Проект по здоровьюсбережению дошкольников "Дорогой к здоровью"
проект на тему

Застольская Наталья Вячеславовна

Проект "Дорогой к здоровью"

В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dorogoy_k_zdorovyu.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №72»

Проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса

«Дорогой к здоровью»

Застольская Наталья Вячеславовна

Пояснительная записка

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Тип проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный, творческий

Образовательная область:  «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Формировать представления о ценности здоровья и необходимости вести здоровый образ жизни.

Задачи проекта:

1.Образовательные:        

-Закреплять знания детей старшего дошкольного возраста о компонентах здорового образа жизни

-Обобщать и расширять знания детей о своем теле, работе внутренних органов и систем.

-Расширять и углублять представления детей о пользе занятий физических упражнений и подвижных игр.

 2.Развивающие:

-Формировать привычку заботиться о своем здоровье.

-Развивать познавательный интерес воспитанников к компонентам здорового образа жизни.

-Развивать воображение, творческие способности дошкольников.

-Развивать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе совместной двигательной деятельности.

3.Воспитательные:

-Воспитывать чувство самосохранения.

-Воспитывать уважение к профессии врача.

-Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.

4.Практические:

-Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности и речевую активность детей.

-Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

-Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Основная гипотеза проекта

        Динамика показателей роста, развития и состояния здоровья детей с максимально выраженным развивающим, профилактическим и оздоровительным эффектом должна основываться на внедрении индивидуально-ориентированных технологий оздоровительной физической культуры и спорта, оптимизации двигательной активности и формировании культуры здоровья

Ожидаемые результаты

1.Сформированность у детей стойкой установки на здоровый образ жизни.

2.Овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях: овладение культурно-гигиеническими навыками, навыками безопасного поведения в окружающей действительности.

3.Сформированность представлений о необходимости заботиться о своем здоровье.

4.Снижение уровня заболеваемости.

5.Повышение уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения.

6.Улучшение показателей развития физических качеств и двигательных навыков детей,  двигательной находчивости  и смекалки.

7.Наличие у детей навыков самоконтроля, саморегуляции, адекватной самооценки.

Проблема, на решение которой направлен проект:

        Долгое время система образования и система здравоохранения действовали разобщено. Сложившиеся «ведомственные» - узкомедицинские и узкометодические – подходы к определению стратегии построения оздоровительной работы не отвечали подлинной сложности и масштабам поставленных современным обществом задач, требующих создания и внедрения в практику образования здоровьесберегающих технологий.

        Одна из возможностей решения задач интеграции появилась с идей гуманитаризации всей проблематики физического и психического здоровья современного ребенка – дошкольника и созданием эффективных лечебно-профилактических мер, системы надежных психолого–педагогических методик, программ психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма стали точкой приложения усилий не только медиков, но также педагогов и психологов. Оздоровительная работа с дошкольниками постепенно становилась предметом проектирования, а не только простым воздействием на наличное состояние детей.

        На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

        В рамках данной проблемы появилась особая система физкультурно –оздоровительной работы с дошкольниками  Она такова: прямой показ взрослым образца движения - многократное воспроизведение детьми этого образца в однородных условиях с целью образования прочных динамических стереотипов (как основы навыка); перенос усвоенного образца в новые ситуации, где соответствующее ему движение могло бы выполняться вариативно и навык благодаря этому, закрепился бы окончательно.

        Особое место в массовой практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов активности: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания и т.д. В качестве главного положительного результата развития здесь всегда рассматривается прочно усвоенный моторный навык. А ведь в повседневной жизни ребенка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной активности. В числе примеров можно назвать самостоятельное создание детьми вариантов движений, комбинацию элементов этих движений в новые сочетания и т.п.. Ведь ребенок должен не только прочно усвоить навык, а еще осмыслить свое тело и телесные движения. Они должны стать особым объектом освоения, преобразования, познания и оценки.

        Формирование у дошкольников такого отношения к миру движений, по словам В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова, предполагает у них наличие творческого воображения, которое обеспечивает одушевление детских движений, что делает их по настоящему управляемыми. А это, в частности, значит, что ключ к формированию воли и произвольности внимания следует искать в сфере развития двигательного воображения.

        Развитие креативности, главного психологического завоевания дошкольного возраста, становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Воображение служит ядром развивающийся психики ребенка и влияет на уровень физического развития и его состояние здоровья.

Эффект образовательно-оздоровительный работы усматривается нами в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно – игровой (физкультурно-оздоровительной ) деятельности.

Актуальность проекта

        В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности.

        Валеологическое образование невозможно без изучения строения человеческого организма. Наш многолетний опыт педагогической работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый «пласт» знаний по валеологии и способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни.

