Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    "Общеобразовательная программа дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ-залог успешного образовательного процесса"

    Сообщение на городской конференции педагогов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Районная педагогическая конференция

    СООБЩЕНИЕ

     «Общеобразовательная программа дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ – залог успешного образовательного процесса»

    Зам. зав. по ВМР: Гуляева И.В.

    МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 15 «Ёлочка»

    Сентябрь 2012

    В наше время многие  говорят о том, что в ХХI веке оценивать качество жизни населения нужно не столько по объёму ВВП, сколько по НПС – «национальному показателю счастья». И каждый человек, будет счастлив в том случае, если он будет уверен не только в своём завтрашнем дне, но и благополучии своих потомков.

    Сегодня в обществе  идет  становление новой системы  дошкольного образования.  23 ноября 2009 Приказом Министерства образования и науки РФ  № 655  были утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). В наше время  единая система «общественного дошкольного воспитания» преобразовывается в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования.  Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

    Впервые в истории российского образования  ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет:

    -  какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения;

    -  какие она определяет  цели образования и его   содержание;

    -  как должен быть организован образовательный процесс.

     Образовательная   программа   ДОУ  - это модель организации  образовательного   процесса  в  дошкольном учреждении.

    Образовательная программа  – это стратегический плановый документ, обусловленный логикой развития самого ДОУ, его традициями, достижениями, возможностями, запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей).  Она  поможет ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования, и призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе.  

    Важнейшим условием реализации образовательной программы каждым дошкольным учреждением является коллективный характер деятельности по ее разработке и реализации.

    Наш детский сад функционирует как муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным художественно – эстетическим направлением.  Воспитательно – образовательная деятельность строится  в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, отвечающей  требованиям ФГТ.

    Отправной точкой в выборе стратегии методического сопровождения реализации ФГТ в нашем ДОУ стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в детском саду, позволивший выявить основные  затруднения педагогов. Выяснилось  что:

    1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.

    2. Так же недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГТ. Имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.

    3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими  методов обучения и воспитания,  соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников.

    4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях.

    5. Педагоги испытывают трудности в проектировании образовательного процесса. Сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области».

    6. В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом, все же, является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – бегать, третий – играть на барабане? Все равно должна быть система обучения, и слово «занятие» в программе, как считают наши педагоги, должно присутствовать, но нужно отличать его от школьного урока.

    7.  Опрос в форме анкетирования показал, что только небольшой процент  педагогов получают личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.

    В   течение года  рабочая группа  нашего ДОУ работала  над постепенной перестройкой своей деятельности  в логике новых требований, и  занималась разработкой проекта общеобразовательной   программы  и новой системы в структуре планирования образовательной деятельности.

    Образовательная программа в нашем детском саду  разрабатывалась  по определенному алгоритму действий:

    1. В учреждении была создана  Рабочая группа, целью работы которой была  разработка проекта  образовательной программы ДОУ.

    2. Состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утвержден  приказом заведующей.

    3. Рабочая группа организовывала  свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ. Положение  разрабатывалось администрацией учреждения,  принималось  на педагогическом совете и утверждалось  приказом заведующей.

    4. Рабочая группа работала в соответствии с  «Планом работы по внедрению федеральных государственных требований  к структуре  образовательной программы ДОУ», утвержденному заведующей, в котором указаны конкретные мероприятия,  определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица.

    5. Оперативные совещания Рабочей группы проводились  2 раза в месяц; решения оформлялись  в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы.

    6. В итоге работы был  составлен проект образовательной программы, который  с учётом дополнений, замечаний со стороны всех участников образовательного процесса,   стал  каркасом  программы  нашего ДОУ.  

    7.  Проект образовательной программы ДОУ обсуждался,  дополнялся  и принимался  на установочном  педагогическом совете.

    8.  Окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующей  и вводится в действие.

    На данный момент в ДОУ создана образовательная программа на основе Примерной основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и начата деятельность по ее внедрению в практику работы детского сада:

    1. Разработана новая структура  системы планирования воспитательно – образовательного процесса.

    В структуре  планирования  выделены  следующие виды планов:

    - перспективный комплексно – тематический план;

    - перспективно - календарный план;

    - календарный план.

    Содержание системы планирования  основано на принципах:

    - развивающего обучения, целью которого является развитие каждого ребенка;

    - интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными  возможностями и особенностями детей;

    - единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

    - учетом основной формы  работы с детьми  – игры, как ведущего вида деятельности;

    -  организации совместной с  взрослыми и самостоятельной деятельности детей  в решении образовательных задач  в течение НОД и при проведении режимных моментов;

    - подбора материала с учетом критериев полноты, необходимости и достаточности.

    2.  Ведется реорганизация предметно – развивающей среды с учетом современных требований и принципов построения развивающей среды.

    3. Организована  и внесена в годовое планирование деятельности ДОУ методическая поддержка педагогов  в  виде проекта «Современный воспитатель», где в форме консультаций, семинаров, дискуссионных клубов,  практических занятий по обмену опытом, педсоветов,  педагоги смогут получить необходимую помощь в интересующих их вопросах.

    Нерешённые проблемы есть и останутся на следующий учебный год. Нам предстоит большая работа по внедрению программы, поэтому продолжится работа в рамках рабочей группы и в рамках семинарских занятий.

    В заключение хочется пожелать всем успеха и отметить, что в новой образовательной программе на самом деле не так много нового – это  образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Организация воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями"

    Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитат...

    «Проектирование и разработка основной образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО»

    Данный материал поможет руководителям, методистам в составлении основной общеобразовательной программы ДОУ, выстроить систему работы по данному направлению...

    ПЛАН ОБНОВЛЕНИЯ РППС И УЛУЧШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

    ПЛАН ОБНОВЛЕНИЯ РППС И УЛУЧШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИСОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С  ФГОС ...

    Статья на тему: «Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС»

    Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного миним...