Учебный план МБДОУ на 2015-2016 уч. г. с учетом ФГОС ДО
методическая разработка на тему

Черногорцева Наталия Александровна

Учебный план МБДОУ «Детский сад «Василек» с. Енотаевка» МО «Енотаевский район» составлен в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnyy_plan_mbdou.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБДОУ 

с учетом ФГОС ДО

на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка (строится на основе особенностей реализуемой программы и приоритетного направления) в которой определено:

- нормативное обеспечение учебного плана;

- особенности реализации инвариантной и вариативной части учебного плана для каждой возрастной группы;

- содержательные характеристики и объем учебной нагрузки для изучения каждой области, если количество часов не нее увеличено;

- объяснение каждого модуля, интегрированного в образовательные области (с учетом реализуемой программы);

- обоснование включения образовательной деятельности, реализуемой преимущественно на факультативной основе или программах дополнительного образования.

Пояснительная записка

        Учебный план МБДОУ «Детский сад «Василек» с. Енотаевка» МО «Енотаевский район» составлен в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», ориентирован  на Концепцию дошкольного воспитания, учитывает основные положения инструктивно-методического письма Минобразования России от 14. 03. 2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», инструктивного письма Минобразования России от 02.06. 1998 № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных организаций на выбор программ и педагогических технологий», Устава МБДОУ. Данный учебный план (в части определения) содержательного компонента образовательного процесса) составлен с учетом перспектив в обновлении содержания, зафиксированных в Концепции и программе развития МБДОУ.

        В МБДОУ «Детский сад «Василек» с. Енотаевка» МО «Енотаевский район» функционирует 9 групп, из них:

        2 – раннего возраста;

        7 – общеразвивающие.

        Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная и утвержденная в МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДОО. Программа базируется на положениях  примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и направлена на решение следующих задач:

        - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

        - максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

        - творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

        Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста ориентирована на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и р.), сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

        Для успешной реализации программы в МБДОУ обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:

        - уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;        

        - использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;

        - построение образовательного процесса на основе  взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических видах деятельности;

- возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- защита от всех форм физического и психического насилия;

- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей в образовательный процесс.

Содержание программы предусматривает постепенный переход от развития элементарных представлений об объекте до установления связей и зависимых отношений между предметами и явлениями; формирует способы познания (сенсорный анализ, построение наглядных моделей и др.). Программа обеспечивает развитие способностей к самостоятельной интеллектуальной деятельности, поддерживает интерес к экспериментированию, способствует сохранению и поддержке индивидуальности ребенка, развитию его индивидуальных особенностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. К программе прилагаются разработанные характеристики поуровневого освоения программы по каждому разделу для отслеживания динамики развития воспитанников (мониторинга).        

Данная программа максимально учитывает сенситивные периоды в развитии детей раннего возраста, ориентирована на стойкую мотивацию к различным видам детской деятельности, обеспечивает условия для социального развития адекватного каждому возрастному этапу.

Годовой календарный график МБДОУ

Непосредственно образовательная деятельность

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности

Продолжительность каникул

Сроки/даты

Образовательная деятельность в группе раннего возраста

 01.09.2015-31.05.2016

92

01.06.2015- 31.08.2016

Образовательная деятельность в группах дошкольного возраста

01.09.2015-31.12.2015

1 неделя (7 дней)

11.01.2016-17.01.2016

18.01.2016- 31.05.2016

92 дня

01.06.2016- 31.08.2016

Учебный год в МБДОУ начинается с 1.09.2015 г. и заканчивается 31.05.  2015 г. Таким образом, длительность учебного периода 2015-2016 учебного года будет составлять 36 учебных недель.

В дни каникул проводится непосредственно организованная образовательная деятельность только эстетической и оздоровительной направленности (музыкальная и оздоровительная). В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок.

Характеристика структуры учебного плана

 непосредственно организованной образовательной деятельности

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в структуре учебного плана МБДОУ выделены две части: обязательная и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть обеспечивает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает представление выбранных и/или разработанных самостоятельно Программ, направленных на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее -  парциальные образовательные программы), методик, форм организации образовательной работы.

В Плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений:

СТРУКТУРА ПЛАНА 

- обязательная часть - не менее 60%

- часть, формируемая участниками образовательных отношений - не более 40%

Обязательная часть - не менее 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений - не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Плана, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику МБДОУ; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально - культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии СанПиН.

В План включены пять направлений, обеспечивающие познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно - эстетическое и физическое развитие детей.

         Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества непосредственно организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий входят в объем максимально допустимой нагрузки. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени занятий.

Образовательная деятельность по физической культуре и музыке проводится со всей группой (по условиям МБДОУ). Музыкальное воспитание детей МБДОУ осуществляет музыкальный руководитель.

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не превышает 10 мин. Осуществление образовательной деятельности проходит в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут).

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную  образовательную деятельность (НОД), проводятся физкультминутки, включающую упражнения на профилактику зрения, общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости (продолжительность 2-3 минуты). Перерывы между периодами НОД - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 - 30 минут в день. В середине НОД статического характера проводится физкультминутка.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия, ритмика и т.п.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста соответствует СанПиН:

1,5-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки,

включая реализацию дополнительных образовательных программ

-

2ч 45мин

4 ч

6ч 15 мин

8 ч 30 мин

Продолжительность НОД

-

не более

15 мин

 не более

20 мин

 не более

25 мин

не более

 30 мин

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

 в 1 половине дня

-

не более

 30 минут

не более

40 минут

не более

45 минут

не более 1,5 часа

Образовательная деятельность по дополнительному образованию проводится не чаще

-

1 раз

в неделю

(не более

 15 мин)

2 раза

в неделю

(не более

20 минут)

2 раза

в неделю

(не более

 25 минут)

3 раза

 в неделю

(не более

 30 минут)

Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут

На основе Учебного плана разработано Расписание непосредственно образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку. В расписании учтены психовозрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе. Образовательная деятельность проводится с несколькими детьми, с подгруппой или со всей группой. Предусматривается рациональное для детей каждого возраста чередование умственной и физической нагрузки.

Учебный план

непосредственно организованной образовательной деятельности

Группа раннего возраста

Перечень основных игр-занятий на пятидневную неделю

Виды игр-занятий

Периодичность и объем

1

Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

3/8

2

Развитие движений

2/8

3

Игры со строительным материалом

1/8

4

Игры с дидактическим материалом

2/8

5

Музыкальное

2/8

Общее количество игр-занятий в неделю

10

Итого минут в неделю

80 (1ч. 20 м.)

Вид организованной образовательной деятельности

Периодичность и объем организованной образовательной деятельности в неделю, мин.

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1

ПОЗНАНИЕ

Продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность

-

-

1/ в 2 недели

1/25

1/30

Формирование элементарных математических представлений

-

1/15

1/20

1/25

2/30

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1/10

1/15

1/20

1/25

1/30

2

КОММУНИКАЦИЯ

2/10

1/15

1/20

2/25

2/30

3

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

4

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Рисование

1/10

1/15

1/20

2/25

2/30

Аппликация

-

1/15

в чередовании

1/в 2 недели

1/25

в чередовании

1/30

в чередовании

Лепка

1/10

1/20

5

МУЗЫКА

2/10

2/15

2/20

2/25

2/30

6

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

2/10

3/15

3/20

3/25

3/30

Итого НОД в неделю

9

10

10

13

14

Итого минут в день

10

30-45

40-60

50-75

90

Итого минут в неделю

90

(1 ч. 30 м.)

150

 (2 ч. 30м.)

200

 (3 ч. 20 м.)

325

 (5ч. 25 м.)

420

(7ч. 00 м.)

Планирование образовательной деятельности

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность

Вторая группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Познавательное развитие

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

3 раза в неделю

4 раза в неделю

Развитие речи

2 раза в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Рисование

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Лепка

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Аппликация

-

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Музыка

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

ИТОГО

10 занятий в неделю

10 занятий в неделю

10 занятий в неделю

13 занятий в неделю

14 занятий в неделю

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Дежурства

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Прогулки

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Модель двигательного режима для детей 1-2 лет

Форма двигательной деятельности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в группе, длительность 3-5 мин.

Комплекс составляется на 2 недели.

