статья "УПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ « ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
статья по теме

Меленскова Марина Ивановна

 

В статье  представлен опыт работы по реализации раздела  « Познавательное развитие» с дошкольниками. Грамотное, четкое управление и реализация раздела программы « Познавательное развитие» способствует развитию у воспитанников любознательности, общительности, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ

« ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

Меленскова Марина Ивановна

Россия, г. Павлово

В статье  представлен опыт работы по реализации раздела  « Познавательное развитие» с дошкольниками. Грамотное, четкое управление и реализация раздела программы « Познавательное развитие» способствует развитию у воспитанников любознательности, общительности, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.

   В нашем современном мире перед школой, воспитателями и родителями стоит  задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

 Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность.

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования.

Стратегия  управления реализацией данного раздела: 

Цель: формирование системы в работе педагога по познавательной деятельности в дошкольной образовательной организации.  Воспитание социально компетентной, интеллектуально развитой личности дошкольника. Развитие детской познавательно -  исследовательской деятельности через организацию условий, способствующих освоению детьми средств и способов познания окружающего мира.

Задачи:- изучить нормативно – правовые документы по ФГОС дошкольного образования; изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме организации условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

-  подобрать литературу в соответствии с современными требованиями;

-  выстроить систему методических подходов в работе;

- создать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям ФГОС;

-организовать взаимодействие с родителями, направленное на развитие познавательной активности детей.

1. Изучив нормативно – правовые документы по ФГОС дошкольного образования, для себя подчеркнула , что «Требования к условиям реализации основной  Образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.» [1] Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

   Для управления и  реализации раздела « Познавательное развитие» должно осуществляться  по следующим  направлениям (блокам): непосредственно-организованная деятельность с детьми; совместная деятельность с детьми; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с родителями.

    Задача ДОУ: создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, а именно: сформировать у них в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости явлений тех областей действительности, с которой в своей повседневной жизни встречается ребенок.

2.Педагогические условия успешного познавательного  развития  детей дошкольного возраста.

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.

Условия формирования познавательных интересов ДЕТЕЙ:

1)  организация разнообразной деятельности (продуктивной, общения, игры и др.)

2)  расширение и углубление знаний;

3)  успешное овладение общими и специальными навыками умственной деят-ти,

4)  включение детей в активный поиск знаний: элементарный самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи активизирует умственную деятельность

5)  формирование у детей общего метода умственной деятельности.

3. Принципы отбора современного содержания по познавательному развитию детей должно соответствовать:

1) Содержание должно иметь развивающий характер, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка.

 2) Системный характер: педагог реализует на практике дидактический принцип - «от общего к частному», когда каждое частное явление выступает как проявление чего-то общего, это способствует выстраиванию целостной картины.

 3) Интеграции содержания:  создаются возможности а) не только обогащать осваиваемые детьми области действительности, но и сохранять целостность каждой; б) добиваться образовательного эффекта за оптимальное время

4) Содержание должно обеспечивать мультикультурное воспитание - вводить детей в мир культуры не только родной, но и других народов  

 5) В содержании дошкольного образования должны быть представлены разные виды деятельности.

  6) Отбирая содержание дошкольного уровня образования, помнить, что его стержнем должен стать особый подход к здоровью ребенка, оберегающий и

укрепляющий его психику. [2]

4.В соответствии с возрастными особенностями детей  для познавательного развития  педагог должен использовать следующие  способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка:

- Младший возраст: деятельность под руководством взрослого, пример поведения. Этому способствуют такие формы как совместные игры и деятельность с взрослыми и сверстниками; игровые занятия  и упражнения  с решением проблемных ситуаций, элементарная поисковая деятельность и познавательно - исследовательская деятельность; ознакомление с художественной литературой, наглядным материалом и др

- Средний возраст: сотрудничество со взрослыми в практических делах; активное стремление к познавательному, интеллектуальному общению; организация познавательно-исследовательской деятельности, экспериментирование; совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество); самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

- Старший возраст: самостоятельная и разнообразная деятельность по интересам; поддерживать проявление индивидуальности в ребенке; поддерживать в детях ощущение взросления. Реализация образовательной области "Познавательное развитие" в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается в старшем возрасте  за счет таких форм работы как: экспериментирование; исследование; коллекционирование; проектирование. 

   Также, для реализации раздела « Познавательное развитие» отводиться  большая  роль  организации развивающей  предметно - пространственной  среды, которая функционально моделируя развитие деятельности, она не только обеспечивает ее исполнение, но и инициирует творческое взаимодействие ребенка с этой средой; обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности (например: создание мини-лабораторий, центр науки и экспериментирования, различные коллекции, мини - музеи и мн. др.)

Для реализации раздела « Познавательное развитие» мы не можем обойтись без участия родителей. Наш опыт показал, что познание окружающего мира   вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, мастер-классы,  на которых пытаемся рассказать, показать, поделиться опытом с  родителями, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Важно  сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными     помощниками.  

    Могу отметить, что реализация комплексного подхода в развитии личности ребенка, поддержки субъектной позиции детей позволила мне сделать вывод том, что реализация ФГОС дошкольного образования в некоторых аспектах образовательной работы с детьми по разделу « Познавательное развитие» мною уже реализуется.

 Библиографический список:

1.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013, №155

2.  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А., М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент рабочей программы по реализации образовательной темы «В гостях у сказки» (речевое развитие) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» в средней группе.

Данный материал написан в помощь педагогам для написания рабочей программы, на его основе можно разработать реализацию любой образовательной темы недели в детском саду...

Выступление на педагогическом совете №2 "Создание единого цифрового пространства по реализации образовательных технологий". Тема: "Интерактивные игры для познавательного развития старших дошкольников" 26.11.2020

Интерактивная игра - это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры являетс...

«ФГОС дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие, раздел "Изобразительная деятельность"»

Художественно-эстетическая деятельность дошкольника – это деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом р...