Информационно-образовательное пространство ДОУ
статья по теме

Егорова Татьяна Владимировна

Опыт работы по формированию информационно - образовательного пространство ДОУ . Презентация и доклад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                  «Детский сад № 7»

Информационно-образовательное пространство ДОУ

Подготовил: старший воспитатель

Егорова Татьяна Владимировна

Кашира – 2016г.

СЛАЙД 1

     Единое информационное пространство образовательного учреждения – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация – педагоги - воспитанники – родители. 

СЛАЙД 2

     Во всех ключевых федеральных документах в области образования указывается на необходимость повышения качества образования посредством интенсивного внедрения и рационального использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)                        в образовательной деятельности.

     В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся.

СЛАЙД 3

     ФГОС дошкольного образования предусматривает формирование информационно-образовательной среды в ДОУ:

1. Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Это предполагает наличие                 в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники.

2. Обеспечение рационального и эффективного использования                      современных ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации. Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов направлено на повышение результативности образовательного процесса. В ДОУ должна быть сформирована электронная библиотека и для педагогов (где будут дидактические и методические материалы, электронные пособия), и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и т.д.).

3.  Информационную интеграцию ДОУ с родителями и педагогической общественностью. Для этого необходимо разработать механизм  взаимодействия с родителями, учреждениями образования и культуры, сетевыми педагогическими сообществами в условиях расширения информационно – образовательного пространства.
     Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере воспитания и обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников, тем самым решить одну из самых актуальных на сегодняшний день задач, на решение которой направлен и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

     Для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений, требуется создать эффективную информационно – образовательную среду, которая способствует формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности; создаёт условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; влияет на  развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.

СЛАЙД 4

     Однако внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ сопровождается рядом проблем. Остается актуальной проблема профессиональной компетентности педагогов по данному вопросу. При внедрении компьютерных технологий обучения возникают трудности экономического характера: дефицит бюджета, нехватка средств на техническое оснащение помещений, приобретения лицензионного обеспечения и т.д.

СЛАЙД 5

     На январь 2016 года в МБДОУ «Детский сад № 7» приобретены                               и используются:

  • Компьютер – 1 шт.
  • Принтеры-  2 шт.
  • Сканер – 1 шт.
  • Ноутбук – 2 шт.
  • Микшерный пульт – 1 шт.
  • Проектор и переносной экран на штативе – 1 шт.
  • Бесконтактный интерактивный музыкальный инструмент – 1 шт.

СЛАЙД 6  

  • Комплект для организации развивающих занятий                                                           в интерактивной форме – 1 шт.
  • Экспериментальная лаборатория дошкольника – 1 шт.
  • Комплект «Юный мультипликатор» - 1 шт.
  • Программно-методический комплект для организации                      образовательно-игровой деятельности дошкольников.

     Также почти во всех группах имеются телевизоры и DVD, подаренные родителями, и аудиомагнитолы, которые купили воспитатели за счёт личных средств.

     Дошкольное учреждение имеет доступ к сети Internet, свой сайт, электронный почтовый ящик. Электронная почта позволяет мобильно реагировать на информацию, что повышает оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчётов и других документов, обеспечивает электронную связь между дошкольными учреждениями, с Управлением образования и другими общественными институтами, и организациями.

     Широкое применение ИКТ в системе методической работы способствует   увеличению информационных потоковблагодаря сети Интернет, осуществлению быстрой обратной связи с коллегами, получению  объективной картины уровня профессионального мастерства педагогов (компьютерные тесты,   диагностические комплексы).

СЛАЙД 7

     Я использую компьютер в качестве незаменимого помощника                                    в делопроизводстве по созданию различных баз данных.

СЛАЙД 8

     Компьютер необходим при оформлении обобщения опыта работы педагогов, при подготовке к аттестации, при проведении родительских собраний, консультаций, педагогических советов, при оформлении документации (списки детей, сведения о родителях, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), составлении  отчетов.    

     Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз,                            а, набрав один раз схему,  в дальнейшем только вносить в неё необходимые изменения.

СЛАЙД 9

     Применение различных компьютерных программ помогает в разработке     и создании электронного продукта: презентаций, видеофильмов, дипломов и грамот для детей, информации и памяток для родителей и т.д.  

    Использование презентаций в процессе подготовки и проведения консультаций и семинаров, позволяет подготовить выступление на наглядной основе, создавать конспекты сообщений и материалов для раздачи слушателям.

     Мультимедийное сопровождение используется при проведении педагогических советов, выступлений на районных методических объединениях и других мероприятий.

     Материалы и информация многочисленных Интернет-сайтов помогают             в подборе иллюстративного и информационного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, стендов, папок-передвижек и т.д.

СЛАЙД 10

     С целью удовлетворения потребностей педагогического коллектива, воспитанников, родителей в оперативном предоставлении педагогической информации, в ДОУ создана медиатека, которая пополняется по мере возможности.

СЛАЙД 11

     Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах его деятельности.

     С 1 января 2011 года, в соответствии с требованиями закона «Об образовании» в редакции ФЗ № 293 от 8 ноября 2010 года (ст.32), создание и ведение официального сайта образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет» является обязательным.

    Создание информационного сайта дошкольного учреждения вывело организацию взаимодействия администрации учреждения, педагогов и родителей ДОУ на более высокий качественный уровень. У нас появилось открытое пространство для диалога педагогов и родителей                                                с общественностью и социумом, а информация, характеризующая деятельность ДОУ, стала доступна широкому кругу пользователей.

     Одной из целей ФГОС является «повышение социального статуса дошкольного образования». Сайт дошкольного учреждения даёт возможность «рекламировать» свою деятельность.

     Родители воспитанников имеют возможность на сайте познакомится                      с нормативной базой ДОУ, с коллективом, с материально-техническими условиями, образовательной программой, быть в курсе событий, о которых сообщается в ленте новостей.

     Одной из задач ФГОС является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».  Новые современные возможности помогают специалистам в работе с родителями и педагогами.

     По результатам взаимодействия специалистов с родителями выявляются наиболее актуальные вопросы о развитии и воспитании детей. Разработка консультаций специалистами для сайта детского сада ориентирована, прежде всего, на запрос родителей.

СЛАЙД 12

     Использование ИКТ во взаимодействии специалистов и родителей позволяют получать следующие результаты:

-повышение эффективности процесса воспитания и развития детей;

-повышение уровня психолого-педагогической компетентности

 родителей, активизация их личностного и культурного сознания;

-создание системы поддержки семейного воспитания;

-участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

          -реализация личностно-профессионального роста специалистов.

     Размещение на сайте формы обратной связи позволяет получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОУ, которые помогают сделать выводы о результатах развития детского сада                            и эффективности решения приоритетных задач.                                                   

СЛАЙД 13

     Помимо официального сайта, образовательное учреждение имеет свою страничку в социальной сети «В Контакте», созданную для общения родителей воспитанников.

     Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переходу на более эффективные формы работы.

СЛАЙД 13

     Но, как бы ни были хороши и качественны информационные ресурсы, они эффективны только в руках владеющего современными образовательными технологиями педагога.

     Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит                       к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

     ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».

     Педагог, который организует деятельность детей с использованием ИКТ, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.

СЛАЙД 14

     Применение ИКТ в образовательной деятельности:

  • подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация);
  • подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
  • разработка   сценариев праздников и других мероприятий;
  • оформление групповой документации, методических разработок;
  • создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
  • использование презентаций, созданных в программе Рower Рoint, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний и других мероприятий.

СЛАЙД 16

    Осуществленный нами анализ результатов анкетирования педагогов                    по проблеме ИКТ – компетентности показал, что из 23 педагогов, работающих    в нашем ДОУ, 43% (10 чел.) находятся на уровне ИТК-грамотности, для 43% (10 чел.) типична ИКТ-умелость. ИКТ-компетентность присуща 14% педагогам (3 чел.).

