Консультация "Музыкальны досуг в педагогическом процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
консультация

Шелундова Светлана Геннадьевна

Досуг может быть как развлечением, праздником так и самостоятельным творчеством или познанием. Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальный досуг в педагогическом процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятием физкультурой и спортом).

Привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти такой баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Культурно-досуговая деятельность предполагает: отдых; развлечения; праздники; самостоятельную художественную и познавательную деятельность; творчество.

Рассмотрим подробно все виды организации детского досуга.

Отдых не предполагает лежание на диване или сидение на стульчиках. Воспитатель во время отдыха создаёт эмоционально-положительный климат в группе, обеспечивая чувство комфорта во время занятий детьми разными видами деятельности: играми, рассматриванием иллюстраций, лепкой, рисованием, конструированием, спортом, слушанием музыки, просмотром мультфильмов и т. д., т. е. под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности.

Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. Они являются яркими моментами в жизни детей:

• Радуют их

• Обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями

• Содействуют творческой активности

• Организации дружного коллектива

• Способствуют всестороннему развитию (дошкольники знакомятся с различными видами искусств и литературой, их лучшими образцами; возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус; способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу; позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность и уверовать в свои возможности).

Вечера развлечений бывают трёх видов:

1. Организованные для детей взрослыми.

2. Проводимые силами детей, но с помощью взрослых.

3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.

К организации развлечений предъявляются следующие требования:

- разнообразие содержания;

- художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так и детьми;

- занимательность содержания, новизна его элементов;

- доступность репертуара и разнообразные формы его проведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;

- направленность на развитие активности, воображения и инициативы ребёнка,

- соблюдение определённой продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 до 30-40 минут).

К развлечениям нужно предварительно готовиться: продумать тему, содержание, оформление.

Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные аттракционы.

Формы проведения развлечений.

1. Концерт (могут быть приглашённые артисты или сами дети).

2. Кукольный театр – самый доступный, зрелищный и простой в организации вид развлечений.

3. Теневой театр. В нём играют куклы-силуэты. В подготовительной группе дети сами могут показать спектакль. Репертуар кукольного и теневого театров: народные сказки, маленькие рассказы, инсценировки песен.

4. Настольный театр игрушек. Используются игрушки или фигурки из картона, фанеры, бумаги. Чаще всего устраивают в младших группах по знакомым сказкам, потешкам, стихам. В старших группах представление устраивают сами дети.

5. Инсценирование на фланелеграфе. Можно использовать во всех группах.

В старших – показывают дети.

6. Инсценировки, сценки (в старших группах сами дети).

7. Дни рождения детей.

Объединить по месяцам именинников, петь для них песни, рассказывать стихи, подарить подарки, сделанные своими руками.

8. КВНы, викторины, турниры, игры-путешествия (в старших группах).

9. Забавы.

У малышей по потешкам, стихам, с заводными игрушками, сюрпризами, пальчиковыми играми. Для старших – фокусы, шарады, вечера загадок, аттракционы.

10. Тематические развлечения (по творчеству писателей или композиторов).

11. Театрализованное представление. (готовится долго, с участием музыкального руководителя и воспитателя).

12. Зрелище (посещение театра, музея, цирка и т. д.).

Праздники

Они занимают особое место в организации досуга и соединяют в себе разные виды искусств: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство и поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание связаны с календарными праздниками.

Структура праздника может быть различной. К составлению программы или сценария надо подходить творчески, учитывать конкретные условия детского сада, опыт работы педколлектива.

Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа, в зависимости от возраста детей и содержания праздника.

Оформление яркое, красочное, торжественное. В подготовке участвует весь педагогический коллектив д. сада, но особая роль отводится муз. руководителю и воспитателю возрастной группы. Они должны из разученного муз. репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко исполняются детьми, затем выстроить их в определённой последовательности, включая стихи, аттракционы, инсценировки, сюрпризы.

Основная нагрузка ложится на взрослых.

На праздниках дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития. И, конечно же, положительные результаты могут быть достигнуты только при условии тесного сотрудничества коллектива ОУ с семьёй.

Досуговая направленность в работе с родителями:

- праздник «Матери»;

- семейные посиделки;

- спортивные досуги;

- вернисаж «Наши дочки и сыночки»;

- семейные газеты;

- дни рождения детей;

- походы;

- экскурсии;

- выставки;

- дни открытых дверей.

Особенности организации досуга в летнее время.

1. Отсутствие систематических занятий значительно разгружает педагогов и позволяет им по-новому подойти к планированию мероприятий. Например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.

2. Оптимальной формой могут быть такие мероприятия, которые не требуют значительной подготовки со стороны детей и громоздкой подготовки со стороны взрослых.

Формы могут быть разными: музыкальные часы; кружки; выставки; игры-путешествия; творческие площадки; летние праздники на воздухе.

Приобретая опыт, дети к старшему возрасту могут самостоятельно организовать свой досуг: занять себя игрой и пригласить поиграть других детей, начинают проявлять свои индивидуальные творческие наклонности, появляется желание посещать кружки и центры творчества.

Воспитатель должен содействовать и умело направлять детей в разных творческих направлениях, побуждать их заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры, разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные потешки, а также поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками, рисовать, лепить, раскрашивать картинки, экспериментировать, наблюдать, собирать коллекции.

Подготовила:

музыкальный руководитель Шелундова Светлана Геннадьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

Курсовая работа «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»

В данной работе отражены теоретические и практические вопросы соципально-нравственного воспитания детей в процессе приобщения к истоках русской народной культуры....

Презентация "Счастливые детства страницы" (Нетрадиционные формы работы с родителями в процессе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста)

Презентация -Нетрадиционные формы работы с родителями в процессе  социально-нравственного воспитания детей   дошкольного возраста...

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления эт...

Реализация принципа сознательности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста посредством физкультурных праздников и досугов

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП «Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование нравственных, социально значимых качеств – длительный процесс, требующий значительных...