Опыт работы МБДОУ г.Владимира "Детский сад №5 "Солнышко" с социальными партнерами
статья на тему

Балацкая Ирина Викторовна

Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования могут служить:

  • взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольного образовательного учреждения,
  • социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы МБДОУ  г.Владимира «Детский сад №5 «Солнышко» с социальными партнерами.

Старший воспиатель Балацкая Ирина Викторовна, 2015г.

 «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.
Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитания»
. А. С. Макаренко

Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования могут служить:

  • взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольного образовательного учреждения,
  • социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ.

Формирование человека, его жизненных ориентаций, творческих способностей осуществляется в системе социума.

Что же подразумевает под собой понятие «Социум»? Это  – социальное окружение человека, общество. В социальной педагогике социум, социальная среда и микросоциум

рассматриваются, прежде всего, с точки зрения процесса включения ребенка в них и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда – это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войти в эту среду и чувствовать  себя в ней комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил.

Основными задачами ознакомления детей дошкольного возраста с ближайшим окружением представляются следующие:

  • освоение дошкольниками предметного мира:
  • обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи;
  • формирование навыков поведения в детском саду, на участке, во время прогулок по ближайшим улицам, а также навыков общения со сверстниками, родителями, сотрудниками детского сада;
  • воспитание у детей уважительного отношения к труду взрослых, знакомство с профессиями, понимание назначения атрибутов профессиональной деятельности. 

Наши педагоги стремятся переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содержанием. Поэтому в детском саду разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения, который успешно осуществляется на практике. Определенность объектов ознакомления помогает при составлении календарно-тематического плана, сетки занятий, организации прогулок и экскурсий. Педагоги ДОУ ежегодно вносят в них коррективы, предложения, дополнения, но общая основа представляется уже достаточно сформированной и апробированной.

Организация работы МБ ДОУ № 5 с социумом:

 Нормативные документы МБ ДОУ №5, такие как «Программа развития МБ ДОУ №5», «Основная общеобразовательная программа МБ ДОУ №5», «Годовой план» предусматривает наличие социальных партнеров и взаимодействие с ними в процессе организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.  Наши постоянные социальные партнеры- это:

Средняя общеобразовательная школа № 47: вопросы преемственности

ГБУЗ ГБ №7: охрана и укрепление здоровья детей

Библиотека № 7: познавательно-речевое развитие

Детская школа искусств №7: эстетическое развитие, приобщение к народному творчеству, развитие творческой активности.

Дом- интернат для инвалидов и престарелых:

Непосредственная близость СОШ №47, например, позволяет совершать непродолжительные экскурсии, совместные праздники с детьми старшей и подготовительной  группы. Взаимодействие детского сада и школы №47  основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Нами разработан план совместных действий по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, инициативы и самостоятельности, коммуникативности, любознательности, исследовательского интереса, ответственности, которые являются основаниями преемственности для дошкольного учреждения и начальной школы. На основании изученных материалов по адаптации педагоги, медицинский работник и психолог составляют планы индивидуальной работы по обеспечению эмоционального благополучия, легкой адаптации к обучению в школе каждого воспитанника-ученика. Так, уже традицией стало проведение экскурсии для детей старшего возраста по Залу боевой славы в СОШ №47. Совместное проведение митингов, посвященных дню Победы, Дню памяти и скорби(22 июня) и др. очень приятно получать благодарственные письма от администрации СОШ№47 за отличную подготовку наших выпускников.

Необходимо отметить большой вклад библиотеки мкр. Оргтруд, которую дети посещают с целью воспитания интереса к книге и расширения кругозора. Для развития сферы художественно-литературной деятельности, а также для развития познавательно-речевой, социально-личностной сфер для детей организуются экскурсии в библиотеку № 7, в ней проводятся тематические занятия, беседы, просмотр мультфильмов, воспитатели берут детскую художественную литературу, энциклопедии для проведения совместной деятельности и занятий. Библиограф Куликова Татьяна Федоровна участвует в проведении родительских собраний, педсоветах. В библиотеке выставляются детские рисунки. На базе библиотеки проходят занятия по ознакомлению с окружающим, по познавательному развитию, по нравственно – патриотическому воспитанию. Данное учреждение воспитывает у дошкольников нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие библиотекаря и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Ни одна акция, декада, праздник или крупное мероприятие не прошло в нашем  ДОУ без участия библиотеки. Да и сама заведующая библиотекой Куликова Т.Ф. часто принимает участие в открытых просмотрах, беседах с детьми, организует для них тематические выставки, экскурсии по залам библиотеки.

Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства. В этом нам помогают педагоги ДШИ №7: они совместно со своими воспитанниками проводят отчетные концерты, фольклорные праздники, праздник День защиты детей, а также не забывают и о праздниках для педколлектива ДОУ- 8 Марта, День воспитателя и др. Так, например, преподаватели и учащиеся музыкальной школы № 7 проводят концерты в нашем ДОУ, для развития сферы музыкальной деятельности. Дошкольники знакомятся с музыкальными инструментами, с особенностями их звучания. В ходе концерта у детей наблюдается эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения разных жанров и стилей (песня, пляска, танец; русская народная музыка, классическая, джазовая). Посредством развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников развивается художественно-эстетическая сфера, что является необходимым условием реализации программы образования детей дошкольного возраста. Особенно полюбились нашим воспитанникам выступления фольклорного ансамбля музыкальной школы «Земляничка».

Один раз в квартал педагоги ДШИ№7 проводят с детьми мастер- классы, на которых знакомят воспитателей и ребят старших групп с нетрадиционными техниками в изобразительном искусстве, что повышает профессиональную компетентность наших (особенно начинающих) педагогов. Педагоги и учащиеся музыкальной школы проводят огромную творческую работу, привлекая детей к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник. Сегодня Вашему вниманию будет представлен один из таких мастер- классов.

На протяжении всего существования детского сада в мкр.Оргтруд мы активно сотрудничаем с домом- интернатом для инвалидов и престарелых. Воспитанники поздравляют инвалидов с каждым большим праздником,  дарят им подарки, сделанные своими руками.

Кульминацией этого взаимодействия стал социальный проект «Откроем сердце доброте», который победил в грантовом конкурсе ООП «Милосердие и порядок» в первом полугодии 2014 г. и был успешно реализован.  Основная идея проекта -  мотивация детей на совершение милосердных поступков в отношении пожилых одиноких людей, а также привлечение внимания общества к проблемам пожилых  людей и людей с ограниченными возможностями здоровья. Но взаимодействие на этом не закончилось, а будет продолжаться и дальше.

Еще одним из наших постоянных партнеров по взаимодействию является ГБУЗ ГБ №7 (больница), т.к. главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей. Ежегодно мы заключаем договор с ней и успешно его реализуем. Врач- педиатр Щербакова Л.В. является частым гостем у нас помимо основной деятельности. Педагоги ДОУ приглашают ее для проведения НОД, бесед с детьми. Во время декад по ГО и ЧС Людмила Витальевна охотно рассказывает нашим воспитанникам о безопасном поведении в различных ситуациях.  

Особо хотелось бы остановиться на взаимодействии работы ДОУ и городского краеведческого музея (Музей природы). Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, организованные на базе городского краеведческого музея помогают педагогам расширять представления дошкольников об окружающем мире, учат любить родной край. Поэтому в региональный компонент ООП включены посещения краеведческого музея. Музеи  находятся в другом районе города, тогда решаем эту проблему, заказывая автобус в  №47, и выезжаем с детьми для ознакомления с достопримечательностями города. Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с социумом оказывают детскому саду родители. Их помощь в организации экскурсий намного упрощает этот процесс. Представители родительского комитета всегда сопровождают детей во время выезда на экскурсии, что во многом облегчает работу воспитателя.

 И самое главное – интеграция семейного и общественного воспитания. Мы всё активнее сотрудничаем с родителями – ведь это самый главный наш единомышленник. 

Р. Оуэн

В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а есть только возможность и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получает в семье и обществе.