     Полученные данные позволяют говорить о том, что уровень владения ИКТ большинства педагогов недостаточен, что, на наш взгляд, имеет определенные негативные последствия для эффективности организуемой ими воспитательно-образовательной работы с детьми.

СЛАЙД 17

     В целях повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов был разработан план мероприятий, в который вошли следующие формы работы: собеседования, индивидуальные консультации, работа в паре, обучающие семинары – практикумы, мастер – классы, привлечение к проведению презентаций и пр.

     В помощь педагогам я предоставила список профессиональных педагогических Интернет-сайтов, Интернет-форумов, материалы которых можно использовать для самообразования по различным направлениям педагогический работы, для разработки конспектов проведения образовательной деятельности по разным образовательным областям, для подготовки консультаций, родительских собраний, участия в дистанционных конкурсах разного уровня и т.д. Воспитатели оценили преимущество использования ИКТ в ДОУ.

СЛАЙД 18

     Все педагоги на сегодняшний день имеют персональные страницы на официальном сайте ДОУ, которые регулярно обновляются, пополняются новыми методическими разработками и другой информацией. Странички есть у каждой возрастной группы детского сада. Многие создали свои странички на других профессиональных сайтах «Социальная сеть работников образования», «МААМ» и др., где в открытом доступе размещают свои материалы. Это позволяет им демонстрировать свой опыт, познакомиться с   наработками других педагогов, обеспечить сетевое общение и обмен опытом.

СЛАЙД 19

     Участие педагогов в различных дистанционных конкурсах для детей позволило привлечь родителей, мотивировать их на активное участие в жизни ДОУ, повысить ИКТ-компетентность педагогов, обеспечить высокий уровень участия детского сада в конкурсах.

СЛАЙД 20

     Наши достижения: грамоты, дипломы.

СЛАЙД 21

    Для повышения квалификации педагогов используется дистанционное обучение. 2 педагога прошли в 2015 году переподготовку, используя этот вид обучения.

СЛАЙД 22

     В программе развития ДОУ:

- укрепление материально – технической базы;

- приобретение технологического оборудования и учебного оборудования;

- повышение квалификации педагогов в области икт (в том числе осваивание интерактивного оборудования);

- внедрение нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников

СЛАЙД 23

     Внедрение ИКТ в практику работы дошкольного учреждения в целом, и, в частности, в практику методической работы, оказало эффективное влияние на формирование информационно-образовательногопространства и, как следствие, совершенствование методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности, как руководителя, так и педагогического состава. Это способствует не только самосовершенствованию педагога, но и позволяет повысить качество образовательного процесса в целом.

Список использованной литературы:

1. Гендина, Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры [Текст]/Н. И. Гендина// Школьная библиотека. - 2002.- №7. - С. 34-38.

2. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: методическое пособие/ Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 328 с.

3. Панина, Т. С., Дочкин, С. А., Клецов, Ю. В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников// [Электронный ресурс]http://www.belpc.ru/krirpo/index.php

4. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения [Текст]: практическое руководство. / Б. П. Сайков. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационно - образовательное пространство ДОУ М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» Подготовил: старший воспитатель Егорова Татьяна Владимировна Кашира - 2016

Слайд 2

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ – 273 В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: п. 3.2.8. Организация должна создавать возможности: 1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Слайд 3

Ф ормирование информационно-образовательной среды в ДОУ Организационно- управленческий компонент методический компонент Образовательный компонент Компонент взаимодействия с родителями, педагогическим сообществом Делопроизводство, создание баз данных размещение информации на государственных порталах взаимодействие с общественностью, социальными партнерами официальный сайт ДОУ, персональные сайты педагогов использование ИКТ на родительских собраниях, праздниках, развлечениях издательская деятельность Электронный информационно-методический банк для педагогов (медиатека) обучение кадров Комплексная интегрированная деятельность с включением ИКТ; стимулирование познавательной активности воспитанников Использование компьютерных программ в коррекционно-развивающей деятельности специалистов

Слайд 4

Проблемы внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОУ: проблема профессиональной компетенции педагогов в области ИКТ; - проблемы экономического характера: дефицит бюджета, недостаток средств на техническое оснащение помещений, приобретение лицензионного обеспечения и т.д.

