Консультация "Формы организации в работе с родителями"
консультация на тему

Нечаева Елена Валерьевна

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания

Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

 Цель, нас, педагогов – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания

Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

 Цель, нас, педагогов – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

- информационно – аналитическая;

тесты, опросники, анкетирования, социологические срезы и мониторинг

- досуговая;

 устанавливаются теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки, выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов, совместные походы и экскурсии, «дни общения», «посиделки» и т.п..

- познавательная

Это - семинары, практикумы, педагогические брифинги, собрания и консультации в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, ролевые проигрывания проблемных ситуаций, обмен опытом семейного воспитания, дни открытых дверей. Можно организовать «круглый стол» с привлечением узких специалистов, и т.п..

- наглядно – информационная.                               

 Наглядно- информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки- передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителей, родительская почта  «Вы спрашиваете - мы отвечаем», советы, рекомендации, памятки для родителей.

Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка или "Здоровый образ жизни в нашей семье"

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе  взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Цель: формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье.

Задачи: 

  • воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;
  • обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

В качестве инновации чаще всего рассматривается любое новшество, вводимое в систему традиционного образования.

8

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если  она не реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо повышать  психолого- педагогическую компетентность родителей, в том числе в  вопросах укрепления здоровья детей, включать их в процесс активного  взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи.

В нашем саду используются  разнообразные формы работы.

Наглядные стенды,

индивидуальные консультации,

спортивные праздники совместно с родителями.  

Проводимая  физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к  совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего  пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий  повышает результативность воспитательно- образовательного процесса,  формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные  на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую  мотивацию на здоровый образ жизни.

Таким образом, инновационные здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Каждая из рассмотренных технологий имеет  оздоровительную направленность, а используемая в комплексе  здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Самая популярная и любимая форма работы с родителями – досуговая: совместные праздники, развлечения, турниры, акции, досуги, соревнования. Здесь наиболее полно раскрываются возможности сотрудничества: устанавливаются тёплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми, повышается авторитет родителей (дети видят, как красиво родители выполняют движения, быстро бегают, ловко играют, поют; гордятся сильными папами и грациозными мамами, подражают им).

.

Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Поэтому я решила использовать технологию “СА-ФИ-ДАНСЕ”. Наряду с этой программой используется авторская технология Ж.Е. Фирилевой “СА-ФИ-ДАНСЕ” по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Основной целью технологии является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей и детском саду. С учетом этого была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

При разработке данной модели и ее реализации были выбраны современные методические походы к проблемам образования детей дошкольного возраста. В этом числе, использовали методические рекомендации регионального направления, разработанные зав. кафедрой педагогики и психологии здоровья СКИПКРО Т.Г. Олешкевич в 2001 году. Для систематизации образовательной работы была принята программа образовательного учреждения по формированию представления и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?

И я нашла выход, соединив положительные качества традиционной программы и внедрение технологий Ж.Е. Фирилёвой “СА-фи-дансе”. С этой целью была разработана система использования технологии “СА-фи-дансе” на занятиях по физической культуре. Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как:

  • Танцевально-ритмическая гимнастика.

Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

  • Игроритмика.

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

  • Игрогимнастика.

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

  • Игротанец.

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

Нетрадиционные виды упражнений:

  • Игровой самомассаж.

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

  • Пальчиковая гимнастика.

Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

  • Музыкально-подвижные игры.

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

  • Креативная гимнастика.

Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.

  • Игропластика.

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ НАШИХ ЗАДАЧ, КАК РОДИТЕЛЕЙ, ТАК И ПЕДАГОГОВ.

Только в совместном сотрудничестве мы сможем вырастить здоровое и полноценное поколение!

ВЕДЬ ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – ЭТО ЗДОРОВАЯ СТРАНА!

Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития. Решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей, как двух равноправных равновеликих сторон. В настоящее время, это ни для кого не секрет, интерес подрастающего поколения, да и взрослых, к активным формам отдыха и занятиям физкультурой оставляет желать лучшего. Пассивный образ жизни, неготовность, а чаще нежелание и неумение организовать свое свободное время неуклонно ведут к снижению жизнедеятельности организма. Дети усваивают тот образ жизни, который ведут их родители – их привычки, их отношение к жизни, в том числе и к физической культуре.

