Современное состояние системы дошкольного образования
статья на тему

Москальцова Елена Викторовна

проект по основным направлениям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon variativnye_modeli_do.ppt275 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современное состояние системы дошкольного образования

Слайд 2

Основные направления развития ДО: - обеспечение доступности дошкольного об­разования: - повышение его качества . Обеспечение равной доступности образовательных услуг - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в РФ и в настоящее время. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, которая должна обеспечивать конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Слайд 3

Система ДО рассматривается сегодня и как: - один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей; - улучшения демографической ситуации в России. Объективно увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий, в том числе гарантии устройства ребенка в ДОУ. Таким образом, обеспечение доступности Дошкольного образования является важным аспектом демографической политики государства .

Слайд 4

На данном этапе проблема нехватки мест в ДОУ, остается актуальной для многих регионов страны. В списках детей, нуждающихся в ДОУ, в нашей стране числится более миллиона детей старше трех лет. К этому числу нужно прибавить детей раннего дошкольного возраста, детей из отдаленных населенных пунктов, где нет детских садов, детей, которые не могут посещать учреждения общеразвивающего вида по состоянию здоровья; детей, чьи родители не могут платить за детский сад и др.

Слайд 5

Проблема доступности дошкольного образования для всех катего­рий граждан, имеющих детей дошкольного возраста, может быть в значительной мере решена за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных организационных форм дошкольного образования, а также более гибкой систе­мы режимов пребывания детей в ДОУ. В группе полного дня, напри­мер, может быть несколько режимов - от 10,5 часов в день.

Слайд 6

Система дошкольного образования РФ представлена сетью образовательных учреждений разных типов и видов. При ее формировании государство в лице органов власти всех уров­ней старается максимально учесть особенности детей, запросы их родителей.

Слайд 7

«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» устанавливает различные виды ДОУ : детский сад; детский сад для детей раннего возраста; детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольно­го) возраста; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад компенсирующего вида; детский сад комбинированного вида; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей; центр развития ребенка - детский сад.

Слайд 8

Основной структурной единицей организации образовательного процесса является группа детей дошкольного возраста. Группы имеют разную направленность : общеразвивающую, компенсирующую, ком­бинированную, оздоровительную. Это позволяет учитывать особен­ности определенного контингента детей.

Слайд 9

Деятельность групп общеразвивающей направленности ориентирована на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников. Группы компенсирующей направленности создаются для детей, имею­щих ограниченные возможности здоровья. Их цель - квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий дошкольников, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В этих группах реализуют­ся программы ДО, а также комплекс сани­тарно - гигиенических, профилактических и оздоровительных мероп­риятий и процедур. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное обучение и воспитание здоровых детей и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей - инвалидов.

Слайд 10

Группы детей дошкольного возраста могут работать в разных режимах: полного (12 часов), укороченного (8 - 10 часов), продлен­ного (14 часов) дня, круглосуточного или кратковременного (3-5 часов) пребывания. Такой различный режим пребывания связан как, с особенностями самих детей, так и с потребностями их семей. Наи­большим спросом у родителей пользуются детские сады полного дня , в которых в течение 12 часов осуществляются присмотр, уход, питание, реализуются программы дошкольного образования.

Слайд 11

Группы для детей дошкольного возраста могут создаваться не только в ДОУ, но и в общеобразовательных учреждениях, образо­вательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждениях дополнительного образования, культу­ры, социального назначения.

Слайд 12

Создание групп различного вида для детей от 2 месяцев до 7 лет: - в ДОУ, - на базе различных культурно - образовательных центров и цент­ров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и т.п.), - на основе добровольных родительских сообществ, работающих в разных временных режимах (с полным или неполным днем пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), позволяет в значительной мере приблизить рынок образовательных услуг к многообразным запросам населения, более полно использовать культурный потенциал социума в образовании детей дошкольного возраста.

Слайд 13

Классификация образовательных структур в системе образования дошкольников Все разнообразие образовательных структур и форм организаций дошкольного образования может быть систематизировано по различным основаниям: По базовому учреждению: - группы на базе дошкольных образовательных учреждений, - средних общеобразовательных школ, - учреждений дополнительного образования (домов творчества, студий, детских оздоровительных выездных лагерей). По времени пребывания детей в образовательном простран­стве: - группы кратковременного пребывания, - полного дня, - круглосуточного пребывания.