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое

Физкультминутка

(имитационные упражнения)

Ежедневно (по мере необходимости и в зависимости от вида и содержания НОД), длительность 1 мин

Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий

Организованная игровая двигательная деятельность (подвижные игры)

Ежедневно, длительность 10 мин

 используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности; подбираются в соответствии с местом и временем ее проведения.

Динамическая гимнастика

ежедневно после дневного сна, длительность 3 мин

Дыхательная гимнастика

ежедневно, 1-2 упражнения единовременно,

используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми

Пробежки по массажным дорожкам

в сочетании с контрастными воздушными ваннами

3 раза в неделю после дневного сна в течение 1 мин

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений

ежедневно 5 мин., утром и вечером на прогулке

Динамическая пауза

во время занятий, 1-2 мин., по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления; могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Игры с движениями и словами

ежедневно, утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке, 5 мин.

Гимнастика пальчиковая

ежедневно, проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время), рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика корригирующая

в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Непосредственно образовательная деятельность в режиме дня

Занятие физической культурой

2 раза в неделю, одно в часы прогулки, 10 мин.

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету

Музыкальное занятие

(с элементами хореографии)

2 раза в неделю, 10 мин

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в зависимости от индивидуальных особенностей

Физкультурно-массовые мероприятия

Неделя здоровья

2 раза в год (январь, март)

День здоровья

1 раз в месяц, в течение дня, последняя неделя месяца

Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность МБДОУ и семьи

Домашние задания

Ежедневно, продолжительность 10 мин

(определяется воспитателем)

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях МБДОУ

Подготовка и проведение физкультурных досугов, Дней здоровья

Модель двигательного режима для детей 2–3 лет

Форма двигательной деятельности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в группе, длительность 5 мин.

Комплекс составляется на 2 недели.

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое

Физкультминутка

(имитационные упражнения)

Ежедневно (по мере необходимости и в зависимости от вида и содержания НОД), длительность 1-2 мин

Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий

Организованная игровая двигательная деятельность (подвижные игры, спортивные упражнения)

Ежедневно, длительность 10-15 мин

 используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности; подбираются в соответствии с местом и временем ее проведения.

Динамическая гимнастика

ежедневно после дневного сна, длительность 3–5 мин

Дыхательная гимнастика

ежедневно, 1-2 упражнения единовременно,

используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми

Пробежки по массажным дорожкам

в сочетании с контрастными воздушными ваннами

3 раза в неделю после дневного сна в течение 3 мин

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений

ежедневно 5-10 мин., утром и вечером на прогулке

Динамическая пауза

во время занятий, 2 мин., по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления; могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Игры с движениями и словами

ежедневно, утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке, 5-10 мин.

Гимнастика пальчиковая

ежедневно, проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время), рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз

ежедневно 3 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Гимнастика корригирующая

в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Непосредственно образовательная деятельность в режиме дня

Занятие физической культурой

2 раза в неделю, одно в часы прогулки, 10 мин.

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету

Музыкальное занятие

(с элементами хореографии)

2 раза в неделю, 10 мин

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в зависимости от индивидуальных особенностей

Физкультурно-массовые мероприятия

Неделя здоровья

2 раза в год (январь, март)

День здоровья

1 раз в месяц, в течение дня, последняя неделя месяца

Физкультурные и спортивные досуги

1 раз в месяц, длительность 15 мин

Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность МБДОУ и семьи

Домашние задания

Ежедневно, продолжительность 10 мин

(определяется воспитателем)

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях МБДОУ

Подготовка и проведение физкультурных досугов, Дней здоровья

Модель двигательного режима для детей 3–4 лет

Форма двигательной деятельности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в группе, длительность 5 мин.

Комплекс составляется на 2 недели.

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое

Физкультминутка

(имитационные упражнения)

Ежедневно (по мере необходимости и в зависимости от вида и содержания НОД), длительность 2 мин. Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий.

Организованная игровая двигательная деятельность (подвижные игры, спортивные упражнения)

Ежедневно, длительность 10-15 мин.

2-3 игры разной подвижности в соответствии с программой и временем года.

