Опыт работы МБДОУ "Детский сад №18 "Светлячок" с детьми дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
проект по теме

Опыт работы МБДОУ "Детский сад №18 "Светлячок" города Новочебоксарска Чувашской Республики

с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения.

       Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспорта. Улицы города с потоком движущихся машин требуют от детей хорошей ориентировки, а ориентировка формируется в процессе практической деятельности. Быстрое развитие автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения выдвигает серьезную задачу – обеспечение безопасности движения детей. По статистике каждый десятый жертвой дорожно-транспортного происшествия становится ребенок. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо необычным, он попадает на улице в опасные ситуации, особенно в летний период. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно. В предупреждении дорожно-транспортного происшествия с детьми важную роль играет работа ДОУ по разъяснению детям правил дорожного движения и привитию навыков дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах. Ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой предусмотрено обучение детей правилам дорожного движения со второй младшей группы. В план работы воспитателей вошли такие формы работы с детьми по правилам дорожного движения, как экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры. Воспитатели ДОУ в своей работе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, так же ориентируются на программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой, а именно раздел «Ребенок на улицах города". Начина со второй младшей группы в нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей с различными видами транспорта, воспитанию у детей умения вести себя на улице и проезжей части дороги. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущийся по ним транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставило своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил – это результат воспитанности. Исследования психологов показывает, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. Осознанное применение правил дорожного движения невозможно, если дети не умеют различать и называть (в зависимости от возраста) левую, правую сторону, середину. Правила дорожного движения требуют от ребенка ориентировки в пространстве и правильно реагировать на изменения окружающей обстановки. Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения воспитатели нашего дошкольного учреждения осуществляют связь между всеми разделами программы. На занятиях по коммуникации, изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, физкультурных, музыкальных и других видах деятельности уделяют внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. С правилами дорожного движения воспитатели ДОУ знакомят детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе. В младшей и средней группах во время целевых прогулок, на занятиях, в играх воспитатели направляют внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называют цвета светофора, знакомят с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина». Они уточняют название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т.д. Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе занятий: на аппликации - наклеивании светофора; на занятии по формированию элементарных математических представлений – учит различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги воспитатель сопровождает действия словом: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». На физкультурных занятиях малышей учат двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет». Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. В старшей и подготовительной к школе группах разрозненные сведения о правилах дорожного движения воспитатели связывают в последовательную и стройную систему представлений. Дети этих групп четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД. Воспитатели старших групп обыгрывают правила дорожного движения в различных играх. Все дети подготовительной к школе группы умеют практически переходить улицу, четко знают дорогу от дома до школы. Умение применять правила дорожного движения, воспитывается у детей на основе методической литературы имеющейся в ДОУ: «Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», Санкт-Петербург, 1994; «Как обеспечить безопасность дошкольников», К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская и др., М.»Просвещение», 2004; «Дошкольникам о правилах дорожного движения», Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко, М.»Просвещение», 1979; «Безопасность на улицах и дорогах», Н.Н.Авдеева,О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, М.Д.Маханева, М. ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997; Методическое пособие «Обучайте дошкольников правилам движения», ВКлименков. Воспитатели используют в своей работе имеющиеся в методическом кабинете большой выбор дидактических игр по правилам дорожного движения: • «Знаки на дорогах»; • «Дорожные знаки»; • «3 письма»; • «Светофор»; • «Кто ушел»; • «Что изменилось?»; • «Кто быстрее в детский сад приедет?», • «Мы едем, едем, едем!» В своей работе воспитатели используют имеющиеся в детском саду картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия. Используя художественную литературу, рассматривая с детьми картины, воспитатели ДОУ помнят и знают, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления. В каждой группе ДОУ созданы «уголки безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых. Для улучшения работы с детьми воспитатели собственными руками изготовили макеты улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами.  В течение года воспитатели знакомят детей с художественной литературой по правилам дорожного движения: • Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный»; • Жидков Б. «Что я видел, светофор»; • Северный А. «3 чудесных цвета»; • Клименко В. «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»; • Турутин С. «Для чего нужен светофор»; • Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист»; • Маршак С. «Милиционер», «Мяч». Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь нашего ДОУ с родителями. Воспитатели ведут большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомят их с программными требованиями, привлекают к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. Например, родители вместе с детьми выполнили работы по рисованию и аппликации в домашних условиях, а в ДОУ была организована выставка работ по правилам дорожного движения. С родителями в группах проводятся различные консультации по правилам дорожного движения, в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды на данную тематику. В конце учебного года воспитателями всех возрастных групп ДОУ проводится изучение уровня усвоения детьми программного материала по правилам дорожного движения по специально разработанным критериям, что дает возможность выявить уровень усвоения материала детьми и наметить задачи работы с детьми в летний оздоровительный период. Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, воспитатели уверены, что знания и навыки движения по улице, полученные в ДОУ, служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице наших выпускников. Необходимо отметить, что воспитанники ДОУ приходят в школу с определенными навыками правильного поведения на улицах. Это отмечают и учителя школ.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности в ДОУ таким образом, чтобы у каждого педагога, сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения. Педагогами ДОУ составлено тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Безопасность», которое соответствует образовательной программе учреждения.Для повышения педагогического мастерства воспитателей используются эффективные формы методической работы: семинары практикумы, педсоветы, деловые игры, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьмиЕжегодно проводится семинар-практикум «Формы работы по ПДД», на котором представляются специальная и художественная литература, способствующая воспитанию чувства улицы у детей; методические разработки наших педагогов и других авторов; настольные, дидактические игры: лото, домино, стоп-сигсм налы и другие. Одним из основных направлений в работе считаем сотрудничество с семьей в вопросах по ПДД (приложение №21). Стараемся строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими участниками, в процессе ее усвоения. С этой целью используем наиболее эффективные, интересные и доступные формы сотрудничества с родителями: выпуск буклетов на тему: «Зеленый огонек»; совместные праздники и развлечения: конкурсы: «Лучший пешеход», семейная викторина «Мама, папа и я – на улицах станицы» и т.д., наглядная информация на стендах «Уголок безопасности», в папках – передвижках.В ДОУ разработана тематика родительских собраний и консультаций для родителей по всем возрастным группам. Родители проявляют заинтересованность и готовность к сотрудничеству, принимают активное участие в проводимых в ДОУ мероприятиях: заседаниях клуба по интересам, анкетировании, в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр, подарков для детей младших групп, своих сестер и братьев.Для отработки практических умений и навыков поведения детей в дорожных ситуациях творческой группой педагогов ДОУ разработана система домашних заданий для совместного выполнения их родителями с детьми старшего возраста.Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «детский сад-дом» с указанием наиболее безопасного пути для ребенка из дома до детского сада и обратно. Анализ ежегодного мониторинга выявил положительную динамику в сформированности представлений по ПДД у детей дошкольного возраста. Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения увеличилось на 9%, по сравнению с 2009-2010 учебным годом, сформированность осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения возросло на10 %. Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице. В ДОУ собрано много разнообразного дидактического материала по обучению детей правилам дорожного движения. Воспитатели ищут новые современные формы работы с детьми по правилам дорожного движения, и это у них получается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdd.doc15 КБ