Слайд 14

По образовательной направленности : - группы общеразвивающего вида, - коррекционной направленности, - по подготовке к школе, - группы социальной адаптации, - прогулочные и игро­вые группы, - детско - родительские учебные и творческие объе­динения. По контингенту детей : - группы для часто и длительно болею­щих детей; - для детей с нарушениями в развитии. По возрасту воспитанников : - дошкольные образовательные группы для детей раннего, младшего, среднего и старшегодошкольного возраста; - разновозрастные группы.

Слайд 15

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДО В настоящее время в образовательной практике большинства регионов России реализуются три основные модели обеспечения равных стартовых условий получения образования детьми дошкольного возраста из разных социальных групп и слоев населения: - в группах полного дня , на базе образовательных учреждений, осуществляющих основную общеобразовательную программу ДО; - в группах кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений разных типов, учреждений культуры, здравоохранения, социальных служб и родительских сообществ; - в условиях семейного воспитания в форме собственно семейного образования, осуществляемого родителями (лицами, их заменяющими), а также в форме гувернерства.

Слайд 16

Модель 1 . Дошкольные образовательные группы полного пребывания Данная модель может реализовываться в различных режимах: полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), круглосуточного пребывания; функционировать в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей возможна организация работы таких групп в выходные и праздничные дни. Модель имеет безусловные преимущества, так как в условиях полного пребывания (с организацией режимных моментов - кормления, сна, прогулок и пр.) может быть в полной мере реализована основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Слайд 17

В ДОУ разного вида сосредоточены материально - технические и кадровые ресурсы, что дает возможность адаптироваться к быстро меняющимся социально - экономическим условиям современного общества, равно как и к ежегодно обновляющемуся контингенту детей. Однако до сих пор сохраняется ситуация, при которой существенное количество дошкольников не может получать образовательные услуги в рамках данной модели.

Слайд 18

В известной мере решить проблему охвата детей из семей перечисленных категорий могут дошкольные образовательные группы полного пребывания на базе детских оздоровительных лагерей. Основной задачей создания дошкольной группы на базе детского оздоровительного пришкольного лагеря является создание условий для организации периода адаптации будущих первоклассников к обучению в школе.

Слайд 19

В условиях пришкольного лагеря решается ряд задач , связанных с повышением уровня готовности детей к обучению и адаптивности самой школы: 1.Организация знакомства будущих первоклассников с помещением школы. 2.Знакомство с традициями школы, выработка правил взаимодействия детей и взрослых. 3. Организация педагогического наблюдения за детьми. 4. Построение конструктивных и продуктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. 5. Повышение уровня готовности будущих первоклассников к осуществлению учебной деятельности . 6. Оказание помощи детям в формировании умения продуктивно выражать себя .

Слайд 20

При составлении единой программы работы детского пришкольного лагеря учитывается необходимость презентовать школьную жизнь как возможность самоактуализации в различных видах деятельности, интересных детям. Дети дошкольной группы включаются в работу кружков, секций, творческих объединений. Обязательным является ознакомление будущих первоклассников с работой секций, предоставление возможности попробовать себя в различных видах деятельности.

Слайд 21

Группа полного пребывания на базе выездного оздоровительного лагеря Традиционно за бортом системы дошкольного образования остаются дети из неблагополучных, малообеспеченных и неполных семей, из отдаленных сельских районов, где нет детских садов и дошкольных образовательных групп при школах. Среди причин, по которым дошкольники не получают образования, - удаленность ДОУ от места их проживания, низкий достаток в семье, отсутсвие у родителей стремления позаботиться о коррекции и поддержке развития своих детей, дать детям образование. Именно дошкольники из этих категорий пополняют при поступлении в школу контингент детей с ослабленным здоровьем, признаками школьной дезадаптации, трудностями в обучении.