Динамическая гимнастика

ежедневно после дневного сна, длительность 5 мин

Дыхательная гимнастика

ежедневно, 1-2 упражнения единовременно,

используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми

Пробежки по массажным дорожкам

в сочетании с контрастными воздушными ваннами

3 раза в неделю после дневного сна в течение 5 мин

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений

ежедневно 5-10 мин., утром и вечером на прогулке

Динамическая пауза

во время занятий, 3 мин., по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления; могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Игры с движениями и словами

ежедневно, утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке, 5-10 мин.

Гимнастика пальчиковая

ежедневно, проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время), рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз

ежедневно 3 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Гимнастика корригирующая

в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Непосредственно образовательная деятельность в режиме дня

Занятие физической культурой

2 раза в неделю, одно в часы прогулки, 10 мин 

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету

Занятие хореографией

 1 раз в неделю, 15 мин.

Музыкальное занятие

(с элементами хореографии)

2 раза в неделю, 10 мин

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в зависимости от индивидуальных особенностей

Физкультурно-массовые мероприятия

Неделя здоровья

2 раза в год (январь, март)

День здоровья

1 раз в месяц, в течение дня, последняя неделя месяца

Физкультурные и спортивные досуги

1 раз в месяц, длительность 15 мин

Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность МБДОУ и семьи

Домашние задания

Ежедневно, продолжительность 10 мин (определяется воспитателем)

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях МБДОУ

Подготовка и проведение физкультурных досугов, Дней здоровья

Модель двигательного режима для детей 4–5 лет

Форма двигательной деятельности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в группе, длительность 6–8 мин

Физкультминутка  (имитационные упражнения)

Ежедневно (по мере необходимости и в зависимости от вида и содержания НОД), длительность 2–3 мин. Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий.

Двигательная разминка во время перерыва между периодами НОД  (игровые упражнения)

Ежедневно в течение 10 мин

Организованная игровая двигательная деятельность на участке (подвижные игры, спортивные упражнения)

Ежедневно, длительность 15–20 мин.

 Динамическая гимнастика

ежедневно после дневного сна, длительность 5 мин.

Дыхательная гимнастика

ежедневно, 1-2 упражнения единовременно,

используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми

Пробежки по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами

3 раза в неделю после дневного сна в течение 5 мин

Специально организованная дозированная ходьба

Ежедневно на дневной и вечерней прогулке, длительность 3–5 мин

Оздоровительный бег

2 раза в неделю, длительность 3–5 мин

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений

ежедневно 5-10 мин., утром и вечером на прогулке

Динамическая пауза

во время занятий, 3 мин., по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления; могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Игры с движениями и словами

ежедневно, утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке, 5-10 мин.

Гимнастика пальчиковая

ежедневно, проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время), рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз

ежедневно 3 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Гимнастика корригирующая

в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Непосредственно образовательная деятельность в режиме дня

Занятие физической культурой

2 раза в неделю, одно в часы прогулки, 20 мин. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету.

Занятие хореографией

 1 раз в неделю, 20 мин.

Музыкальное занятие (с элементами хореографии)

2 раза в неделю, 20 мин

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в зависимости от индивидуальных особенностей

Физкультурно-массовые мероприятия

Неделя здоровья

2 раза в год (январь, март)

День здоровья

1 раз в месяц, в течение дня, последняя неделя месяца

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе

2–3 раза в год, длительность 40–60 мин

Физкультурные и спортивные досуги

1–2 раза в месяц, длительность 25 мин

Совместная физкультурно-оздоровительная работа МБДОУ и семьи

Домашние задания

Ежедневно 10 мин (определяется воспитателем)

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях МБДОУ

Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, Дней здоровья

Модель двигательного режима для детей 5-6 лет

Форма двигательной деятельности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в группе, длительность 8-10 мин

Физкультминутка  (имитационные упражнения)

Ежедневно (по мере необходимости и в зависимости от вида и содержания НОД), длительность 2–3 мин. Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий.

Двигательная разминка во время перерыва между периодами НОД  (игровые упражнения)

Ежедневно в течение 10 мин

Организованная игровая двигательная деятельность на участке (подвижные игры, спортивные упражнения)

Ежедневно, длительность 20-25 мин.