В практике педагоги учитывают и свойства образовательного процесса, способствующие формированию активной позиции родителей:

  • доступность информации о деятельности дошкольного учреждения;
  • разноплановость социокультурных связей дошкольного учреждения;
  • учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей для оказания образовательных услуг;
  • направленность педагогов и администрации ДОУ на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания и использование его элементов в образовательном процессе;
  • использование педагогами специальных активизирующих методов и приемов.

Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада.

Объединение усилий детского сада и родителей в процессе воспитания детей составляет непростую задачу, решение которой заключается в создании особой формы общения «доверительный деловой контакт».

Педагогический коллектив активно изучает формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества. В планировании работы мы учитываем не только уровень знаний и умений семейного воспитания самих педагогов, но и уровень педагогической культуры семей, а также социальный запрос родителей (интересы, нужды, потребности).

Педагоги регулярно проводят социологический анализ контингента семей воспитанников и их родителей, что помогает установлению согласованности действий, единства требований к детям, организации разных видов детской деятельности.

Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как «помощника» семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей, стремление педагогического коллектива к диалогу. Родители с каждым годом активнее принимают участие в жизни дошкольного учреждения, в укреплении и расширении материально-технической базы. Уже доброй традицией в нашем ДОУ стало проведение смотров- конкурсов совместного творчества детей и родителей («Дары осени», «Лучшая икебана»,  «Елочка из бросового материала». «Конкурс Снеговиков», «Волшебное превращение валенка» и др. но наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников стали организованные на базе ДОУ семейные клубы «Клуб заботливых родителей» и клуб для начинающих родителей «Малышок», где решаются наиболее волнующие и актуальные вопросы для родителей. Отрадно отметить, что в последнее время повысилась заинтересованность отцов в воспитании детей. Они все активнее стали принимать участие в диспутах, конференциях, собраниях, а также в спортивных праздниках. Хорошим начинанием является открытие мини-музеев на базе групп нашего детского сада. Так, ежегодно мы организуем выставки декоративно- прикладного творчества . Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей.

В ДОУ также идет работа по реализации проекта «Открытые родители, открытый детский сад».

В результате использования данных форм взаимодействия, к поступлению в школу у детей:

• Формируется положительное самоощущение;

• Развивается компетентность в сфере отношений к миру, людям, себе;

• Умение включатся в разнообразные формы сотрудничества;

• Формируются знания об окружающем мире, развивается активность в разных видах деятельности;

• Развивается инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению;

• Приобщение к ценностям здорового образа жизни;

• Формируются предпрофильные предпосылки у дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты в организации работы с социальными партнёрами, которые помогают образовательному учреждению в социальном развитии детей дошкольного возраста.

Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, совершенствует профессиональную компетентность педагога.

Мы считаем, что организованное сотрудничество и взаимодействие детского сада и социума создает условия для непрерывности образования. Активная позиция и творческий потенциал педагогов убеждают в правильности выбранного пути. Планируем расширять круг взаимодействия, с учетом запросов родителей, интересов воспитанников и социальных партнёров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МБДОУ "Детский сад №18 "Светлячок" с детьми дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Опыт работы МБДОУ "Детский сад №18 "Светлячок" города Новочебоксарска Чувашской Республикис детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения.       Из год...

Моя педагогическая находка. Опыт работы. МБДОУ детский сад "Аистёнок" г. Суража

Тема презентации: "Нравственное воспитание дошкольников через формирование семейных ценностей"...

Опыт работы: «Формирование понимание детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины в условиях детского сада».

Как известно в детстве происходит становление образа Я – мальчик, Я-девочка и приобретения полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол. Актуальность проблемы воспитани...

опыт работы МБДОУ детского сада №16 "Радуга"

Вашему вниманию представлен опыт работы детского сада №16 "Радуга" г.Петровска по теме "Инновационные технологии  в условиях реализации ФГОС ДО"...

Опыт работы МБДОУ Сакмарский детский сад "Березка" во время проведения карантина

Опыт работы МБДОУ Сакмарский детский сад "Березка" во время проведения карантина...

Из опыта работы «Сотрудничество ДОУ и семьи, как социальных партнеров»

Цель:  Возрождение традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ...