6. Приложение  №6    ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ   И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

3.7. Приложение №7  ИГРА КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГАХ. ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

3.8. Приложение  №8    ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА  

3.9. Приложение №9  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ  ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОРОГЕ

4.0. Приложение №10  ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПДД

4.1. Приложение №11  АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПДД

4.2. Приложение №12 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ«Типичные ошибки при обучении детей ПДД»

1. Общие сведения

Руководитель ОУ    Ширяева Анна Игоревна______________________________

   

Сотрудник  ОГИБДД закрепленный за ОУ      Гапоненко В.В._________________

Количество детей в ОУ:    245_детей                                                         _________

Наличие уголка по БД (место расположения)   в каждой возрастной группе и в вестибюле детского сада_______________________________________________

Наличие транспортной площадки:   нет         _______________________________

Наличие методической литературы и наглядных пособий (краткий перечень):   имеется______________________________________________________________

Работа по предупреждению ДДТТ в планах воспитателя: отражена___________

 

В каких группах проводятся занятия по БДД:   во всех возрастных группах_____

Количество занятий по БДД в каждой группе:   2 раза в месяц________________

Как проводится обучение по БДД   игры, утренники, досуги, КВН, беседы,_____ экскурсии, кукольные спектакли, викторины, конкурсы, выставки__________ тематические__ занятия______________________________________________

ТЕЛЕФОНЫ:

  • Управление образования администрации Каширского муниципального района: 2-85-27; 2-80-44; 5-31-89;

  • ОГИБДД ОМВД по Каширскому муниципальному району: 3-17-92;

  • Каширский гарнизон Управления МЧС РФ по Московской области:          2-07-53;

  • ОМВД России  по Каширскому муниципальному району: 02; 3-17-52;

  • Скорая медицинская помощь: 03; 2-00-03; 6-40-03.


3. Наглядные пособия

  1. Познавательно-игровое пособие «Безопасная дорога в школу»

Издательство «Зеленая планета» совместно с УГИБДД   ГУВД  Моск.обл.

  1. О.А. Скоролупова Комплект наглядных пособий по теме «Правила и безопасность дорожного движения»

ООО «Издательство Скрипторий 2003»

  1. Набор плакатов (16шт.) «Дорожная Азбука»

Издательство «Кедр» Москва 2008г.

  1. Набор плакатов по правилам безопасного поведения на дорогах для детей младшего школьного возраста (16шт.) «Азбука юного пешехода»

Издательство «Кедр» Москва 2008г.

  1.  Атрибуты к сюжетно ролевым играм (дорожные знаки, светофор, машины, жезл, и т.д.)
  2.  Набор иллюстраций «Дети и дорога»

Издательство «Экспос Принт» 2007г.

     7.    Комплект "Автогородок", в составе: 

                   Детский трехколесный велосипед - 3 шт.,

                  Трехколесный велосипед "Такси" – 1 шт.,

                  Велосипед "Полиция" – 1 шт.,

                  Машинка "PlasmaCar" - 2 шт.,

                  Набор дорожных знаков (24 шт.) – 1 набор,

    8. Комплект обучения основам безопасного поведения на дорогах

        Специализированное программное обеспечение по формированию        

       безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста. –  

       Москва: Интелин, 2014 г.

Настольные игры:

  1. «Гонки на выживание»
  2. «Красный, желтый, зеленый»
  3. Развивающая игра «Дорожные знаки»
  4. «На улице»
  5. «Стойте! Идите!»
  6. «Светофор»
  7. «Улица»
  8. «Говорящие знаки»

4. Методическая литература:

1. О.Ю. Старцева «Школа дорожных наук», Москва «Сфера», 2010г.

2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Издатель ЗАО «МЦФЭР» 2008г.,2009г.

3. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей «Добрая дорога детства»

Издательство ООО «Стоп – газета - безопасность на дорогах» 2006г.

4. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Учебно-методическое пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста

Детство-Пресс 2004г.

5. К.Ю. Белая «Твоя безопасность» (Как вести себя дома и на улице)

Просвещение, 2000г. Серия «Скоро в школу»

6. О.А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения»

Москва просвещение 2004г.

7. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников» (Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста»

Издательство просвещение 1998г.

8. Методические рекомендации по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях московской области

Москва 1986г.

9. Н.А. Извекова «Правила дорожного движения»

Москва, «Просвещение», 1982г.

 10. В.Э. Рублях «Изучение правил дорожного движения в школе»

Москва, «Просвещение», 1972г.

11. Т.А. Фролова «Взрослым и детям о правилах дорожного движения»

Западно-Сибирское книжное издательство 1976г.

12. Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко «Дошкольникам о правилах дорожного движения»

Москва, «Просвещение», 1978г.

13. В.Р. Клименко «Обучайте дошкольников правилам движения»

Москва, «Просвещение», 1973г.

14. Газета «Добрая дорога детства»

Детская - художественная литература:

1. Сергей Михалков «Моя улица», Издательство «Детская литература», 1979г.  

2. Н. Никитина «Правила маленького пешехода» (Стихи),

Издательство «Проф - Пресс», 2006г.

3.  Я. Пишумов «Мы по городу идем», Издательство «Малыш», 1972г.

4. Г.П. Шалаева, О.М. Журавлева «Правила поведения для воспитанных детей»,

г. Москва, «Эксмо», 2006г.

5. Н. Обухова «На улице»,  Издательство «Малыш», 1976г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

ПАМЯТКА ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

 

При планировании мероприятий должны быть предусмотрены: 

 

1. Работа с субъектами воспитательного процесса: воспитателями, узкими специалистами по оказанию им методической помощи в проведении разнообразных форм проведения мероприятий по изучению правил дорожного движения.

   

2. Создание и оборудование уголков по безопасности движения, изготовление стендов, макетов улиц, перекрестков, светофоров, разработка методических, дидактических материалов и пособий для занятий с дошкольниками.

 

3. Создание специальных атрибутов для занятий в группе для практических занятий по правилам дорожного движения.

 

4. Работа с родителями по разъяснению правил дорожного движения, проведение разных форм: собрания, конференции, совместные игровые программы, выставки-конкурсы творческих работ (рисунки, поделки).

 

5. Пропаганда правил дорожного движения через СМИ, видеофильмы, участие в творческих конкурсах (рисунки, плакаты, совместные работы детей и родителей, конспекты тематических и методических разработок; по проведению праздников, викторин, досугов, театрализованных представлений, игр и др.).

      

         6. Постоянный контакт администрации образовательного учреждения с сотрудником ГИБДД ОМВД России по Каширскому муниципальному району , закреплённым за ДОУ, Гапоненко Валерием Валерьевичем – необходимое условие плодотворной работы по изучению правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Приложение №2

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ МБДОУ

1.  Заведующий: 

• Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

• Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек и т.п.).

2. Старший воспитатель:

• Проведение инструктажей;

• Определение места системы обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве образовательного учреждения, его связи с другими направлениями.

• Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды:

– уголки безопасности в группах;

– информационные стенды для родителей;

– площадка для практических занятий с детьми на территории детского сада.

3. Воспитатель: 

• Создание условий для обучения детей ПДД в группах:

– оформление уголков безопасности;

– подбор литературы, фотографий по ПДД;

– изготовление атрибутов к играм.

• Взаимодействие с родителями.

4. Музыкальный руководитель:

• Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.

• Подбор музыкальных произведений.

5. Инструктор по физической культуре:

• Помощь в организации предметно-развивающей среды.

• Помощь в разработке сценариев праздников и развлечений и участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

• Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.

6. Помощники воспитателей:

• Помощь в организации предметно-развивающей среды.

• Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.


Приложение №3

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПДД:

с педагогами:

  •  консультации,
  • анкетирование,
  • педагогические советы,
  • семинары-практикумы,
  • открытые просмотры занятий,
  •  контроль.

с детьми:

  •  праздники и развлечения,
  •  игры,
  •  проведение тематических занятий.

с родителями:

  • анкетирование;
  •  родительские собрания;
  • совместные праздники,
  • помощь родителей в организации развивающей среды;
  • просветительская деятельность (выпуск брошюр, папки-передвижки, плакаты).

