Решение задач по развитию речи детей в музыкальной деятельности
статья на тему

Клочкова Юлия Александровна

Музыкальное занятие как средство развития речи детей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема: "Решение задач по развитию речи детей в музыкальной деятельности"

МАДОУ ЦРР - детский сад №13
"Солнышко" Г. Зарайска
Музыкальный руководитель:
Клочкова Юлия Александровна

Сентябрь, 2012г.

Тема: "Решение задач по развитию речи детей в музыкальной деятельности"

Введение

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах.

Цели музыкальных занятий, условия их проведения

Наиболее важными целями музыкальных занятий для детей являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа,  ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она осуществлялась в форме занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение (чтение под музыку) заикающихся детей. Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в тоже время очень тихим.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Цели стимуляции музыкой могут быть различными:

1. Снять или уменьшить контроль ребенка за своей речью. Пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит.

2. Простимулировать активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус.

3. Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым.

Для музыкальных занятий необходима группа детей и, как минимум, двое взрослых - один за инструментом, другой с детьми в зале. Занятие должно проходить в атмосфере высокой эмоциональности, чтобы увлечь детей, тогда они будут петь с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы все взрослые были искренне вовлечены в происходящее на занятии, делали все с удовольствием. Только тогда педагоги сумеют "заразить" своим настроением детей.

Музыкальные занятия как средство развития речи детей

Музыкальное занятие - это не только последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом.

Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка. На музыкальных часто легче, чем на других занятиях, проходит установление контакта ребенка с педагогом. Это происходит, с одной стороны, за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями - педагог, играющий произведения, которые ему нравятся, получает удовольствие, которое передает ребенку и всем присутствующим на занятии. С другой стороны, на музыкальном занятии у музыкального руководителя есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий - он делает то, что ему нравится (свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в барабан и др.) и при этои получает одобрение взрослых, потому что он делает именно то, что нужно.

При помощи совместного пения и музыкальных игр специалисты стимулируют  и активную речь ребенка.  При этом непроизвольный характер занятия и заинтересованная включенность в процесс пения всех его участников позволяет снизить контроль за речью, не позволяющий начать говорить многим детям, которые понимают, что у них это не получается. Так, именно на музыкальных занятиях дети начинают петь или проговаривать простые слова любимой песни, и с этого момента на занятиях логопеда появляется возможность работать с ребенком на новом уровне. Также во время пения ведется работа по развитию речевого и певческого дыхания, развитию голоса, интонации.

Построение занятия зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие проблемы должны решаться на данном этапе. Некоторые элементы должны  обязательно присутствовать на каждом занятии: это движение под разную музыку, чтобы ребенок вошел в мир музыки, услышал ее и при этом понял или вспомнил, что разной музыке соответствуют разные типы движения (под марш дети ходят, под вальс кружатся и т.д.). После этого дети садятся полукругом около пианино и поют, некоторые песни сопровождаются игрой на музыкальных инструментах. На некоторых этапах пение полезно начинать с распевания. Важно также позволить детям отдаться во власть ритма, например, при игре на шумовых инструментах (маракасах, трещотках).

Кульминационная часть занятия - хороводные танцы. Заканчивается занятие снова спокойной музыкой или игрой.

На занятиях исполняются разные хороводные танцы. Существенными чертами этих танцев является то, что все сидят всех, что есть моменты, когда все держатся за руки, что в тексте песен есть повторяющиеся части. Мелодия должна быть увлекающей, но достаточно плавной.

Заключение

Таким образом, музыкотерапевтическое направление работы способствует:

1. Улучшению общего эмоционального состояния детей.

2. Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений).

3. Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции.

4. Нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).