ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП «Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Романова Валентина Юрьевна

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование нравственных, социально значимых качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_romanovoy.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха

«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП

«Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

ПОДГОТОВИЛА:

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

Романова В.Ю.

Балашиха, 2018

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование нравственных, социально значимых качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом мы знаем, что становление гражданского общества и правового государства является главной целью образования и потому сейчас ДОУ во многом определяют, какой будет Россия и какое место займет наша страна в будущем мире. Ведь именно современные дошкольные учреждения выполняют важнейшую миссию – воспитание порастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности. Только настоящие патриоты своего Отечества смогут достойно нести звание россиянина и сделать все возможное для изменения качества жизни в России.

Система нравственно-патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. И здесь встает вопрос, как воспитывать маленького гражданина?

Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Во все времена нравственно-патриотическое воспитание определялось идеологией государства в тот или иной период. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в смене политической системы, а в разрушении личности. Обращение к  нравственно-патриотическому воспитанию в настоящее время, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих нравственные компоненты в содержании образования. Оно формирует  ядро личности, благотворно влияющее  на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного   воспитания. Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им – одна из задач деятельности МБДОУ «Детский сад общеразвивающего  вида № 1 «Светлячок». В основе работы по данному направлению лежат методические пособия  Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников», Л.А. Кондрыкинской «С чего начинается Родина?» к примерной общеобразовательной  программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,  М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Педагогический коллектив нашего ДОУ, работая в данном направлении, осуществляет постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса, расширяет круг задач нравственного воспитания, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, выделяя следующие:

1. Формирование первоначальных представлений о духовно – нравственных, социально-значимых ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть и др.), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей;

2. Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными и др.).

3. Включение нравственно-патриотического воспитания во все виды деятельности, по всем образовательным областям.

4. Использование региональных событий.

5. Планирование нравственно-патриотического воспитания в сотрудничестве с семьей и социумом.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Задача педагогов - помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий, в тесной связи родители – дети  - детский сад. Интеллектуальное развитие детей не представляет сегодня такой проблемы, как их нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.

Осмысление того или иного нравственного понятия, обогащение социального опыта осуществляется воспитанниками через различные формы: обращение к литературному и зрительному ряду, игры, игры – шутки, многократные упражнения в положительных поступках, пожелания и благодарения, разыгрывание нравственных этюдов, экспромтов, небольших сценок, проблемных ситуаций, дружеские шаржи, комплименты и т.д. Знакомство детей (чтение, рассказывание, театрализации, беседы) с историями, сказками, притчами осуществляется не только в рамках регламентированной деятельности, но и в таком режимном компоненте, как «Минутка доброго чтения». Также в нашем ДОУ используются такие формы работы с детьми по нравственно-патриотическому направлению:

1. Целевые прогулки к памятникам боевой славы, к объектам, носящим имена героев Великой Отечественной войны. Содержанием таких экскурсий являются возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.

3. Использование аудио- и видеозаписей для слушания музыкальных произведений о родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.

4. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

5. Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День победы» и другие.

6. Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление поделок из природного материала. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, поделок, альбомов и прочее.

Основными принципами деятельности являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к духовно – нравственным ценностям, ее взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию, свободной игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей. К работе над проблемой нравственного воспитания привлекаем и педагога-психолога, так как без развития эмоциональной сферы детей невозможно полноценное формирование социально значимых качеств личности, овладение такими общечеловеческими ценностями как: любовь к матери, патриотизм,  любовь к Родине, свобода воли, добро и зло, самовоспитание, добродетель, совесть, надежда.

Большую роль в формировании у дошкольников предпосылок гражданско-патриотической позиции играет сотрудничество с социумом.  Воспитанники нашего ДОУ являются постоянными участниками и призёрами городских выставок, конкурсов по патриотическому, экологическому воспитанию, посещают городскую картинную галерею, в нашем детском саду часто проходят встречи с воспитанниками «Детской школы искусств № 1 им. Г.В. Свиридова».

Системная, углубленная работа по нравственному воспитанию эффективно помогает детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими детьми, формирует умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство собственного достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

В заключение хочется сказать, что работа по воспитанию патриотизма и гражданственности требует тесного контакта с семьей, так как именно в  семье ребенок учится первым движениям сердца и поднимается от него к дальнейшим формам единения – Родина и государство. В своей работе мы, как педагоги, должны научить детей помнить свою историю. Мы должны пробуждать в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Дать понять детям, что нам есть чем гордиться и они не должны расти «Иванами» не помнящими родства.

   Сегодня Вашему вниманию мы представим занятия различной тематики с детьми средней и старших групп.  Мы покажем различные формы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию с интеграцией образовательных областей. Вы увидите занятие по познавательному развитию в средней группе «Маленький гражданин большой страны» с интеграцией областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Также вашему вниманию будут представлены занятия в старших группах «Жизнь дана на добрые дела» и «Славянский праздник «Жаворонки» с интеграцией областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Затем мы увидим работу педагога-психолога. Она покажем психологический тренинг с детьми старшей группы «Путешествие в волшебную страну».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста направленный на развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма у детей и родителей в рамках празднования "23 февраля - День защитника Отечества"

Представляю Вашему вниманию краткосрочный проект, расчитанный на проведение мероприятий в течение месяца февраля в группе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект реализуется в три этапа. Включа...

Консультация "Музыкальны досуг в педагогическом процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Досуг может быть как развлечением, праздником так и самостоятельным творчеством или познанием. Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досуго...

«Роль воспитателя дошкольного образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Презентация и доклад данного выступления размещены на сайте ДОУ http://wwwdsad-berezkarg.edusite.ru

Совместная работа Бурбиловой Татьяны Григорьевны, воспитателя МКДОУ детского сада «Березка» и Жихаревой Елены Александровны,старшего воспитателя МКДОУ детского сада «Березка» о...

Презентация для воспитателей «Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»

Презентация содержит материал для воспитателей  с задачами для реализаци патриотического воспитания в ДОУ....

Презентация для воспитателей «Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»

Презентация содержит материал для воспитателей  с задачами для реализаци патриотического воспитания в ДОУ....