Приложение №4

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнитель

Инструктивно-методическая консультация с педагогическими работниками по методике проведения образовательной деятельности  с детьми по ПДД

Сентябрь

2015г.

Старший воспитатель  

Изучение ПДД с воспитанниками согласно программы

В течение года

Воспитатели

Пополнение материалов по профилактике ДДТТ

В течение года

Старший воспитатель

Составление методических разработок по обучению детей правилам дорожного движения

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели

Обновление уголков по изучению правил дорожного движения (в каждой группе)

Сентябрь

2015г.

Воспитатели

Проведение консультации для воспитателей «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»  

Октябрь 2015г.

Старший воспитатель

Провести консультацию для воспитателей

«Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Апрель 2016г.

Старший воспитатель

Участие в городских мероприятиях по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели

Проведение родительских собраний, анкетирования родителей по обучению детей ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма

Октябрь 2015г., апрель  2016г.

Старший воспитатель, воспитатели

Проведение встречи с  сотрудником  ГИБДД ОМВД России по Каширскому муниципальному району

Март

2016г.

Старший воспитатель

Тематическая образовательная деятельность, беседы, развлечения по правилам безопасности дорожного движения с воспитанниками.

В течение года

Воспитатели,

музыкальный руководитель,

инструктор по физической культуре

Выставка детских творческих работ по безопасности дорожного движения «Безопасный путь от дома до детского сада!»

Февраль

2016г.

Воспитатели

Изготовление и приобретение дидактических игр, пособий, методической литературы по ПДД

В течении года

Заведующий,

старший воспитатель, воспитатели

Обновление площадки для проведения игр и занятий по дорожному движению

Май

2016г.

Зам. зав.по АХЧ,

инструктор по физической культуре

Приложение №5    

ПЛАН  НЕДЕЛИ ДЕТСКОЙ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ                                 на 2015-2016 учебный год

    Тема: «Ребенок на улице города»

Дни 
недели

Тема дня, цель

Формы работы с детьми

Понедельник

"Путешествие в Автоград"

Цель: закрепить понятия об общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем. Учить детей различать грузовой и легковой транспорт, знать и называть части машин

Беседа "Какие бывают машины".

Целевая прогулка "Наблюдение за транспортом".

Подвижные игры: "Воробушки и автомобиль", "Цветные автомобили" и др.

Вторник

"В гостях у Светофорчика"

Цель: уточнить представления детей о сигналах светофора, закрепить знания правил перехода проезжей части

Комплексное занятие на тему "Светофор".

Подвижные и дидактические игры "Найди свой цвет", 
"Сломанный светофор", "Стоп" и др.

Развлечение "Эстафета зеленого огонька"

Среда

"День юного пешехода"

Цель: закрепить понятие "пешеход", тренировать детей в применении знаний на практике

Занятие – игра "Азбука пешехода".

Целевая прогулка "Правила юного пешехода".

Игра "Умелый пешеход"

Четверг

"На улицах города"

Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улицах, проезжей части, тротуаре. 
Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации, закрепить практические навыки. Закрепление знаний о родном городе

Беседа "На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!".

Коллективное творчество: конструирование из строительного материала "Улица города".

Дидактическая игра "Я шагаю по улице"

Драматизация "Колобок - нарушитель"

Пятница

"День дорожного знака"

Цель: закрепить названия и назначение дорожных знаков, умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов

Рисование "Дорожная азбука". Дидактические игры: "Учим дорожные знаки", "Угадай, какой знак", "Поставь дорожный знак"Музыкально-игровой досуг "Правила дорожного движения"

Приложение №6 

 Примерное планирование занятий по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге                                                   и Правилам дорожного движения

Тема

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Дорога и её элементы

  • Форма и цвет предметов
  • Ориентировка в пространстве и времени
  • Дорога (тротуар, проезжая часть)
  • Правила поведения на тротуаре и передвижение группами
  • Горизонтальная разметка (зебра, разделительная линия)
  • Взаимоотношения участников дорожного движения (дорога, транспорт, пешеход)
  • Разделительная полоса
  • Дорога с односторонним и двусторонним движением
  • Загородная дорога (кювет, обочина)
  • Велосипедная и пешеходные дорожки
  • Многополосное движение