Слайд 22

Ежегодное увеличение количества детей «группы риска», побудило специалистов к разработке альтернативной модели подготовки к школе. Таким образом, исследователи обосновали возможность организации предшкольной подготовки на базе выездного оздоровительного лагеря , они отмечают что в течение одной смены в лагере может быть реализован комплекс определенных педагогических задач, осуществлен полноценный оздоровительный и образовательный цикл .

Слайд 23

Модель 2. Дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания Группы кратковременного пребывания организуются с целью обеспечения всестороннего (физическое, интеллектуальное, социальное, эстетическое и др.) развития дошкольников, не посещающих ДОУ, формирования у них основ готовности к школьному обучению. Они могут функционировать по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 3 до 5 часов в день, в зависимости от потребностей родителей. Группы могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования. ДОУ, имеющее в своем составе данные группы, несет ответственность во время образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, работников группы, за соответствие форм, методов и средств его организации возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

Слайд 24

Главной особенностью функционирования ГКП является организация взаимодействия педагогов и родителей. Сотрудничество с родителями включает несколько традиционных направлений: - психолого - педагогическое просвещение родителей, - привлечение их к активному участию в образовательном процессе, - выявление и распространение позитивного опыта оздоровления и образования детей в условиях семьи. Особое внимание в работе с семьей в условиях группы кратковременного пребывания уделяется формированию готовности родителей к организации совместной деятельности с детьми в семье.

Слайд 25

Можно выделить следующие виды групп кратковременного пребывания: « Адаптационная группа » - для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет. (создается в целях обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ). « Группа развития » - для детей от 3 до 7 лет. (создается с целью всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых). Группа «Будущий первоклассник» - для детей 5-6 лет (с целью подготовки детей старшего дощкольного возраста к школьному обучению). « Группа для дошкольников , для которых русский язык не является родным» - для детей 3 - 7 лет( создается с целью обеспечения адаптации ребенка в русскоязычной среде, овладения навыками русской речи, формирования основ готовности к школьному обучению). «Группа для дошкольников с отклонениями в развитии » - для детей 2 - 7 лет (оказание систематической психолого – медико - педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консульта­тивно - методической поддержки родителей). Группа «Особый ребенок » - для детей - инвалидов в возрасте 2 - 7 лет (с целью оказания систематической психолого – медико - педагогической помощи детям - инвалидам, формирования у них предпосылок к учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей). Группа «Играя, обучаюсь » - для детей 1,5 - 7 лет (создается для обеспечения освоения ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирования основ готовности к школьному обучению). « Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» -для детей 2 - 7 лет (создается с целью оказания помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за ними). « Группы кратковременного пребывания для часто и длительно болеющих детей »

Слайд 26

В рамках данных групп для детей организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников имеет определенные особенности. Сотрудничество включает несколько традиционных направлений: -психолого - педагогическое просвещение родителей, - привлечение их к активному участию в образовательном процессе, - выявление и распространение позитивного опыта оздоровления и образования детей в условиях семьи. Особое внимание в работе с семьей в условиях группы кратковременного пребывания уделяется формированию готовности родителей к организации совместной деятельности с детьми в семье. План работы специалистов ДОУ с семьей предусматривает разно­стороннее информирование родителей о направлениях, содержании и методах работы с дошкольниками.

Слайд 27

Инновационным компонентом организации взаимодействия ДОУ и семьи являются два экспериментальных варианта обучения детей в сотрудничестве с родителями: очного и очно-заочного . Активное сотрудничество педагогов и родителей, основанное на построении партнерского диалога, является непременным условием успешного образования часто и длительно болеющих детей. Специфической чертой очного варианта обучения родителей является установление тесного контакта (встречи в «Школе для родителей», семинары - практикумы, совместные мероприятия с участием детей и родителей, педагогические гостиные и пр). Очно-заочный вариант обучения родителей предусматривает ус­тановление такого взаимодействия с семьей, которое характеризу­ется ограниченностью контактного общения его участников с пре­обладанием дистанционных форм работы (информационные листы, тематические буклеты, газеты, памятки, видеотека, обмен инфор­мацией на сайте ДОУ и т.д.). При этом разного рода памятки, реко­мендации, предлагаемые родителям, не подменяют содержательно­го общения с педагогами, а дополняют его .