Мы поставили перед собой цель – попробовать решить эту проблему на уровне нашего детского сада. Начали с того, что создали в каждой группе детского сада  папку-здоровья, в которых собрана  разнообразная информация  по темам здоровья  и физического воспитания. Например темы: «Как правильно одеть малыша на прогулку» , «Поиграй со мною мама». В папке имеется страничка для медицинского работника, а также для инструктора по физической культуре и логопеда. Здесь у родителей имеется возможность задать вопрос для специалистов на волнующую тему и получить полный ответ .

Для повышения  уровня компетентности родителей в разных вопросах физического воспитания выпускаем газету «Здоровье детей в ваших руках». где рассказывается о том, в какие игры играли раньше  и как можно поиграть в свободное время с детьми.

создали уголки «Чем мы занимались» . Здесь  родители знакомятся с информацией о том, чем занимались дети  по  образовательной деятельности «Физическая культура». Какие выполняли основные движения  ,оздоровительные  упражнения , подвижные игры для повышения двигательной активности и укрепления здоровья  детей в течении дня.  

        Еще одной инновационной  формой работы с родителями  можно создать  компьютерную  видеотеку  «Азбука здорового образа жизни».

Цель которой :

- применение интерактивных методов,

- использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества,

- преобразование стендов,  информационных материалов, наглядности для родителей.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,

- рост родительской активности,

- установление тесного контакта с каждой семьей,

- согласование воспитательного воздействия на ребенка,

- обобщение положительного опыта семейного воспитания.

Видеотека  предоставлена в форме папки-передвижки. Здесь же имеется объявление для родителей, и тетрадь с отметкой о взятии диска  на несколько дней. Тут же родители могут оставить отзыв о данной консултьтации.

Подбираем  темы информации с учетом особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через анкетирование, диагностирование, опрос, интервьюирование, информационные корзины.

Также для родителей и педагогов  представляем  аудиотеку с оздоровительной информацией под музыку:

- подвижные игры под музыку

- пальчиковые игры

- музыка на расслабление

- гимнастика для глаз под музыку. И т.д.

На этом мы не собираемся останавливаться, в будущем планируем создание банка электронных обучающих и развивающих циклов, программ, дидактических и методических материалов на основе внедрения информационных технологий в деятельности ДОУ; в этом году появился сайт детского сада на котором есть своя страничка «Здоровым быть здорово». Там мы планируем рассказывать родителям о физкультурно- оздоровительной работе детского сада, а также консультировать родителей по разным вопросам.

Чтобы разнообразить формы привлечения внимания детей и их родителей к физической культуре и спорту  проекты мы изготавливаем  детские  издания, такие как книга «Мяч». Дети  не только  знакомятся с историей мяча, разнообразием мяча, но и могут еще и поиграть.

Для широкого внедрения инновационных форм и методов обучения в учебный процесс мы разработали карты здоровья для каждого воспитанника, как инструмента непрерывного психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения дошкольников, проведения мониторинга показателей здоровья воспитанников.

  Внедрение «Карты здоровья дошкольника» позволяет:

- иметь объективные показатели состояния здоровья дошкольников

- сравнивать состояние сферы здоровья детей разных возрастных категорий;

- сравнивать состояние сферы здоровья детей одной возрастной категории на протяжении ряда лет;

- делать выводы о качестве физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ;

- определять факторы, влияющие на развитие сферы здоровья дошкольников наиболее благоприятным образом;

- осуществлять процесс непрерывного диагностико–прогностического слежения за состоянием, развитием здоровьесберегающего  процесса и повышении результативности качества образования.

В дневнике указывают фамилию, имя, дату рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост), цвет волос, глаз.

 Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.

 Родители часто выполняют задания вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность. После выходных дней дети с удовольствием рассматривают дневники, вспоминают, как они играли, ходили в лес, прикладывают ладонь и смотрят - на сколько она подросла, рисуют своё настроение.

Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Использование новых, активных форм работы с родителями, позволяет  вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Работа в режиме поисков новых инновационных методик и технологий помогает нам совершенствоваться и профессионально реализовываться, искать новые формы работы для достижения оптимальной двигательной активности наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологическ...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...

Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»

Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...