Транспортные средства

Наземный, воздушный, водный транспорт

  • Части автомобиля
  • Различие грузового и легкового транспорта
  • Виды транспортных средств (пассажирский, грузовой, оперативный, специальный)
  • Остановка общественного транспорта
  • Транспорт служебно-оперативного реагирования
  • Сигналы, подаваемые водителями
  • Дать представление детям о появлении первых машин, чем опасен автомобиль для человека. «Тормозной путь»

Пешеходные переходы. Средства регулирования дорожного движения. Дорожные знаки

  • Познакомить детей с понятием «Пешеход», с проезжей частью и чем она опасна для людей.
  • Пешеходный переход: знаки, разметка (регулируемый и нерегулируемый)
  • Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении
  • Пешеходный переход (обозначенный и необозначенный)
  • Светофор, его сигналы. Виды светофоров (для транспортных средств)
  • Сигналы регулировщика
  • Группы дорожных знаков
  • Запрещающие и предписывающие знаки
  • Информационно-указательные знаки
  • «Мы – водители» (сигналы регулировщика)
  • Работа сотрудника ГИБДД

Правила перехода проезжей части дороги

  • Познакомить с понятием «Тротуар» и его назначением. Движения и сигналы (звуковые, зрительные, тактильные)
  • Формирование навыка остановки перед переходом дороги
  • Познакомить с работой милиционера регулировщика и его ролью на улице.
  • Убедить детей в необходимости соблюдать указания светофора

  • Закрепление навыка: «остановись-посмотри»
  • Формирование навыка «перейди»
  • Правила для пешеходов
  • Моделирование перекрестка. Действия по сигналу регулировщика
  • Участники дорожного движения. Правила для пешеходов и пассажиров
  • Способность осознано воспринимать последствия дорожных происшествий. Объяснить где детям следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь.

Экскурсии

Экскурсия к ближайшей дороге

Прогулка к автобусной остановке

Экскурсия к автобусной остановке и её назначение. Довести до сведения детей правила безопасного поведения в автобусе

Экскурсии детей «Выбираем путь к школе» .Учить правилам поведения в общественном и личном транспорте

Итоговое мероприятие

Спектакль для детей  (с участием детей старшего возраста)

Конкурс детских рисунков

Познавательно-  игровой досуг.

Конкурс детских рисунков

Беседа с решением проблемных ситуаций.

 Конкурс детских рисунков и поделок

     Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.

Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать экскурсии по улицам города; чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; практическую деятельность (изо, ручной труд). В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя.  

Проводя занятия, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности.

Приложение №7

Игра как ведущий метод обучения детей

безопасному поведению на дорогах

     Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций.

     С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение дошкольниками в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

 Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.

     Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.

     Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры.

Игры, используемые для обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Дидактические игры

  • Найти нужный цвет
  • Найди свой домик
  • Цветовое лото
  • Собери целое
  • «На улице» (правила дорожного движения)
  • «Красный, желтый, зеленый»
  • Автомобили
  • Перекресток
  • Наш друг – светофор
  • Как добраться до дома
  • «Говорящие знаки»
  • Лото «Дорожные знаки»
  • «Улица»
  • «Стойте! Идите!»
  • «Светофор»
  • «Гонки на выживание»

Подвижные игры

  • Бегите ко мне
  • Воробушки и автомобиль
  • Поезд
  • Найди свой цвет
  • К куклам в гости
  • По ровненькой дорожке
  • Цветные автомобили
  • Лошадки
  • Красный, желтый, зеленый
  • Попугаи в доме
  • Трамвай
  • Горелки
  • Краски
  • Кто скорее к своему флажку

  • Ловишка, бери ленту
  • Стоп!