 Динамическая гимнастика

ежедневно после дневного сна, длительность 5 мин.

Дыхательная гимнастика

ежедневно, 1-2 упражнения единовременно,

используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми

Пробежки по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами

3 раза в неделю после дневного сна в течение 5 мин

Специально организованная дозированная ходьба

Ежедневно на дневной и вечерней прогулке, длительность 5-10 мин

Оздоровительный бег

2 раза в неделю, длительность 5-10 мин

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений

ежедневно 10-15 мин., утром и вечером на прогулке

Динамическая пауза

во время занятий, 5 мин., по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления; могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Игры с движениями и словами

ежедневно, утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке, 10-15 мин.

Гимнастика пальчиковая

ежедневно, проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время), рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз

ежедневно 5 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Гимнастика корригирующая

в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Непосредственно образовательная деятельность в режиме дня

Занятие физической культурой

2 раза в неделю, одно в часы прогулки, 25 мин. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету.

Занятие хореографией

 1 раз в неделю, 25 мин.

Музыкальное занятие (с элементами хореографии)

2 раза в неделю, 25 мин

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в зависимости от индивидуальных особенностей

Физкультурно-массовые мероприятия

Неделя здоровья

2 раза в год (январь, март)

День здоровья

1 раз в месяц, в течение дня, последняя неделя месяца

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе

2–3 раза в год, длительность 45–60 мин

Физкультурные и спортивные досуги

1–2 раза в месяц, длительность 30 мин

Совместная физкультурно-оздоровительная работа МБДОУ и семьи

Домашние задания

Ежедневно 10 мин (определяется воспитателем)

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях МБДОУ

Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, Дней здоровья

Модель двигательного режима для детей 6-7 лет

Форма двигательной деятельности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в группе, длительность 10-12 мин

Физкультминутка  (имитационные упражнения)

Ежедневно (по мере необходимости и в зависимости от вида и содержания НОД), длительность 3-5 мин. Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий.

Двигательная разминка во время перерыва между периодами НОД  (игровые упражнения)

Ежедневно в течение 10 мин

Организованная игровая двигательная деятельность на участке (подвижные игры, спортивные упражнения)

Ежедневно, длительность 25-30 мин.

 Динамическая гимнастика

ежедневно после дневного сна, длительность 5 мин.

Дыхательная гимнастика

ежедневно, 1-2 упражнения единовременно,

используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми

Пробежки по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами

3 раза в неделю после дневного сна в течение 5 мин

Специально организованная дозированная ходьба

Ежедневно на дневной и вечерней прогулке, длительность 10-15 мин

Оздоровительный бег

2 раза в неделю, длительность 10-12 мин

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений

ежедневно 15-20 мин., утром и вечером на прогулке

Динамическая пауза

во время занятий, 5 мин., по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления; могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Игры с движениями и словами

ежедневно, утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке, 15-20 мин.

Гимнастика пальчиковая

ежедневно, проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время), рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз

ежедневно 5 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Гимнастика корригирующая

в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Непосредственно образовательная деятельность в режиме дня

Занятие физической культурой

2 раза в неделю, одно в часы прогулки, 30 мин. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету.

Занятие хореографией

 1 раз в неделю, 30 мин.

Музыкальное занятие (с элементами хореографии)

2 раза в неделю, 30 мин

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в зависимости от индивидуальных особенностей

Физкультурно-массовые мероприятия

Неделя здоровья

2 раза в год (январь, март)

День здоровья

1 раз в месяц, в течение дня, последняя неделя месяца

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе

2–3 раза в год, длительность 50–60 мин

Физкультурные и спортивные досуги

1–2 раза в месяц, длительность 35 мин

Совместная физкультурно-оздоровительная работа МБДОУ и семьи

Домашние задания

Ежедневно 10 мин (определяется воспитателем)

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях МБДОУ

Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, Дней здоровья

 Программное методическое обеспечение педагогического процесса в группах дошкольного возраста по образовательным областям

Социально-личностное развитие

Развитие коммуникативной сферы дошкольников реализуется на основе использования парциальной программы Е.В.Рыбак «Вместе», способствующей оказанию практической помощи детям в социальной адаптации. Реализация программы рассматривается как возможность совместного проникновения взрослого и ребенка в многообразный мир звуков, красок и образов, движений, один из путей художественного освоения мира, способов формирования у детей положительного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, стремления к активному самостоятельному действию. В процессе коммуникации у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают тенденции к проявлению нравственно-эстетических норм поведения. Развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности эстетического переживания образности художественного действия – основополагающее и для развития коммуникативной сферы дошкольников.