Слайд 5

Компьютер – 1 шт. Принтеры- 2 шт. Сканер – 1 шт. Ноутбук – 2 шт. Микшерный пульт – 1 шт. Проектор и переносной экран на штативе – 1 шт. Бесконтактный интерактивный музыкальный инструмент – 1 шт. Телевизоры и DVD (в группах) Аудиомагнитолы Комплект для организации развивающих занятий в интерактивной форме – 1 шт. Экспериментальная лаборатория дошкольника – 1 шт. Комплект «Юный мультипликатор» - 1 шт. Программно-методический комплект для организации образовательно-игровой деятельности дошкольников – 1 шт. Материально-техническая база

Слайд 6

Доступ к сети Internet Сайт: http://kashds7.edumsko.ru/ Электронный почтовый ящик: mdou7@list.ru

Слайд 7

Компьютерный банк педагогической информации

Слайд 8

формирование электронного паспорта учреждения; создание банка данных образовательной деятельности учреждения – ведение учета мероприятий, методическая работа; создание информационной базы сотрудников ДОУ; создание информационной базы о воспитанниках, посещающих ДОУ; п роведение мониторингов; п одготовка к аттестации; п одготовка презентаций, видеофильмов; р абота с документами. П рименение ИКТ в системе методической работы:

Слайд 10

М едиатека Цель создания: Удовлетворение потребностей педагогического коллектива, воспитанников, родителей в оперативном предоставлении педагогической информации.

Слайд 11

Сайт ДОУ

Слайд 12

повышение эффективности процесса воспитания и развития детей; повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, активизация их личностного и культурного сознания; создание системы поддержки семейного воспитания; участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; р еализация личностно-профессионального роста специалистов. Использование ИКТ во взаимодействии специалистов и родителей:

Слайд 13

Регистрация в социальных сетях

Слайд 14

ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно - коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».

Слайд 15

п одбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация); п одбор дополнительного познавательного материала к занятиям; з накомство со сценариями праздников и других мероприятий; о формление групповой документации, методических разработок; с оздание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми; и спользование презентаций, созданных в программе Рower Рoint, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний. Применение ИКТ в образовательной деятельности:

Слайд 16

Результаты анкетирования «ИКТ-компетентность педагогов ДОУ:

Слайд 17

План мероприятий по повышению уровня ИКТ – компетентности педагогов: собеседования, индивидуальные консультации, работа в паре, обучающие семинары - практикумы, мастер – классы, привлечение к проведению презентаций и пр. выступления на педагогических советах, методических объединениях и пр.

Слайд 18

Профессиональные сайты работников образования

Слайд 19

Участие в дистанционных конкурсах

Слайд 20

Наши достижения

Слайд 21

Дистанционное обучение

Слайд 22

Создание условий для дальнейшего развития ДОУ: укрепление материально – технической базы. Повышение профессиональной компетентности педагогов: повышение квалификации педагогов в области икт – технологий (в том числе осваивание интерактивного оборудования). Повышение качества дошкольного образования: -оказание дополнительных услуг; - внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного образовательного процесса. Осуществление тесного взаимодействия с родителями воспитанников: -внедрение нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников. Направления развития ДОУ:

Слайд 23

Спасибо за внимание! « Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра» Джон Дьюи (американский педагог, социолог)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Литературно-художественный центр - важный компонент информационно-образовательного пространства разновозрастной группы общеразвивающей направленности»

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства,  в целом,  и лит...

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников через открытое информационное образовательное пространство

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников через открытое информационное образовательное пространство  1. Использование новых информационно-коммуникационных технологий в системе ...

Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации

Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...

Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...

Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»

.  Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...

Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...