Педагог дошкольного образования в современном мире: решение задач по развитию речи детей.
статья на тему

Рустамова Ирина Николаевна

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_doshkolnogo_obrazovaniya_v_sovremennom_mire.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рустамова Ирина Николаевна

Магистрант РГПУ им. А. И. Герцена

Научный руководитель, к.п.н., доц.

Гладкая Ирина Вячеславовна.

Педагог дошкольного образования в современном мире: решение задач по развитию речи детей.


Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к деятельности воспитателя ДОО. Одной из актуальных задач деятельности воспитателя является развитие речи детей. В отечественном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, а также в игровой деятельности.

В ФГОС в образовательной области «Речевое развитие» перед воспитателем ставится задача формирования аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте. Звуковой аналитико-синтетический метод используется в логопедической работе для развития фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза). Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Развитие грамматических навыков. Развитие связной речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны и требуют активности не только логопеда, но и воспитателя. При этом целесообразно рассмотреть опыт зарубежных стран в организации дошкольного образования, в частности работу по развитию речи дошкольников.

Во многих странах мира дошкольное образование является первичным звеном единой системы воспитания и обучения. Как правило, в большинстве стран функционируют стационарные и сезонные ясли, садики с разной длительностью работы, дошкольные отделения при начальных классах, материнские школы, площадки. Основа дошкольного образования - воспитательная работа, целью которой является гармоничное развитие детей, формирования навыков жизни в обществе, осуществляется в соответствии с программами воспитания и учебы. Во всех странах существуют системы подготовки педагогических работников (курсы, средние специальные, высшие учебные заведения). Каждая национальная система дошкольного образования имеет свои особенности и собственный передовой опыт.

Дошкольное образование Финляндии, является одним из лучших в мире, рассматривается вопрос преемственности образования России и зарубежья.

Финляндия северная страна, а, значит, подрастающее поколение с детства закаляют и приучают к суровой финской природе. Одно из своеобразий финской системы дошкольного образования связано с погодой. «Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда», - гласит девиз детсадов.

Во время тихого часа дети сами выбирают, чем они будут заниматься: спать, слушать музыку или сказку на кассете, играть в тихие игры, рассматривать книги.

Огромное значение здесь уделяется развитию речи во всех видах деятельности. Воспитатели всегда готовы делать что-нибудь с детьми руками, играть в настольные или ролевые игры, рисовать и лепить. Как правило, дети занимаются разными видами деятельности внутри одной темы, которая осваивается на протяжении недели, месяца или даже года. В детский сад приглашают артистов, художников, музыкантов, полицейских, пожарных и людей других профессий.

Свободная игра занимает в финских детских садах все больше места. Детей в финских садиках приобщают к самостоятельности, к самостоятельному выбору занятий. Финны считают, что ребенок как можно раньше должен начинать сам себя обслуживать. Детям поручают делать только то, с чем они уже могут справиться, обеспечивая им уверенность в своих силах.

Умение работать в малых группах считается чуть ли не основным для будущих школьников. И шестилеток, готовящихся к школе, обучают в первую очередь этому социальному навыку. Кроме этого, шестилетки должны научиться понимать инструкции педагога, сидеть на месте и слушать, отвечать на вопросы. Однако совершенно не обязательно, чтобы дети до поступления в школу овладели какими-то конкретными знаниями. От них не требуют заучивать наизусть тексты или правильно держать карандаш или ручку. Подходы к воспитанию детей в детских садах определяются опытом и традициями финского общества. Однако единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников.

Некоторые детские сады участвуют в исследовательских проектах совместно с университетами, в рамках которых изучается эволюция спонтанных игр, освоение компьютера, обучение рисовальной технике, математике, игре на музыкальных инструментах.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям.

При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть. Игра — средство воспитания и обучения, поэтому она может быть использована и воспитателем, и учителем-логопедом. Игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Но не стоит думать, что ребенку-дошкольнику нужно дать вдоволь наиграться до 6-7 лет, никак не заботясь о его развитии. Развивать ребенка нужно, но делать это необходимо не с помощью нудных занятий в группах на подготовительных курсах, а дома и в процессе общения малыша со сверстниками – в форме игры. Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность, умение придерживаться определенных правил, развита связная речь, которая необходима в дальнейшем обучении ребенка в школе.

Федеральные государственные образовательные стандарты выделяют требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения в соответствии с квалификационной характеристикой по соответствующей должности. В ее структуру входят базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того, чтобы успешно действовать. Очевидно, что в динамичном, развивающемся обществе невозможно раз и навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда вытекает необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности. При этом одной из актуальных проблем современного воспитателя является освоение игровых технологий для решения проблем развития личностных качеств детей.

Все это свидетельствует о том, что в современных условиях реформирования дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в решении задач по развитию речи: работа со сказкой в младшей группе (методические рекомендации)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно, образно. Связная речь неотъемлема от мира мыслей: связно...

Решение задач по развитию речи детей в музыкальной деятельности

Музыкальное занятие как средство развития речи детей...

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.

В статье отражены основные трудности введения профессионального стандарта для педагога дошкольного образования...

Семинар- практикум «Задачи по развитию речи детей дошкольного возраста: пути и формы решения»

На семинаре- практикуме в игровой форме систематизируются знания педагогов по вопросам решения задач речевого развития дошкольников....

Доклад для педагогов дошкольного образования на тему: « Устное народное творчество в развитии речи дошкольника».

Доклад для педагогов дошкольного образования на тему: « Устное народное творчество в развитии речи дошкольника»....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов дошкольного образования НА ТЕМУ: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Цель: Обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дош...