        Проблема охраны здоровья детей в детском саду стоит очень остро.  Анализ состояния здоровья наших воспитанников показал, что в группе залогом хорошего самочувствия детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний. Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.

        Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, т. к. здоровье детей во многом зависит от их психического состояния. Большое значение имеет организация пространства в группе. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны.

        Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.

        Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей МБДОУ может достичь положительных результатов в воспитании детей к здоровому образу жизни.

Концептуальность

        Педагогическая идея проекта раскрывается в словах В.А.Сухомлинского - «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, - говорил В.А.Сухомлинский – от жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Мы уверены в том, что здоровье ребенка напрямую зависит от выполнения, причем качественного, своих должностных обязанностей и «теплого» отношения к сохранению здоровья каждого ребенка.

Сроки, этапы и предполагаемые результаты реализации:

        1 этап

1. Изучение литературы по данной теме

2. Проведение диагностического исследование состояния здоровья детей.

3. Определение инструментария диагностики оздоровительно-закаливающих мероприятий.

4. Определение актуальности и ценности двигательного режима.

5.Разработка плана работы с родителями по теме проекта

6.Подбор художественной литературы по теме «Здоровый образ жизни», иллюстративного материала

7. Оформление «Уголка здоровья» для детей

6. Подбор материалов для оформления родительского уголка «Здоровье наших малышей»

        2 этап

1. Ретроспективный анализ состояния здоровья каждого ребенка по результатам диагностики.

2. Обеспечение реализации работы с детьми по модели двигательного режима ДОУ.

3. Улучшение системы планирования работы педагогов с детьми и родителями по ЗОЖ.

4. С детьми рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы,

5. Кукольное представление «Как природа помогает нам здоровыми быть», «Где Тимошка здоровье искал»;

6. Проведение игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные)

7. Познавательные, интегрированные занятия, развлечения, праздники и тематические вечера.

8. Для родителей консультации, практические советы, рекомендации, родительские собрания.

9. Использование наглядной агитации (папки-передвижки, выставка фотографий.

        3 этап

1. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями

2. Обобщение опыта работы ДОУ по программе по формированию привычек к здоровому образу жизни у детей и родителей

3. Снижение пропусков детей по болезни.

4. Повышение индекс здоровья.

5. Повышение интереса к ЗОЖ у детей и родителей.

6. Обобщен опыт работы по здоровьеформирующим технологиям в работе с сотрудниками ДОУ.

Анализ эффективности проекта

        После реализации проекта по здоровьесбережению   «Дорогой к здоровью» в ДОУ были проведены повторное анкетирование и тестирование. Воспитанники показали высокий уровень знаний о ЗОЖ  и знаний о строении и функциях организма человека.

        Дети стали  понимать необходимость соблюдения режимных моментов, 69% детей стараются соблюдать режим дня дома, в начале исследования – 37%. Соблюдение навыков гигиены считают важными и их правильно выполняют 84%, в начале исследования 66%. В целом это хорошие показатели, показывающие, что  дошкольники хорошо представляют себе, какие предпринять шаги к сохранению своего здоровья. В этом вопросе многие ребята показали, что способны самостоятельно «без подсказок взрослых» понимать, что с детских лет необходимо заботиться о здоровье.

        Это говорит о том, что при реализации проекта у детей сформировываются  начальные знания о строении человеческого организма. Дети начинают понимать зависимость самочувствия человека от соблюдения правил ЗОЖ.

        Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: Использованные нами в проекте формы и методы формирования знаний о ЗОЖ были эффективными. Валеологизация воспитательного процесса детей дошкольного возраста, принесла положительные результаты по формированию у детей здорового образа жизни. Привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о здоровом образе жизни, о значении ведения здорового  образа жизни для сохранения и укрепления здоровья, что позволило полностью подтвердить выдвинутую гипотезу исследования.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект МБДОУ д/с №35"Здоровая природа- здоровый человек"

Тип проекта: Практико-оринтировочный.  Тема: " Здоровая природа- здоровый человек".Сроки реализации проекта: долгосрочный, 5 лет. Проблема: Сотрудничество педагогов и родителей по проблеме э...

ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни в процессе организации и проведения Недели Здоровья»

В практике дошкольных учреждений в целях приобщения дошкольников к основам здорового образа жизни, как правило, используются такие формы активного отдыха, как физкультурные праздники, досуги, Дни здор...

Проект по здоровьюсбережения.

Проект по здоровьесбереженияв группе ясельного возраста (с 1,5 до 2 лет)группа «Малинка»«Здоровью цены нет»...

Проект по здоровьюсбережению в старшей группе

Современный мир трудно представить без компьютера, телевизора и прочих гаджетов, а это сказывается на здоровье людей, а особенно детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необх...

Творческий проект по здоровьюсбережению "Спасение Счастливчика"

Цель проекта: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью ок...