Сюжетно-ролевые игры

  • Кукла Катя едет в гости
  • Железная дорога
  • Шоферы
  • Везем урожай с поля
  • Моя улица
  • Скорая помощь
  • Мы едем в город на автобусе
  • Путешествие
  • Дядя Степа – милиционер

     

Приложение № 8

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ

 как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  

      

     Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.  

     Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.  

     Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК

Группа

Тема

Младшая группа

  • знакомство с улицей
  • наблюдение за работой светофора
  • наблюдение за транспортом
  • пешеходный переход

 

Средняя группа

  • знакомство с улицей;
  • наша улица;
  • сравнение легкового и грузового автомобилей;
  • наблюдение за светофором.

Старшая группа

  • улица;
  • правила поведения на улице;
  • наблюдение за транспортом;
  • прогулка пешехода;
  • переход;
  • перекресток;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • прогулка к автобусной остановке.

Подготовительная группа

  • улицы и перекрестки;
  • правила дорожного движения;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за движением машин и работой водителя;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • значение дорожных знаков;
  • знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;
  • пешеходный переход (подземный и наземный);
  • островок безопасности.

     Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе становится более широкой. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными Правилами дорожного движения, с понятиями: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”, “светофор” и т.д .  

     В старшей группе целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуются несколько раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.  

       На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей о работе инспекторов ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Приложение № 9

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОРОГЕ

      В ДОУ используются различные формы взаимодействия с родителями по обеспечению безопасного поведения детей на дороге:

  • родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы обеспечения безопасности детей на дороге;
  • открытые занятия, викторины, КВН, спектакли для детей и родителей и с участием родителей;
  • регулярное оформление стендов в группах и в вестибюле «Знать Правила движения – большое достижение»;
  • памятки для родителей, ширмы, папки-передвижки;
  • встречи с сотрудниками ГИБДД, беседа «Правила перевозки детей в автомобиле»;
  • конкурсы по изготовлению поделок руками детей и родителей для игр по ПДД, конкурс рисунков;
  • анкетирование родителей «Осторожно: дорога!», «Я и мой ребёнок на улицах города»;
  • консультации, беседы для родителей.

   

       Разнообразные формы взаимодействия с родителями позволяют повысить их ответственность за обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и учат подчиняться Правилам дорожного движения.

   

Рекомендации родителям младших дошкольников 

     Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!

Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.

Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.

В этом возрасте ваш малыш должен знать:

  • на дорогу выходить нельзя;
  • дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя;
  • переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
  • пешеходы – люди, которые идут по улице;
  • когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;
  • машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);
  • когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень;
  • чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора: Красный свет – движенья нет. А зеленый говорит: “Проходите, путь открыт!”

Рекомендации родителям старших дошкольников

          Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

        Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.

       Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.

      На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.

     Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).

     Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила

Ходить по тротуару следует с правой стороны.

     Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.

     Переходить дорогу полагается только шагом.

Необходимо подчиняться сигналу светофора.

     В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть.

     Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.

Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.

Играть можно только во дворе.

Приложение 10

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПДД

Памятка для родителей по ПДД

«Обучение детей наблюдательности на улице» 

- Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.

- Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.

- При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.

- При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.

- Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.

- Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.

- Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.

- Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.

- Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП. 

- Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!

  

Памятка для родителей-водителей

«Правила перевозки детей в автомобиле»

- Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).

- Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.

- Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.

 

Памятка для родителей

«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

 

- Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.

Игры на проезжей части и возле нее.

- Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.

- Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора.

- Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.

- Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.

- Незнание правил перехода перекрестка.

- Хождение по проезжей части при наличии тротуара.

- Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.

- Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.

 

 Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!

      

Памятка для родителей 

«Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

     Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д.

На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.

Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.

Приложение 11

Анкета для родителей «Осторожно: дорога!»

     Уважаемые родители! Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.
Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.

1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения? ________________________________________________

2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая:

— беседы с ребенком;
— чтение детской литературы по данной теме;
— практические навыки поведения на дороге;
— углубленное изучение Правил дорожного движения;

Ваш вариант______________________________________________________________

3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:

— используете жизненный опыт;
— смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;
— на основе рекомендаций педагога.

4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:

— достаточно часто;
— редко;
— никогда.

