Городское методическое объединение воспитателей старших и подготовительных к школе групп
презентация на тему

Чиненова Анжела Анатольевна

Сообщение из опыта работы на тему: "Духовно-нравственное воспитание и развитие речи старшего дошкольника во взаимодействии с семьей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чиненова А. А. ГМО257.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»

Сообщение из опыта работы на тему:

«Духовно-нравственное воспитание и развитие речи старшего дошкольника

во взаимодействии с семьей»

O4cbb7d79e8c68e2e6c433eee4775e2c2

Подготовила воспитатель

Чиненова Анжела Анатольевна

г. Москва, г. о. Троицк

26 марта 2015 года

 «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, 
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого 
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, 
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей 
чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский

Около пятнадцати лет с благословения священника Леонида Царевского, поддержке заведующего Нины Дмитриевны Сутягиной и  просьбе родителей была организована разновозрастная группа детей. Собрана она была не только по семейному принципу, но и по религиозным мировоззрениям.

В работе основываемся на программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. С 2011 года мы стали использовать учебно-методический комплекс «Добрый мир» (автор - составитель Людмила Леонидовна Шевченко).

В своей работе мы интегрируем духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр; дидактических: «Православные праздники»; конструктивных: «Выложи из палочек», «Моделирование храма»; словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…).

Применяются следующие формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

- чтение народных и авторских сказок,   литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица).

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».

Это беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Еще одной характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения является приобщение детей к народной культуре и быту. Народное искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с песней, сказкой, былиной, игрой, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями оформили мини-музей «Русская изба». Посуда,  игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, кухонная утварь передали интерьеру тепло и уют. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, помолоть зерна, сравнить прялку с веретеном в действии.  Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусств обладает большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей. Помимо экскурсий в «Русскую избу», проводим с детьми народные гуляния и обряды: «Масленица», «Колядки», «Святочные вечера», «Семейные посиделки».

Читаем детям много христианских сказок, рассказов, знакомим с житиями святых. На специальных занятиях по ознакомлению с окружающим знакомим с отечественными традициями празднования главных православных праздников Рождества Христова, Пасхи, Рождеством Пресвятой Богородицы, Крещением. Знакомим детей с иконами, прежде всего Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Каждый год, готовясь к святочному празднику, учим с детьми православные сценки, делаем вертеп. На святочный праздник собирается вся группа, родители, бывшие воспитанники и, конечно, наш батюшка (отец Вадим), который часто посещают нас, а в этот день по-особенному рассказывает детям о Рождестве Спасителя. Большое удовольствие и умиление получаешь, когда видишь, как дети с особым чувством выступают в ролях пастушков, ангелочков, мудрецов.

Каждый год под елкой в группе после утренника дети находят подарки с игрушками для всех детей. Об игрушках хочется сказать отдельно: к этому мы подходим очень тщательно, не допускаем игрушки развращающие образ Божий в человеке (человек-паук, монстры, куклы, вид которых может нанести вред нравственности ребенка).

К Пасхальному утреннику тоже готовимся заранее: рисуем пригласительные открытки, расписываем яйца, украшаем группу в понедельник сразу после праздника Воскресения Христова. После праздничного утренника устраиваем чаепитие с куличами, которые приносят наши мастерицы-мамы. Всегда православные праздники проходят у нас в теплой, семейной атмосфере. Подчас действительно собирается вся семья.

Отмечаем так же именины детей, читаем молитву святому, в честь которого назвали ребенка, читаем отрывок из жития этого святого, дарим подарки, рисунки.

В конце каждого учебного года мы устраиваем утренник в честь выпускников. На утренник собирается вся группа, малыши тоже участвуют, поздравляют детей, идущих в школу. Всегда на таких праздниках бывает батюшка, говорит слова напутствия.

Таким образом, можно сказать, что раскрывая перед родителями вопросы семейного воспитания, мы не только подчеркиваем необходимость с ранних лет воспитывать заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории, но и помогаем создавать условия, при которых наиболее эффективно развиваются такие нравственные чувства как ответственность, организованность, любовь к родителям, значимость в семье, чувство долга, уважение к старшим и патриотизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект городского методического объединения воспитателей старших групп «Арт-терапия как одно из современных направлений коррекционно-развивающих оздоровительных технологий».

Понятие "здоровьесберегающие педагогические технологии" в настоящее время остается дискуссионным. У разных авторов встречаются различные трактовки донного понятия. Родоначальником введения понятия "зд...

«С Днём рождения Камские Поляны !» /сценарий праздника посвящённый 30 – летию посёлка городского типа, для детей старшей и подготовительной к школе группы/.

На празднике дети знакомятся с историей посёлка городского типа Камские Поляны. Через игру, музыку  и народный фольклор  дети узнают как на берегу реки Камы из небольшой деревушки под таким ...

План раюоты методического объединения воспитателей старших и подготовительных групп.

Представлен план работы методического объединения воспитателей старших и подготовительных групп...

Методическое объединение воспитателей старших и подготовительных групп в 2018 учебном году.

Методическое объединение воспитателей старших и подготовительных групп, в 2018 учебном году . Возглавляют методическое объединение педагогов воспитатели: Спиридонова Ольга Петровна и Масеева Альфи...

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП «Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование нравственных, социально значимых качеств – длительный процесс, требующий значительных...

Протокол №2 (2023 г.) Методического объединения воспитателей старших и подготовительных к школе групп

Тема: «Условия успешной подготовки к школе»Цель: Создание условий для формирования психологической готовности к школьному обучению через использование современных образовательных технологи...