Особое внимание в ДОО уделяется привитие детям основ и правил безопасности. Данное направление реализуется через методические пособия Т.А.Шорыгиной «Основы безопасности» (для детей 5-8 лет) и «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет». Деятельность педагогов в области безопасного поведения дошкольников регламентирует и методические пособия: «Основы безопасного поведения дошкольников» О.В.Чермашенцевой и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников» К.Ю.Белой.

В ДОО педагоги также реализуют программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, направленную на формирование здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улицах и предполагающую разнообразные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы). Программа разработана на основе государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование самостоятельности и ответственности за свое поведение в старшем дошкольном возрасте. Деятельность педагогов в области обогащения детей знаниями о правилах дорожного движения и формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге регламентирует методическое пособие «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» под редакцией Е.А.Романовой, А.Б Малишкиной.

Система работы по организации игровой деятельности осуществляется через реализацию методического пособия Н.Ф.Губановой «Развитие игровой деятельности».

Сотворчество детей и взрослых реализуется через следующие методические пособия: «Уроки ручного труда» А.В.Козлиной, «Дошкольник и труд» Р.С.Буре. 

Система педагогической работы по полоролевому воспитанию детей 5-7 лет реализуется с помощью методического пособия А.М.Щетининой, О.И.Ивановой «Полоролевое развитие детей 5-7 лет».

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется через пособие «Наследие» М.Ю.Новицкой. методическое пособие «С чего начинается Родина?» (под редакцией Л.А.Кондрыкинской).

С целью формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников педагоги пользуются методическим пособием «Ребенок за столом» В.Г.Алямовской.

Развитие эмоциональной и двигательной сфер, формирование этических представлений и нравственного воспитания детей реализуется через практические пособия: «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Г.Н.Жучковой, «Этические беседы с детьми 4-7 лет» В.И.Петровой, Т.Д.Стульник, «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С.О.Николаевой.

Познавательное развитие

Педагогические условия для развития сенсомоторного интеллекта – основа интеграции содержания образовательной деятельности в группе раннего возраста. Методическое пособие «Занятия по сенсорному воспитанию» Э.Г.Пилюгиной обеспечивает усвоение и накопление сенсорных эталонов малышами через различные виды деятельности и развитие восприятия.

Ознакомление с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) осуществляется через пособие О.В.Дыбиной «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», 

Знакомство с предметами ближайшего окружения осуществляется через реализацию Программы «От рождения до школы» (методическое пособие З.А. Ефановой «Познание предметного мира»).

Формирование основ экономической культуры вводится как основная деятельность в подготовительной группе и осуществляется посредством реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А.Курак.

Развитие математических представлений у детей построено с позиций комплексного развития личности ребенка: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности и регулируется следующими программами и пособиями:

- Программа «Математические ступеньки» Е.В.Колесниковой;

- Программа «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» Н.А.Араповой-Пискаревой;

- «Дошкольная математика» М.А.Касицыной, В.А.Смирновой;

- «Раз – ступенька, два – ступенька…» Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной;

- «Занятия по формированию элементарных математических представлений» И.А.Помораевой, В.А.Позиной;

- «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» В.Н.Волчковой, Н.В.Степановой;

- «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е.Сычевой;

- «Игры по математике для дошкольников» Л.Ю.Козиной.

Задачи и направления математического развития детей в разных возрастных группах разработаны с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций дошкольного воспитания.

Развитие и обучение детей шестого года жизни осуществляется по программе обучения и развития детей 5лет «Предшкольная пора» (под реакцией Н.Ф.Виноградовой). Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальной школе. В реализации данного направления помогает и реализация развивающей программы по подготовке к школе «готовим пальчики к письму» Е.Максимовой, О Рахматуллиной, О.Травкиной, А.Черных.