Слайд 28

К очевидным преиму­ществам данной формы работы с родителями относятся: минимум временных затрат, наличие у родителей возможности не спеша ос­мыслить полученную информацию, предупреждение возможных си­туаций неконструктивного общения участников взаимодействия. На на­чальном этапе функционирования группы кратковременного пре­бывания наиболее целесообразны очные формы работы с родителями: координационное собрание, консультации, практикумы, показ фраг­ментов занятий, проведение совместных мероприятий с участием родителей и детей, деловые игры с элементами тренинга. Основная их цель заключается в сплочении родительского коллектива, созда­нии позитивных установок на общение с педагогами и формирова­нии представлений о способах оздоровления и образования часто и длительно болеющих детей. В максимальной степени обозначенные целевые установки реализуются в ходе подготовки и проведе­ния совместных праздников и развлечений с участием детей, роди­телей и педагогов.

Слайд 29

Семьям могут быть пред­ложены серии информационных буклетов. Например: «Библиотека здоровья»: «Волшебная гимнастика», «Оздоро­вительные процедуры дома», «Осанка по заказу», «Научите ребенка правильному дыханию», «Физическая реабилитация на первой-второй неделе заболевания» и др. «По дороге в школу»: «Развиваем внимание», «Самый смыш­леный», «Фантазеры» и т.д. Краткая и конкретная форма изложения материала в буклетах обеспечивает родителей необходимой информацией, позволяет дать ответы на возникающие у них вопросы, обменяться опытом решения: актуальных проблем

Слайд 30

В рамках реализации очно-заочного варианта взаимодействия с родителями в ряде ДОУ может использоваться достаточ­но новая форма работы с семьей - «Телефон доверия». В пределенный день недели родители могут позвонить и получить консультацию любого специалиста ДОУ по интересующему их вопросу. Широко используются интерактивные формы работы: - презентация оздоровительных рецептов, - деловая игра с элементами тренинга («Готовимся к школе: хочу и могу»), - защита семейных творческих и исследовательских проектов («Герб семьи», «Новогодняя красавица», «День рождения семьи», «Пора в школу!», «Костюм моей мечты» и др.).

Слайд 31

Метод проектов предполагает поэтапную орга­низацию поисково - познавательной, творческой деятельности детей и взрослых. Данный метод в максимальной степени обеспечивает реализацию принципа самостоятельности и активности в обучении, а также позволяет объединить единым содержанием, увлекательной деятельностью всех участников образовательного процесса.

Слайд 32

После специальной подготовки родителей в группах кратковремен­ного пребывания может быть внедрена практика «домашних заданий», обеспечивающих преемственность в работе ДОУ и семьи. Тематика, содержание и структура «домашних заданий» определяется с учетом индивидуальных особенностей детей и содержания образовательной работы, проводимой в группе (изготовление чесночных бус, кулонов для профилактики простудных заболеваний, ароматических подушек, составление библиотечки «Семейное чтение», выполнение игровых упражнений на развитие внимания, памяти, восприятия и т.д.).

Слайд 33

Группы кратковременного пребывания коррекционной направленности Актуальными и востребованными сейчас становятся группы кратковременного пребывания коррекционной направленности . При этом работа в них ведется в двух направлениях: - организация коррекционно - развивающих занятий с детьми - и консультирование се­мей, имеющих детей с проблемами в развитии. Варианты функционирования таких групп: Вариант 1. Включение коррекционных услуг в практику работы традиционной ГКП. Подобная практика распространена в детских садах комбинированного вида, Центрах развития ребенка, различных центрах реабилитационной, психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям.

Слайд 34

Штатное расписание таких учреждений предполает наличие различных специалистов (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.), которые могут оказывать квалифицированные услуги по выявлению и коррекции детей недостатков в развитии в условиях ГКП, созданной на их базе. В программу, по которой работает группа, включается коррекционно-развивающий блок, позволяющий задать индивидуальную траекторию развития ребенка с тем или иным нарушением развития. «Индивидуальный маршрут» составляется для каждого ребенка по результатам диагностического обследования на этапе «вхождения» в группу, а затем корректируется на промежуточных этапах (середина, конец года). Он учитывает спектр нарушений, индивидуальных особенностей развития ребенка, а также адресное и сбалансированное воздействие на него специалистов. По итогам работы родителям могут быть даны рекомендации по организации дальнейшей эффективной работы с данным ребенком.

Слайд 35

Для более полной реализации поставленных задач в рамках коррекционно-развивающего блока проводятся специальные занятия а детьми по формированию когнитивных функций, развитию эмоционально-волевой и личностной сфер. Они могут быть групповыми и подгрупповыми в зависимости от| того, как много детей и с какими нарушениями поступило. При этом дети не лишаются традиционных видов деятельности, предусмотренных программой, и работа с ними не превращается в «натаскивание» по отдельным направлениям. В перерыве между занятиями дети имеют возможность поиграть в сюжетно - ролевые, подвижные, дидактические, настольно - печатные игры, заняться самостоятельной художественно-творческой деятельностью, уединиться или побыть в коллективе детей и взрослых, а также подготовиться к следующему занятию, выполняя трудовые поручения педагога.

Слайд 36

В целом задачи коррекционно-развивающего блока следующие: ранняя диагностика отклонений в развитии; преодоление нарушений в развитии дошкольника и дальнейшая их профилактика; комплексный подход к обследованию и коррекции нарушений развития; оказание помощи детям с нарушениями в развитии, с проблемами социальной адаптации, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; создание в учреждении условий для реализации преемственности образовательного процесса; профилактика дезадаптации к обучению в школе, отклоне­ний в психологическом здоровье детей; систематическая просветительская деятельность по популяри­зации и распространению передовых базовых знаний для обес­печения эффективного взаимодействия педагогов, родителей и детей.

Слайд 37

Решить поставленные задачи, можно лишь обеспечив, эффективное взаимодействие специалистов. учитель-логопед выявляет и корректирует нарушения речи, сопровождает ребенка после проведенной коррекции; педагог-психолог проводит раннюю диагностику нарушений в развитии, оказывает помощь в развитии всех функций пси­хики (внимание, память, мышление, работоспособность и пр.), формирует психологическую готовность к школе, совершен­ствует навыки коммуникации и общения; социальный педагог содействует социальной адаптации детей в обществе, проводит профилактику отклонений в социализа­ции, осуществляет работу с родителями семей «группы риска». Общая организация и текущий контроль коррекционной работы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом учреждения.

Слайд 38

Вариант 2. Группа кратковременного пребывания по оказанию до­полнительных (коррекционных) услуг детям старшего дошкольного воз­раста. Такие группы создаются для детей, которые показывают недостаточный (низкий и ниже среднего) уровень психолого-педа­гогической готовности к школе, родители которых не имеют воз­можности по разным причинам (удаленность от дома, отсутствие специалистов, низкий доход и пр.) обеспечить ребенку индивиду­альные занятия со специалистами перед его поступлением в школу. Целесообразно организовывать такие группы при школах, учрежде­ниях «Начальная школа - детский сад», центрах психолого-педаго­гической, реабилитационной помощи, в которых есть специалисты Достаточного уровня квалификации. Численность групп может быть от 7 до 10 человек, занятия должны проводиться в отдельном помещении с наличием двух зон: учебная (со столами или партами) и игровая (ковер, напольные подушки) В ряде случаев необходимо проводить занятия в комнате релаксации (психологической разгрузки), где отсутствует учебная зона.

Слайд 39

Работу в группе могут вести разные специалисты, среди которых обя­зательно должны быть педагог-психолог, дефектологи (согласно про­филю группы), социальный педагог и воспитатель. Оптимальная периодичность занятий - 2 раза в неделю, продолжительность кор­рекции - от 1 до 2 лет (в зависимости от сложности проблемы).

Слайд 40

ГКП по подготовке к школе на базе общеобразовательных школ «Школа будущего первоклассника» Большое число нарушений требований к содержанию и органи­зации обучения и воспитания дошкольников характерно для структуры, примером кото­рых служит «Школа будущего первоклассника» (занятия в неприемлимой для дошкольников форме, в вечернее время, в выходные дни) - Школы зачастую не рассматривают ШБП как особое подразделение, работа которого должна быть организована согласно требованиям к структурам дошкольного образования. Это прямо противоречит Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, согласно которому основной структурной единицей любого образовательного учреждения, реализующего программу дош­кольного образования, признана дошкольная образовательная группа - нарушение требования к комплектованию групп. Здесь, в одну группу предшкольной подготовки осуществляется набор как детей, не посещающих, так и посещающих ДОУ. В ре­зультате, данная структура не решает главную задачу, ради которой задумывалось создание вариативных форм предшкольного образо­вания - повышение охвата образовательными услугами детей дош­кольного возраста.

