НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Методическая разработка

1.                Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но и в первую очередь - значительные обновления содержания образования, прежде всего дошкольного, приведение его в соответствии с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием этой задачи является введение предшкольного образования.

2.                Впервые термин «предшкольное образование» прозвучал в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», предложенных Министерством образования и науки и одобренных Правительством России.

3.                Предшкольное образование является одним из звеньев системы непрерывного образования, которое находится на стыке двух его подсистем: дошкольного и начального. Правовыми основами развития и функционирования предшкольного образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании»). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_prezentatsiya-rayon.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ                               ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методическая разработка

  1. Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но и в первую очередь - значительные обновления содержания образования, прежде всего дошкольного, приведение его в соответствии с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием этой задачи является введение предшкольного образования.
  2. Впервые термин «предшкольное образование» прозвучал в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», предложенных Министерством образования и науки и одобренных Правительством России.
  3. Предшкольное образование является одним из звеньев системы непрерывного образования, которое находится на стыке двух его подсистем: дошкольного и начального. Правовыми основами развития и функционирования предшкольного образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании»).
  4. Для предшкольного образования России важными являются следующие положения: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.
  5. В основном предшкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.
  6. Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.
  7. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
  8. Однако реализация главной цели предшкольной подготовки невозможна без адекватно выстроенного содержания предшкольного образования, методов, форм, технологий работы с детьми 5-7 лет.
  9. Поэтому, основным содержанием предшкольного образования должно стать:

1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. Она не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач; как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Формирование любознательности, способностей невозможно без организации самостоятельной учебной деятельности детей, в которой они учатся пространственному моделированию, использованию планов, схем, символов, предметов заместителей.

3.Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка, что обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

4. Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий успешной учебной деятельности и в то же время важнейшим направлением социально-личностного развития.

  1. При экспериментальном обследовании ???дошкольников выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
  2. Под «МОДЕЛЬЮ» в педагогике и психологии понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.
  3. В дидактике выделены три вида моделей:

Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки, глобус

Предметно-схематическая модель.

Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Структура такой модели должна быть подобна главным компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.

Пример простой предметно-схематической модели – модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания.

Графические модели – обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется активно в школе, но последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

  1. Под моделированием понимается процесс создания моделей (вместе с детьми) и их использования в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
  2. Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Подьяковым, Д.Б. Элькониным. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
  3. Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а)     чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б)    ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в)     быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г)     должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;

д)    не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е)     нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

  1. ???Алгоритм работы с моделью:

      В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения:

- цвета:

- формы:

- величины:

- действия:

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например,

- не большой                                      

- не круглый

- не съедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

Vэтап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

  1. Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области

Развитие культурно-гигиенических навыков

Рассказывание о времени года, растительном, животном и предметноммире

Физические упражнения

Отгадывание и загадывание, придумывание загадки

Заучивание стихов

  1. Использование метода моделирования в обучении детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления, т.к. развитое наглядно-образное мышление подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т.е. является прочным фундаментом логического мышления.
  2. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества.
  3. Навыки моделирования очень важны человеку в жизни. Они помогают разумно планировать свой распорядок дня, учебу, труд, выбирать оптимальные варианты при наличии выбора, разрешать удачно различные жизненные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...

Метод наглядного наглядного моделирования в процессе автоматизации фонем

Работа на логопункте,  где  коррекционно- образовательная деятельность  введется согласно теории и методики развития речи детей дошкольного возраста с учетом специфики башкирского языка...

Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).

 В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми на...

Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).

 В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми на...