Развитие экологической культуры дошкольников реализуется через следующие программы и пособия:

- парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог»;

- программа О.А.Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду»;

- «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Ивановой;

- программа «Педагогика нового времени» В.Н.Волчковой, Н.В.Степановой;

-  «Листок на ладони» под редакцией Л.М.Маневцевой;

- «Игровые экологические занятия с детьми» Л.П.Молодовой;

- «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Н.В.Коломиной;

- «Не просто сказки» Н.А.Рыжовой.

Структура образовательного материала основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоционального взаимодействия с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.

Развитие представлений о человеке в истории и культуре реализуется через парциальную программу «Я – Человек» С.А.Козловой.

Речевое развитие

Речевое развитие дошкольников обеспечивается путем реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», отличающейся комплексностью, ориентированной на речевое развитие по всем направлениям: грамматического строя языка, его звуковой культуры и словарного запаса, связной речи, ее выразительности, диалогичности. Занятия вызывают у детей интерес к языку и способствуют приобретению творческого характера речи, тенденции к ее саморазвитию.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой реализуется через программу и пособия В.В.Гербовой: «Приобщение детей к художественной литературе», «Развитие речи в детском саду», «Занятия по развитию речи».

Развитие у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомление с основами грамоты дополнительно осуществляется с помощью следующих  методических пособий: Н.С.Варенцова «Обучение дошкольников грамоте», В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова «Методическое пособие по обучению грамоте и письму», Н.Г.Комратова «Учимся говорить правильно».

Художественно-эстетическое развитие

Развитие детей группы раннего возраста в музыкальной деятельности осуществляется по программе В.А.Петровой «Малыш», преемственной с образовательной программой данного направления в дошкольных группах («Гармония» К.В.Тарасовой) в области как целевого, так и технологического и содержательного компонентов. Программы имеют общий диагностический инструментарий.

Развитие ребенка в музыкальной деятельности также реализуется через парциальную программу «Гармония», направленную на развитие художественных и музыкальных способностей. Она включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей через импровизационный характер занятий. Музыкальный репертуар представлен в хрестоматии и частично на аудиодисках. Программа «Малыш» В.А.Петровой обеспечивает реализацию принципов преемственности музыкального образования от раннего возраста к дошкольному, позитивно влияет на формирование «Я-концепции», развивает социально приемлемые навыки демонстрации себя окружающим, обеспечивает условия для самопознания собственных возможностей, формирует положительное самоощущение, поддерживает проявление творчества. Программы преемственные по содержанию, имеют общую технологическую основу (через использование образовательных доминант и системы творческих заданий), базируются на единой целевой основе – развитие эмоциональной чувственной сферы как приоритетного направления в работе  с детьми.

В практической музыкальной деятельности педагоги используют пособие Г.П.Новиковой «Музыкальное воспитание дошкольников» и учебно-методическое пособие Ж.Е.Фирилевой, Е.Г.Сайкиной «Са-Фи-Дансе».

Педагог-организатор работает по программе музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет А.Бурениной, Т.Сауко «Топ-хлоп, малыши!» и программе по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И.Буренина. Также педагог использует  в работе методическое пособие «Ритмика» А.Е.Чибриковой-Луговской.

Развитие ребенка в изобразительной деятельности осуществляется средствами парциальной программы Т.С.Комаровой «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», позволяющей педагогам развивать изобразительное творчество детей, формировать знания, навыки и умения, необходимые для образного воплощения предметов и явлений действительности.

Формированию у детей изобразительных умений и навыков, развитии творческих способностей способствует реализация Программы Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

Приобщение детей к истокам русской народной культуры ведется педагогами ДОО по пособиям: Т.А.Поповой «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре» и М.В.Тихоновой, Н.С.Смирновой «Красна изба…»

Ознакомление детей с народным искусством педагоги осуществляют через реализацию пособия: «Радость творчества» О.А.Соломенниковой и «Народные праздники в детском саду» М.Б.Зацепиной, Т.В.Антоновой.