Предварительный просмотр:

      Одним из основных направлений в работе считаем сотрудничество с семьей в вопросах по ПДД (приложение №21). Стараемся строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими участниками, в процессе ее усвоения. С этой целью используем наиболее эффективные, интересные и доступные формы сотрудничества с родителями:

  1. совместные праздники и развлечения: конкурсы: «Лучший пешеход», семейная викторина «Мама, папа и я – на улицах станицы» и т.д.
  2. наглядная информация на стендах «Уголок безопасности», в папках – передвижках

       В ДОУ разработана тематика родительских собраний  и консультаций для родителей по всем возрастным группам. Родители проявляют заинтересованность и готовность к сотрудничеству, принимают активное участие в проводимых в ДОУ мероприятиях: заседаниях клуба по интересам, анкетировании, в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр, подарков для детей младших групп, своих сестер и братьев.

Для отработки практических умений и навыков поведения детей в дорожных ситуациях творческой группой педагогов ДОУ разработана система домашних заданий для совместного выполнения их родителями с детьми старшего возраста (приложение №23).

      Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «детский сад-дом» с указанием наиболее безопасного пути для ребенка  из дома до детского сада и обратно.

    Анализ ежегодного мониторинга выявил положительную динамику  в сформированности представлений по ПДД у детей дошкольного возраста.

      Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения увеличилось на 9%, по сравнению с 2011-2012 учебным годом, сформированность осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения возросло на10 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"

Именно на  этом этапе важно сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения"

Методические рекомендации по ознакомлению детей  с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения" содержат описание работы воспитателя...

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Каждый должен знать, без сомнения, правила дорожного движения!»

Цель: Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения  и умений использовать их в различных практических ситуациях для обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольни...

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения. Развлечение "Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения"

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения. Развлечение "Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения"...

опыт работы "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения через игры и игровые ситуации"

Воспитание культуры поведения на улице -актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованность пребывания на улице и дороге, в общественном транспорте необходимо начин...

Картотека «Минутки безопасности дорожного движения» с детьми старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения

Картотека «Минутки безопасности дорожного движения» с детьми старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения...

Презентация "Современные формы работы с детьми дошкольного возраста по правилам дорожного движения"

Безопасность дорожного движения и профилактика дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки прави...