Слайд 41

- для детей, не посе­щающих детский сад, ГКП должна стать структурой, в которой они, в первую очередь, могут освоить обязательную часть основной общеобразовательной программы ДО. Если же дети посещают ДОУ, то на базе школы им могут быть предло­жены лишь дополнительные образовательные услуги (то есть услу­ги, выходящие за рамки основных общеобразовательных программ. - Дети, посещающие и детский сад, и ШБП, оказываются в ситуации перегрузки. Тот факт, что занятия организуются в вечернее время или в выходные дни, с нарушением режима отрицательней сказывается на их здоровье и мотивации к обучению в школе. - Занятия ШБП обычно организуются в стандартных учебный классах, не приспособленных для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. В таких помещениях мебель оказывается детям не по росту, не соблюдаются нормы плошади на каждого ребенка, отсутствует игровая зона и зона отдыха, ни представлена предметно-развивающая среда. - Традиционно в ШБП акцент делается на обучение детей чтению и письму, ознакомление с началами математических знаний, и весь образовательный процесс нередко сводится только к решению данных задач. Это приводит к нарушению требований к содержанию, формам и методам работы с дошкольниками и влечет за собой целый ряд проблем. -В ШБП чаще декларируется, чем соблюдается требование обес­печения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Слайд 42

Модель 3. Образование дошкольников в семье Данная модель основана на идее взаимодополнения семейного общественного воспитания, которая предполагает совместную работу и ответственность родителей как главных воспитателей ребенка в ДОУ как государственной организации в процессе образования детей дошкольного возраста.

Слайд 43

Образование дошкольников в семье. В рамках организации дош­кольного образования детей, не посещающих детские сады при ДОО со­здаются семейные дошкольные группы. Согласно Типовому положению о ДОУ «при необходимости в дош­кольных образовательных учреждениях могут быть организованы « семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основ­ной общеобразовательной программы дошкольного образования». Данные Группы являются структурным подразделением ДОУ, организуются в семьях, имеющих на момент их создания 2-х и более детей в возра­сте от 2 мес.- 7 лет. В случае если в семье имеется один ребенок, возможна организация СДГ при условии приема детей из других се­мей. В группу включаются как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. Таким образом, семейные группы - это форма организа­ции дошкольного образования малой наполняемости (3—5 детей).

Слайд 44

СДГ могут создаваться в свободных муниципальных помещениях; на дому у воспитателя. Важно, что каждая такая группа может обучать разнообразную помощь и поддержку ближайшего детского сада, консультации специалистов, медицинское обслуживание де­тей и обучение воспитателей семейных групп. Таким образом, семейные группы могут создаваться физическими и юридическими лицами и осуществлять свою деятельность как структурное подраз­деление муниципального ДОУ, реализующего основную общеобра­зовательную программу дошкольного образования, так и как само­деятельная организация.

Слайд 45

В случае если СДГ открываются по решению Учредителя ДОУ, родитель детей, претендующий на долж­ность воспитателя, подает заявление в ДОУ об открытии группы и необходимые документы. ДОУ, структурным подраз­делением которого является семейная группа, обеспечивает: - осна­щение необходимым для содержания детей и осуществления образовательного процесса оборудованием и инвентарем; - организацию образовательного процесса; организацию питания детей; медицин­ское обслуживание воспитанников группы; контроль за ее функционированием. Подобная форма организации образования дошкольников пред­ставлена, прежде всего, группами, которые обеспечивают присмотр и уход за детьми в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Слайд 46

Они организуются в целях поддержки многодетных семей, предоставления родителям, имеющим детей, возможность трудоустройства, не прерывая про­цесс воспитания детей; развития новых форм дошкольного образо­вания с реализацией индивидуального подхода в воспитании; обес­печения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием. Воспитателем семейной группы может быть родитель многодетной семьи, прошедший социально-психо­логическое обследование. Для назначения на должность воспитателя семейной группы родитель должен иметь среднее или высшее педагогическое образование, среднее профессио­нальное или высшее профессиональное (непедагогическое) образо­вание и дополнительную профессиональную подготовку в области педагогики, психологии и методики дошкольного образования. Работники семейной группы становятся сотрудниками образовательного учреждения.