5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома?
_____________________________________________________________________

6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:

— организация выставки литературы по данной теме;
— проведение лекториев для родителей;
— встречи с инспектором ГБДД;
— проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.);
— размещение информации в уголке для родителей;
— индивидуальные беседы;
— родительские собрания по данной теме.

Ваш вариант_______________________________________________________________

7. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения у нас в дошкольном учреждении:
— на высоком;
— на среднем;
— на низком.                                             

Благодарим Вас за искренние ответы!

Анкета для родителей

"Я и мой ребенок на улицах города"

Уважаемые родители!

Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты, которые помогут уточнить знают и умеют ли Ваши дети пользоваться правила дорожного движения (ПДД)

1. Знает ли Ваш ребенок свой домашний адрес:

А) знает название города, улицы, номер дома, квартиры, телефон;

Б) знает название улицы, номер дома, квартиры, телефон;

В) знает только 1-2 наименования.

2. Как Вы добираетесь домой с ребенком из детского сада:

А) пешком;

          Б) на транспорте.

3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком…

А) переходите дорогу только по пешеходной дорожке (зебра),

смотрите на сигнал светофора,

Б) переходите по пешеходной дорожке и не смотрите на сигнал

светофора,

В) переходите дорогу где удобно и близко к дому.

4. Различает ли Ваш ребенок сигналы транспортного и пешеходного светофоров:

А) стоит на месте, если горит красный сигнал пешеходного светофора и зеленый сигнал для машин;

Б) путает сигналы светофора, часто ошибается;

В) не знает, что существует пешеходный и транспортный

светофоры и ориентируется на Ваши знания.

5. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может рассказать что они обозначают:

А) да;

Б) нет;

В) затрудняюсь ответить.

6. Когда Вы в последний раз рассматривали с ребенком знаки дорожного движения и рассказывали, что они обозначают:

А) постоянно, когда пользуемся транспортом или переходим дорогу;

Б) достаточно давно;

В) не помню.

7. Знает ли Ваш ребенок виды городского транспорта (если "да", то подчеркнуть):

- автобус,

- троллейбус,

- трамвай,

- такси,

- метро.

8. Считаете ли Вы, что даете в полном объеме своему ребенку необходимые знания и практические навыки поведения на улице и в городском транспорте:

А) да, ребенок знает основные знаки, может их назвать, рассказать

для чего они нужны и применять в жизни;

Б) не уверен, знаний недостаточно, даются от случая к случаю.

Ребенок часто ошибается в названии знаков, не всегда знает, как

вести себя на улице и в транспорте;

В) нет, времени не хватает давать ребенку знания на эту тему.

9. Достаточно ли знаний о ПДД получает Ваш ребенок в ДОУ:

А) да, достаточно;

Б) нет, недостаточно;

В) затрудняюсь ответить.

Дата заполнения анкеты: ______________________________

Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы!

Приложение 12

Консультация для педагогов ДОУ

«Типичные ошибки при обучении детей ПДД»

 

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.

♦             Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД

Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д. Общение должно быть партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.

♦             Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов).

Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

♦ Обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

1.Обходи трамвай спереди, автобус - сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2.При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.

Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.

3.Красный сигнал светофора - «стой», желтый - «приготовиться», зеленый - «иди».

Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО: красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый - не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4.Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.

Эта ситуация крайне опасна.

ПРАВИЛО: необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, не делая ни шагу ни вперед, ни назад.

5.Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.

ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен

и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.

6.Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).

СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.

Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:

- учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;

- объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине;

- разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-

транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры из реальной жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога

Паспорт сожержит перечень методического обеспечения учителя-дефектолога...

ПАСПОРТ комплексного методического обеспечения кабинета педагога-психолога

ПАСПОРТкомплексного методического обеспечениякабинета педагога-психолога...

Паспорт методического обеспечения дошкольной группы МБОУ Верховской ООШ

предлагаю вариант паспорта методического обеспечения в ДОу...

Паспорт комплексного методического обеспечения кабинета учителя-логопеда

Помещение кабинета условно поделено на зоны:·         Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.·...