Универсальные игровые действия в дошкольном учреждении или как научить дошкольника самостоятельности
статья на тему

Масленкова Лариса Михайловна

Практика развития самостоятельности у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_seminar_gotovyy.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Универсальные игровые действия в дошкольном учреждении

или как научить дошкольника самостоятельности» на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ Чистопольского муниципального района

«Самостоятельная деятельность: ребенок и взрослый в условиях педагогического процесса» в рамках муниципального ресурсного центра «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста «Я и мир».

Старший  воспитатель

                                          МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида»

  Масленкова Л.М.

«… обучение никогда не начинается

   с пустого места, а всегда опирается на определённую

стадию развития, проделанную ребёнком».

Л.С.Выготский

          Поначалу может показаться, что данная тема проста и незначительна. Но, чем дальше и глубже наш  педагогический коллектив изучал данную тему, тем более она становилась существенной и значимой в развитии всего дошкольного образования.

Учитывая государственные, социальные, личностные потребности и интересы современного общества, мы учимся ставить цели своей деятельности. Основной целью современного педагога является создание условий для развития ребенка, как успешной личности, способной не только открывать для себя мир, богатый тайн и загадок, но и находить в нем свое место.

Я сегодня обращаюсь к вам, участникам семинара – к неравнодушным, заинтересованным педагогам принять участие в размышлениях, выслушать теоретическое и практическое мнение ваших коллег  о значении самостоятельной деятельности, о роли в ней взрослого для развития ребенка.

Проведенный опрос среди педагогов высших учебных заведений нашего города помог сформулировать мнение о нынешнем поколении абитуриентов и студентов: «Взрослые люди в большинстве своем не умеют связно выражать свои мысли, ставить перед собой осмысленные и соразмерные своим силам и возможностям задачи, удерживать цели своих действий, достигать их. Они не умеют общаться с другими людьми».

Вы спросите: «В чем здесь связь?..»

Характерной особенностью неготовности современных молодых людей к обучению в высшей школе связана не столько с недостаточностью конкретных знаний и умений (что тоже наблюдается), сколько с неумением самостоятельно работать с книгой, с компьютерными программами и другими источниками информации, активно усваивать материал, т.е. самостоятельно развиваться.

Поэтому мы, педагоги, должны выстраивать свою образовательную деятельность таким образом, чтобы научить детей самостоятельно добывать знания. Но в нашей педагогической среде наблюдается некоторое игнорирование задач целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативных, речевых, регулятивных, общепознавательных, логических и др.

В нашей педагогической деятельности, уважаемые коллеги, важным является решение задач формирования универсальных игровых действий.

Именно такое определение мы дали основной цели образовательной деятельности в нашем дошкольном учреждении. И именно поэтому, портрет выпускника нашего детского сада определяется  одной емкой фразой: дошкольник-универсал игровых действий. То есть это выпускник, наделенный качеством, характеризующимся умением поставить цель деятельности, стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, способный к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

 Мы считаем, что формирование данных универсальных игровых действий происходит посредством грамотно организованной самостоятельной деятельности в ходе воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

           А начало правильно организованной самостоятельной деятельности  появляется тогда, когда у ребенка «надо» меняется на «хочу».

        Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В организации самостоятельной деятельности важно создание разнообразной игровой среды, обеспечивающей ребенку познавательную активность, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Чтобы научить играть, воспитатель должен  сам научиться свободно развертывать сюжет того или иного действия в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.

Поэтому, в целях обучения игровой самостоятельной деятельности нашим педагогическим коллективом были разработаны  правила для педагога:

- начиная с раннего возраста, важно работать над формированием игровых умений, одновременно ориентируя ребенка на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.  

- воспитатель должен играть вместе с детьми. В совместной игре воспитатель снимает позицию «учителя» и сменяет ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствует себя свободным и равным;

- на каждом этапе дошкольного детства, необходимо развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения;

- поощрять инициативу, творчество, независимо от способностей ребенка.

         Первые проявления самостоятельности усматриваются в младшем дошкольном возрасте, который является периодом «первоначального фактического складывания личности''.

Для воспитателя младшей группы это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но и осознанное его формирование у дошкольников как некой схемы освоения предмета или действия в ходе решения новых задач.

С целью формирования данного алгоритма действий у младших дошкольников мы используем элементарное экспериментирование. Для организации данной деятельности педагоги младших групп обустраивают уголки экспериментирования, подбирают оборудование и материалы, изготавливают игры – эксперименты.

Дети с нетерпением ждут  таких занятий, радуются новой возможности что–либо «открыть», исследовать, узнать самому, что же будет на самом деле. Выводы даются малышам ещё с трудом и пока основная роль остаётся за педагогом. Но  дети участвуют, помогают, и, уже, поправляют, подсказывают.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное экспериментирование.
         Эксперимент, уже самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему самому создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
        Наши педагоги средней и старшей групп активно включились в организацию исследовательской деятельности. Они  создают в предметной среде проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя.   Каждый ребенок нуждается в объектах деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в предметно-развивающей среде, побуждает его к поиску достижения цели, с применением имеющихся знаний, при этом стимулируя его активность.

Для  стимулирования активности, творчества детей используем следующие компоненты среды:

-тематические выставки (подлинных экспонатов, иллюстраций, книг);

-мини-музеи (картин, игрушек, открыток);

-оформление помещения группы по сезону;

-выставки детского творчества.

В организации исследовательской деятельности педагоги ориентируются не только на возраст ребенка, но и на фактическое освоение материала в деятельности. Важно правильно устанавливать высоту планки требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам. Но нужно знать, что она должна быть всегда выше их сегодняшних возможностей и способностей.             

 Организация коллективной самостоятельной познавательной деятельности детей  осуществляется в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в нерегламентированных видах детской деятельности и в свободное время, предусмотренное в течение дня.  

        Особое место в среде дошкольников отводится играм с правилами. Именно игры с правилами способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что дети, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе. Если же ребёнок не умеет ориентироваться на игровые правила (путает их, забывает, упускает, нарушает) - это может быть сигналом его неподготовленности к самостоятельной деятельности.

Моделирование  игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, активность действий, учит общению. На помощь игре педагоги создают многофункциональные макеты на различную тематику с соответствующим прикладным материалом, алгоритмы, схемы - образцы, фотографии по сюжетно - ролевым играм, ширмы, различные атрибуты для развития сюжетов игр.

У ребенка, усвоившего навык самостоятельной деятельности, развиваются такие качества личности, как творческая активность, появляется возможность самоутверждения, уверенность в себе. Овладев универсальными игровыми действиям, дошкольник сможет безболезненно переключиться в атмосферу школьного обучения и продолжать формировать универсальные, но уже учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

Игровые технологии в дошкольном образовании. Особенности социализации дошкольников.

Работа содержит материал о структурных компанентах игровой деятельности дошкольников. Основные характеристики развития дошкольников....

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.

Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...

статья "Как формировать предпосылки универсальных учебных действий в дошкольном детстве."

Что такое предпосылки универсальных учебных действий? Какими приемами и методами они формируются в дошкольном детстве? В статье дано подробное описание каждого блока универсальных учебных действий.Мат...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в процессе опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Одним из видов деятельности, в котором наиболее ярко проявляются и развиваются регулятивные универсальные учебные действия – является опытно-экспериментальная деятельность.  В своей работе ...

Презентация к докладу на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий в дошкольной образовательной организации"

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наукЛеонид Абрамович...