Развитие дошкольников в конструктивной деятельности обеспечивается реализацией  парциальной программы «Конструирование и ручной труд» Л.В.Куцаковой, программы «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцаковой, методическим пособием «Занятия по конструированию из строительного материала» Л.В.Куцаковой, ориентированного на организацию занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5-7 лет. Данные пособия включают разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей, формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений), а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.

Парциальная программа Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович «Театр-творчество - дети» служит для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства, что является одним из направлений обновления содержания дошкольного образования. Авторы научно обосновали поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения, системно представили средства и методы театрально-игровой деятельности с учетов возраста, предусмотрели параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы – вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, вызывающих эмоциональные переживания.

Физическое развитие

Парциальная программа «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д.Глазыриной направлена на эффективное управление процессом двигательной активности, развитие умений и способностей ребенка, улучшение его функционального физического состояния во все периоды дошкольного детства.

Дополняется содержание образовательной деятельности в области физического развития методическими пособиями: «Беседы о здоровье» Т.А.Шорыгиной, и «Я и мое тело» С.Е.Шукшиной.

Коррекционное направление

В коррекционном логопедическом пункте применяются «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Дополнительно в своей работе учитель-логопед использует следующие методические пособия:

- «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко;

- «Воспитание у детей правильного произношения» М.Ф.Фомичевой;

- «Если дошкольник плохо говорит» Т.А.Ткаченко;

- «Логопедия» Ж.М.Флеровой;

- «Развитие связной речи» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко;

- «Уроки логопедии» З.А.Репиной;

- «Волшебная логопедия» Е.Л.Крутецкого.

Педагог-психолог  ДОО с целью создания условий для естественного психологического развития ребенка использует в своей работе Программу психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» (от 3 до 7 лет) Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В.

В данной программе уделяется особое внимание развитию познавательных процессов, личностной и эмоциональной сфер, коммуникативных умений, воли и интеллекта, приведены возрастные нормы психического развития ребенка и тематическое планирование психологических занятий.

Дополнительно в психологической работе используются следующие методические пособия:

- Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду»;

- Веракса А.Н. «Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов»;

- Волков Б.С., Волкова Н.В. «Задачи и упражнения по детской психологии»;

- Выготский Л.С. «Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова»;

- Дубина Л.А. «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»;

- Калинина Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения»;

- Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе»;

- Катаева Л.И. «Работа психолога с застенчивыми детьми»;

- Лютова Е.К., Монина П.Б. «Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»;

- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для родителей дошкольных образовательных учреждений»;

- Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий»;

- Постоева Л.Д., Лукина Г.А. «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет»;

- Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»;

- Севостьянова Е.О. «Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения»;

- Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога»;

- «Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/ Под ред. В.К. Котырло»»;

- Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия в средней группе»;

- Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе».

Перечисленные выше направления реализации программы имеют полное методическое обеспечение, включающее в себя пособия как для педагогов, так и для детей.

Содержание программ, реализуемых в ДОО, обеспечивает достаточно высокий уровень базового дошкольного образования.

Наряду с базовым дошкольным образованием специалисты осуществляют дополнительное образование п интересам детей с учетом возможностей ДОО и желаний родителей.

Дополнительный компонент

Данный компонент реализуется на основе следующего программно-методического обеспечения:

- «Хореографическая студия» (А.И.Буренина «Ритмическая мозаика», Ж.Е. Фирилева, Е.Сайкина «Са-Фи-Данс»);

- «Палитра» (А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»);

- регламентированную деятельность (специально организованные занятия);

- нерегламентированную деятельность (совместная деятельность детей и педагогов и самостоятельная деятельность детей).

Регламентированная деятельность.

Работа в данном блоке представлена в виде образовательных и коррекционных занятий, соответствующих основным типам и видам:

- интеллектуально-развивающие (логопедические, познавательные, развитие речи, РЭМП, конструирование);

- эмоционально-развивающие (музыкальные, рисование, лепка, аппликация);

- оздоровительные (занятия физической культурой (в помещении и на прогулке), коррекционные).

Нерегламентированная деятельность:

Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. Данные формы педагогической работы позволяют снизить учебную нагрузку, осуществлять дифференцированный подход к детям и индивидуальную коррекционную работу.

Сбалансированность всех компонентов обеспечивающих образовательный процесс способствует формированию системного подхода к работе всех компонентов ДОО.