статья "УПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ « ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
статья по теме
В статье представлен опыт работы по реализации раздела « Познавательное развитие» с дошкольниками. Грамотное, четкое управление и реализация раздела программы « Познавательное развитие» способствует развитию у воспитанников любознательности, общительности, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_razrabotkoy_i_realizatsiey_obrazovatelnyh_programm_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 499.11 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ
« ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
Меленскова Марина Ивановна
Россия, г. Павлово
В статье представлен опыт работы по реализации раздела « Познавательное развитие» с дошкольниками. Грамотное, четкое управление и реализация раздела программы « Познавательное развитие» способствует развитию у воспитанников любознательности, общительности, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.
В нашем современном мире перед школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования.
Стратегия управления реализацией данного раздела:
Цель: формирование системы в работе педагога по познавательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Воспитание социально компетентной, интеллектуально развитой личности дошкольника. Развитие детской познавательно - исследовательской деятельности через организацию условий, способствующих освоению детьми средств и способов познания окружающего мира.
Задачи:- изучить нормативно – правовые документы по ФГОС дошкольного образования; изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме организации условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- подобрать литературу в соответствии с современными требованиями;
- выстроить систему методических подходов в работе;
- создать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям ФГОС;
-организовать взаимодействие с родителями, направленное на развитие познавательной активности детей.
1. Изучив нормативно – правовые документы по ФГОС дошкольного образования, для себя подчеркнула , что «Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.» [1] Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Для управления и реализации раздела « Познавательное развитие» должно осуществляться по следующим направлениям (блокам): непосредственно-организованная деятельность с детьми; совместная деятельность с детьми; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с родителями.
Задача ДОУ: создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, а именно: сформировать у них в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости явлений тех областей действительности, с которой в своей повседневной жизни встречается ребенок.
2.Педагогические условия успешного познавательного развития детей дошкольного возраста.
Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.
Условия формирования познавательных интересов ДЕТЕЙ:
1) организация разнообразной деятельности (продуктивной, общения, игры и др.)
2) расширение и углубление знаний;
3) успешное овладение общими и специальными навыками умственной деят-ти,
4) включение детей в активный поиск знаний: элементарный самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи активизирует умственную деятельность
5) формирование у детей общего метода умственной деятельности.
3. Принципы отбора современного содержания по познавательному развитию детей должно соответствовать:
1) Содержание должно иметь развивающий характер, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка.
2) Системный характер: педагог реализует на практике дидактический принцип - «от общего к частному», когда каждое частное явление выступает как проявление чего-то общего, это способствует выстраиванию целостной картины.
3) Интеграции содержания: создаются возможности а) не только обогащать осваиваемые детьми области действительности, но и сохранять целостность каждой; б) добиваться образовательного эффекта за оптимальное время
4) Содержание должно обеспечивать мультикультурное воспитание - вводить детей в мир культуры не только родной, но и других народов
5) В содержании дошкольного образования должны быть представлены разные виды деятельности.
6) Отбирая содержание дошкольного уровня образования, помнить, что его стержнем должен стать особый подход к здоровью ребенка, оберегающий и
укрепляющий его психику. [2]
4.В соответствии с возрастными особенностями детей для познавательного развития педагог должен использовать следующие способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка:
- Младший возраст: деятельность под руководством взрослого, пример поведения. Этому способствуют такие формы как совместные игры и деятельность с взрослыми и сверстниками; игровые занятия и упражнения с решением проблемных ситуаций, элементарная поисковая деятельность и познавательно - исследовательская деятельность; ознакомление с художественной литературой, наглядным материалом и др
- Средний возраст: сотрудничество со взрослыми в практических делах; активное стремление к познавательному, интеллектуальному общению; организация познавательно-исследовательской деятельности, экспериментирование; совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество); самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
- Старший возраст: самостоятельная и разнообразная деятельность по интересам; поддерживать проявление индивидуальности в ребенке; поддерживать в детях ощущение взросления. Реализация образовательной области "Познавательное развитие" в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается в старшем возрасте за счет таких форм работы как: экспериментирование; исследование; коллекционирование; проектирование.
Также, для реализации раздела « Познавательное развитие» отводиться большая роль организации развивающей предметно - пространственной среды, которая функционально моделируя развитие деятельности, она не только обеспечивает ее исполнение, но и инициирует творческое взаимодействие ребенка с этой средой; обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности (например: создание мини-лабораторий, центр науки и экспериментирования, различные коллекции, мини - музеи и мн. др.)
Для реализации раздела « Познавательное развитие» мы не можем обойтись без участия родителей. Наш опыт показал, что познание окружающего мира вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, мастер-классы, на которых пытаемся рассказать, показать, поделиться опытом с родителями, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Могу отметить, что реализация комплексного подхода в развитии личности ребенка, поддержки субъектной позиции детей позволила мне сделать вывод том, что реализация ФГОС дошкольного образования в некоторых аспектах образовательной работы с детьми по разделу « Познавательное развитие» мною уже реализуется.
Библиографический список:
1.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013, №155
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А., М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на МО воспитателей: «ФГОС дошкольного образования, раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Познавательное развитие»
Этот материал интересен для воспитателей...
Фрагмент рабочей программы по реализации образовательной темы «В гостях у сказки» (речевое развитие) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» в средней группе.
Данный материал написан в помощь педагогам для написания рабочей программы, на его основе можно разработать реализацию любой образовательной темы недели в детском саду...
Выступление на педагогическом совете №2 "Создание единого цифрового пространства по реализации образовательных технологий". Тема: "Интерактивные игры для познавательного развития старших дошкольников" 26.11.2020
Интерактивная игра - это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры являетс...
«ФГОС дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие, раздел "Изобразительная деятельность"»
Художественно-эстетическая деятельность дошкольника – это деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом р...