Слайд 47

К семейной группе могут быть отнесены различные категорий семей: многодетные семьи, имеющие 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (в этом случае воспитанниками семейной группы являются собственные дети семьи, на базе которой создана группа); многодетные семьи с одним или двумя детьми дошкольного возраста при условии приема детей дошкольного возраста из других семей; семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста и ребенка - инвалида при условии приема детей дошкольного возраста из других семей; другие категории семей по решению органов местного самоуправления (общее количество детей в группе при этом определяется с учетом их возраста, площади жилого помещения и количеством комнат в нем).

Слайд 48

Для оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дома, рекомендовано организовывать такую форму работы с семьей как консультативные пункты при детских садах и других учреждениях, имеющих в штате специалистов дошкольного образования разного профиля (методисты дошкольного образования, педагоги-психологи, учителя-логопеды и пр). Деятельность КП предполагает тесное сотрудничество ДОУ с семьей. Все формы и виды взаимодействия должны быть направлены на: - установление доверительных отношений между родителями и педагогами, - оказание помощи родителям в установлении контакта со своими детьми; - на воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Целью КП является предоставление муниципальной услуги по оказанию консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, по вопросам воспитания, обучения и развития детей от рождения до 7 лет.

Слайд 49

Основные задачи консультативных пунктов: распознавание, диагностирование проблем в развитии дошкольников; содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ; оказание всесторонней помощи родителям детей 5- 7 лет, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Слайд 50

Услуги, предоставляемые консультативными пунктами: просвещение родителей - инфор­мирование родителей, направленное на предотвращение воз­никающих семейных проблем и формирование педагогиче­ской культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, форми­рование положительных взаимоотношений в семье; диагностика развития ребенка - психолого-педагогическое изу­чение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в разви­тии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по даль­нейшему развитию и воспитанию ребенка; консультирование (психологическое, социальное, педагоги­ческое) - информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кри­зисных ситуаций; проведение коррекционных и развивающих занятий на осно­ве индивидуальных особенностей ребенка, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи; социальная адаптация ребенка в детском коллективе - разви­тие у ребенка навыков социального поведения и коммуника­тивных качеств.

Слайд 51

Перечисленные услуги могут реализовываться посредством освоения родителями различных педагогических программ - общих и специальных. Общие программы предполагают развитие педагоги­ческой компетентности родителей в основных вопросах воспитания и развития ребенка; специальные - по одному или нескольким направлениям, наиболее значимым для данной категории родите­лей. Необходимость участия в специальной программе может быть обусловлена как потребностями самих родителей (проблемы подго­товки ребенка к школьному обучению, трудности в общении с ребенком, неумение организовать самостоятельную деятельность ребенка), так и проблемами в развитии детей (девиантное поведение, ослабленное здоровье и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях системы дошкольного образования

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Различные аспекты ее развития рассматривались на протяжении многих столетий, в...

Современное занятие в системе дошкольного образования

Небольшое повествование о совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда в детском саду....

Состояние и развитие системы дошкольного образования Российской Федерации

Для обеспечения доступного качественного образования ключевое значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Создать равные стартовые возможност...

Состояние системы дошкольного образования в России: социологические аспекты. Аналитический доклад. Новикова С.Е., Тищенко А.С., канд.экон.наук., Комарова И.И., канд.пед.наук. .

В ходе исследования были собраны данные относительно широкого круга проблем и аспектов функционирования ДОО: переполненность групп, недостаточная профессиональная подготовка для надлежащей работ...

презентация "Современное состояние системы дошкольного образования"

- Обеспечение доступности дошкольного образования;- повышение его качества....

«Социальное партнерство дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в современных условиях развития системы дошкольного образования »

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входя...