Музей и стандарт дошкольного образования в развитии социальных и коммуникативных навыков дошкольников
статья на тему

Данный материал был представлен на Педагогических чтениях "Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы", организованный Городским методическим центром Департамента образования города Москвы .

Секция "Дошкольник в музее"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Музей и стандарт дошкольного образования в развитии социальных и коммуникативных навыков дошкольников»

Старший методист ГБОУ СОШ №2092 Г.Р.Гасанова

Проблема социально-коммуникативного развития  ребёнка, приобщения его  к социальному миру  остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы.

В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение ребенка - дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.

Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:

Методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике должна иметь ряд отличительных особенностей:

1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.

2. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.

3.. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.

4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).

5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.

6. Цель курса – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ?

         У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным  к музею.

          Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

         У детей формируется ценностное отношение к природе, к предметному окружению, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии экспонатов музея.

В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, в нём развиваются познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладываются основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.

В 2007 году в нашем дошкольном подразделении открылся художественно-литературный музей «Теремок»,который   включает в себя следующие экспозиции:

  1. «Декоративно-прикладное искусство» (гжель, хохлома, жостово, дымка, матрешка, городец, богородская игрушка)
  2. «Русская изба» (деревенский быт)  
  3.  «Волшебная сила сказки»
  4. «Защитники Отечества»

5.         «Основы безопасности жизнедеятельности»

В 2008 году наш музей впервые прошел сертификацию о соответствии статусу «музей образовательного учреждения».

Ставя своей целью реализации направления «Музейная педагогика», обогащение предметно-пространственной среды ДОУ, развитие кругозора дошкольников мы организовали мини-музеи в холлах: «Окно  в мир природы», «ОБЖ», «Ребятам о зверятах», «Моя родина – Россия», «Космос», «Моя малая родина - Люблино». Все эти музеи создавались по пожеланиям  педагогов, так что бы они могли использоваться как место для проведения занятий, досугов.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

Дети с большим удовольствием отправляются на прогулку в Кремль, участвуют в играх на знание правил дорожного движения, с радостью совершают прогулку в джунгли, где узнают много нового о жизни зверей.

Активное использование  технологии музейная педагогика позволило эффективно решать задачи социально-коммуникативного развития детей: способствует накоплению опыта группового общения, взаимодействия, сотрудничества, формированию ценностных ориентаций, развитию познавательной и эмоционально-личностной активности детей.  Дети стали активны, проявляют интерес к окружающему. Полученные результаты  позволяют говорить об эффективности разработанной системы мероприятий, направленных на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста и возможности ее  применения в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей и стандарт дошкольного образования в развитии социальных и коммуникативных навыков дошкольников

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери...

Консультация для педагогов на тему: «Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровый ребенок — это не только не болеющий ребенок, это ребенок...

Памятка для педагогов "Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».

Интеграция различных видов деятельностив процессе реализации образовательной областифедерального государственного образовательного стандартадошкольного образования «Физическое развитие»....

Поэтапное включение детей с РАС в дошкольную среду через развитие социальных и коммуникативных навыков.

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу инклюзивного образования «особых детей», целью которого является обеспечение равных возможностей для современного качественного обр...

Буклет для педагогов "Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».

Интеграция различных видов деятельностив процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развит...

Педагогическое наследие Ф. Фребеля в реализации современного стандарта дошкольного образования. (Познавательное развитие)

Педагогическое наследиеФ. Фребеля в реализации современного стандарта дошкольного образования. (Познавательное развитие)...